Засадный полк
Михаил Ходорковский выступил 5 декабря с большим интервью в швейцарской газете Neue Zurcher Zeitung, заявив, что «существует вероятность в 50 процентов, что нынешний режим (в России. – Авт.) перестанет существовать в ближайшие 10 лет». При этом, отметил экс-владелец ЮКОСа, он «не видит, как этот переход к демократии может быть мягким», зато считает возможным вариант, когда «борьба выйдет на улицы». «Путин сам себя завел в тупик, – прогнозирует Ходорковский, – его наследник будет обладать реальной силой только в том случае, если он разрушит Путина – физически или политически». Именно так, «разрушит физически», стоит в немецком тексте статьи (zerstort physisch).
Интересно, что на эту же тему несколькими неделями ранее рассуждал и Борис Немцов в интервью латышскому сайту Meduza, инвестором которого изначально был заявлен все тот же Ходорковский. «Вообще, прийти к власти в России, если нет института выборов, можно только с помощью революции», – сказал Немцов, добавив, что «поскольку в целом уровень жизни граждан снижается очень медленно, то критической массы для восстания нет, но ее появление возможно, если будет резкое снижение уровня жизни и обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе». Разумеется, далее Немцов уточнил, что он «противник революции». Конечно, Ходорковский, находясь за рубежом и ощущая поддержку Запада, может позволить себе говорить более откровенно.
Стоит заметить, что за границей наши либеральные оппозиционеры вообще чувствуют себя более свободно в плане высказываний. Так, французская La Croix 16 февраля 2012 года процитировала заявление близкого к Немцову Ильи Яшина, сделанное днем ранее на семинаре в парижском Институте политических исследований: «Путин должен решить, разделит ли он судьбу Ярузельского или Чаушеску».
Что касается упомянутого Немцовым «резкого снижения уровня жизни», то 6 декабря на парламентских слушаниях «Россия – США: временное обострение или новая холодная война?» замминистра иностранных дел России Сергей Рябков прямо заявил том, что ранее уже озвучивали представители российского антимайдана: «За формально декларируемой целью (санкций – авт.) заставить нас изменить позицию по Украине просматривается и практически не скрывается цель формирования социально-экономических условий для смены власти в России». Коротко и ясно.
Соответственно, Ходорковский ставит либеральной оппозиции четкую задачу «ждать и готовиться» к подобному варианту. Также, указывает он, «нужно не только ждать, нужно воспитывать часть будущей элиты». Эту функцию, очевидно, играют организуемые его «Открытой Россией» семинары с дистанционными выступлениями экс-олигарха с Запада. Себе в желаемом будущем Ходорковский отводит, разумеется, роль лидера страны, никак не меньше: «Потребуется правительство переходного периода… с этой задачей я бы справился, потому что я кризисный менеджер».
– Ходорковский, как и ранее него другие представители либеральной оппозиции, фактически в своем интервью признал, что демократическим путём, путём пресловутых честных выборов либеральная оппозиция к власти в России придти не сможет, – отмечает секретарь Центрального политсовета партии «Российский общенародный союз» Михаил Синицын. – Ходорковский, Немцов, Навальный и другие «болотные» деятели предельно ясно себе представляют, что единственная возможность оказаться на вершине власти для них – государственный переворот, который может стать результатом активной внешнего воздействия со стороны Запада и сговора части современной российской элиты.
В этой связи становится совершенно понятен их восторг по поводу методов смены власти на Украине в 2014 году и их абсолютно некритическое отношение к действиям новых властей Украины по уничтожению населения Донбасса, борьбе с политическим инакомыслием, распространению неонацистской идеологии. Причина этой избирательности лежит на поверхности: российская либеральная оппозиция ждёт момента, чтобы не только в нужное время и в нужном месте получить политическую и финансовую помощь Запада в своих устремлениях совершить государственный переворот, но и поступить со своими политическими оппонентами точно по такой же схеме, по которой сегодня работает нелегитимная власть на Украине.
Я уже давно обратил внимание, что российская либеральная оппозиция полностью переняла из Украины откровенный язык вражды по отношению к политическому большинству России. Под хиханьки и хаханьки про «ватников», «совков», «путиноидов», «колорадов», «имперастов», «быдло» ими запущен процесс расчеловечивания тех граждан России, которые находятся на патриотических, государственнических позициях (а это и есть то самое политическое большинство). Перечисленные выражения и характеристики в скором времени могут перейти из сферы маргинальной, ограниченной общением в блогах, в устоявшийся политический лексикон. Этот переход обеспечат лояльные оппозиции СМИ и «демократические» журналисты. Они же будут заниматься созданием обстановки нервозности и паники в обществе, гиперболизируя те или иные экономические проблемы, которые могут возникнуть или уже возникают в ходе нынешней финансовой нестабильности.
То есть нужно признать, что сейчас идёт активная работа по подготовке информационной почвы для попытки совершения государственного переворота и последующей репрессивной расправы с политическими оппонентами. А Ходорковский будет впоследствии десантирован в Россию в «пломбированном самолёте». Но при этом надо понимать, что о демократии и честных выборах при таком раскладе нужно будет забыть даже экзальтированным представителям «креативного класса».
При этом ставка на аналог майдана в России может оттолкнуть от оппозиции многих даже протестно настроенных россиян, считает независимый муниципальный депутат московского района Митино Владимир Демидко. В 2012—2014 годах он был активным участником целого ряда протестных кампаний в районе и даже организовал в нем самую массовую в столице встречу (около 1000 человек) избирателей с Алексеем Навальным во время мэрской кампании последнего:
— В стране большое число проблем, которые конечно же надо решать. Как человек, который сам сталкивается с неравными условиями на выборах, я соглашусь с теми, кто говорит, что власть поджимает тех, кто идет на выборы, не достигнув каких-либо договоренностей с ними. С другой стороны, меня не удивляет, что у людей, выбравших в себе в союзники для борьбы против власти в частности и государства в целом страны Запада, США, Украину и НАТО, периодически то тут, то там случаются проблемы с этим самым государством. Это плохие союзники для решения внутренней проблемы страны, связанной с недостаточной демократией и сменой власти, так как они довольно избирательно подходят к тому, что назвать проблемой и начать решать, а что не заметить и проигнорировать.
Я понимаю, что некоторым может показаться, что своими силами пробить и одолеть этот монолит крайне тяжело, и они готовы хоть черта лысого взять в союзники, но я не вижу широкой поддержки этой идеи у людей, более того, я вижу явное отторжение по отношению к тем, кто выбирает такой путь. Путь революции (особенно, после примера в соседней стране) вряд ли приведет к чему-то хорошему, есть большая вероятность, что русский мужик с оглоблей разгонит любой майдан в Москве раньше, чем до него доедет первый полицейский.
В нашем районе есть довольно много спорных решений, предложенных районными, городскими и федеральными властями, которые серьезно критикуются жителями, но в вопросе конфликта Россия – Запад все выступают единым фронтом на стороне нашей страны, за редким исключением, сравнимым со статической погрешностью. Это говорит о том, что отношение людей к «помощи» извне однозначное. Не нужно говорить про зомбирование СМИ, все эти люди имеют доступ в интернет и могут читать любые материалы. Зачем люди, претендующие во власть, дискредитируют себя этим, мне непонятно.
Демидко, активный участник различных общественных форумов, подверг критике и сам кадровый подход оппозиции к формированию «будущей элиты России»:
– Мне кажется, в вопросе рассуждения о том, кто возьмет и удержит власть в случае потери ее нынешними элитами, Михаил Борисович выбирает неверный путь для воспитания кадров, возможно, в связи с тем, что не видит картины здесь, а опирается на тех, кто ему докладывает, либо выстраивает свое мнение но основе материалов из Интернета, которые формируются небольшим числом активных пользователей Сети. Структуры, активные в период выборов, наблюдатели на выборах, юридическая поддержка – все это уже есть, работает и потенциал роста тут исчерпан, потому что в день выборов нарушения минимальны, вся работа по накручиванию рейтинга сделана СМИ до них. Нужно не наблюдать на выборах, а подбирать и растить сильных кандидатов и сильных управленцев, за которых люди захотят проголосовать.
Проблема в том, что потенциально сильные кандидаты и сильные управленцы даже в нынешней реальности – люди довольно занятые, чтобы находить время на скорбные посты в социальных сетях или участии в агитации на кубах.
Вообще, – добавил Демидко, – основная проблема оппозиции, простите за прямоту – масса унылых, неконструктивных, но крайне энергичных людей, которые с утра до ночи пишут печальные посты по любому поводу и предлагают простые и незатейливые решения уровня «нужно сменить власть и этого не будет». Именно рядом с такими людьми (и во главе с ними) многие стали откалываться от движения и уходить назад — в «нейтралитет». Человек во власти должен обладать железными нервами, потому что любое решение, по сути, это перераспределение всегда ограниченных ресурсов (бизнесмену это понять тем более просто) и в результате этого перераспределения где-то ситуация улучшается, но где-то и ухудшается.
«Свободная пресса»