Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Путин отказался от Новороссии?

Путин отказался от Новороссии?

iCADSQJTDСтранное впечатление производит нынешняя российская политика по вопросу Украины. И президент, и министр иностранных дел вдруг разом позабыли слово «Новороссия» и заговорили о неком единстве Украины. А в адрес Петра Порошенко вдруг стали звучать положительные дифирамбы за его якобы «миротворчество» (хотя и Порошенко, и вся правящая в Киеве нацистская клика не скрывают, что нынешнее перемирие на Донбассе им нужны только для того, чтобы как следует подготовиться к решающему военному удару).

Возникает вопрос — неужели Путин предал русский Юго-Восток Украины?

Красивые слова и отсутствие дела

А ведь как всё патриотично начиналось! Когда в Киеве случился государственный националистический переворот, Кремль в лице президента Владимира Путина вдруг объявил себя защитником всего русского мира, который охватывает не только Россию, но и все бывшие союзные республики, где проживают русскоязычные граждане. Понятия русского мира и необходимости его защиты тогда звучали практически во всех путинских выступлениях – от обращения к Федеральному собранию по поводу присоединения Крыма до отдельных его заявлений.

Аннексия Крыма, как нам сказали, произошла только потому, что националистический майдан стал угрожать здешним русским людям, и президент не мог остаться безучастным к призывам крымчан. «Русские своих не бросают!» – убедительно на всех митингах взывали к народу лидеры прокремлёвской партии «Единая Россия».

А потом зазвучала тема Новороссии, то есть больших территорий украинского Юго-Востока, где русские составляют этническое большинство. Вот одно из путинских заявлений, прозвучавших в апреле, во время общения президента с журналистами:

«Вот Новороссия. Вот это вот Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена. Это всё территории незаконно переданные в двадцатые годы советским правительством, зачем они это сделали – Бог их знает».

Если бы это были слова частного лица, то на них вряд ли стоило бы обращать внимание. Однако эти слова произнёс президент страны, потому для жителей Новороссии они прозвучали как призыв к конкретным действиям – при поддержке России всеми мерами добиваться защиты своих прав, вплоть до вооружённого восстания.

Это сегодня кремлёвские «аналитики» говорят о том, что Путин на Юго-Востоке якобы никому и ничего не обещал, что он не общался с лидерами Донецкой или Луганской народных республик и т.д. Да, возможно, лично ни с кем из лидеров народного сопротивления он и не встречался. Однако с этими лидерами наверняка встречались помощники и замы Путина, вдохновляя людей на продолжение борьбы. Иначе с чего бы это лидеры сопротивления – Олег Царёв, Денис Пушилин и ряд других политиков Донбасса – периодически наведывались в Москву?

Мало того, сегодня появляется информация о том, что и вооружаться Донбасс начал именно с одобрения Москвы! Вот что, к примеру, пишет весьма осведомлённый политолог Егор Холмогоров:

«Когда люди Игоря Стрелкова заходили в Славянск, равно как и митинговали в Луганске и Одессе, то идеология (и установка) была чёткой – продержаться до того момента, когда Россия введёт миротворческие силы. Не дать перебить русских раньше, чем придёт День R.».

По всей видимости, Донбассу обещали следующее – продержитесь немного, и в нужный момент российская армия в качестве гаранта защиты русского населения вам поможет. И Донбасс поверил...

Всем своим поведением Кремль вдохновлял людей на такого рода активность. Ещё 2-го марта председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин заявил, что Россия будет считать исполняющего обязанности президента Украины Александра Турчинова военным преступником, если против жителей Юго-Востока Украины и Крыма будет применена военная сила. Как разъяснили потом московским журналистам люди из окружения спикера, Россия готова применить военную силу для защиты русскоязычных граждан.

И в течение всего марта и апреля Кремль давал понять Юго-Востоку, что Россия вот-вот придёт на помощь. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков со скорбным выражением лица вещал про то, что Путин получает тысячи писем от жителей Донбасса с призывами о помощи и что глава государства в курсе всего происходящего и не намерен оставаться безучастным к этим призывам. На российско-украинской границе в это время проводились демонстрационные военные учения.

Сам же Путин на апрельской встрече с журналистами возмущался фактами стягивания украинской армии к восставшему Донбассу и даже гневно пожурил Киев за присутствие на этой земле установок залпового огня «Град». Намёк был более чем прозрачен – если этот «Град», не дай Бог, будет применён, то в ответ Киев получит та-а-кое!

Как «сливали» Новороссию

Та-а-кое действительно случилось, но в очень неожиданной форме. В Москву на встречу с Путиным явился глава ОБСЕ Дидье Буркхальтер. Процитирую по этому поводу сообщение РИА «Новости» за 8-ое мая:

«Политики обсудили «дорожную карту» по выходу из украинского кризиса... Важным сдвигом в позиции России стало фактическое признание досрочных президентских выборов, которые назначены киевскими властями на 25 мая 2014 года. До этого Россия давала понять, что не признаёт итогов этих выборов, поскольку законным президентом Украины считает Виктора Януковича. Другая важная уступка со стороны Москвы – это обращение Путина к руководству Донецкой и Луганской областей с просьбой перенести референдум о статусе этих регионов с 11 мая на более поздний срок...».

В это не верилось, но рандеву Путина с Буркхальтером сильно смахивало на капитуляцию России в украинском вопросе. Впрочем, все мы продолжали верить президенту, полагая, что его признание президентских выборов на Украине и призывы отсрочить народный референдум на Донбассе вызваны хитроумным и далеко идущим планом, имеющим продуманную политику по защите русского мира.

Наивно в это верил и я, автор этих срок.

А ведь уже тогда были видны признаки не мудрой путинской политики, а готовящейся капитуляции. Так, известный прокремлёвский политолог, глава Центра политических технологий Игорь Бунин, комментируя итоги встречи Путина с представителем ОБСЕ, сказал, что «компромисс, достигнутый между Россией и Западом, в некотором смысле ожидаем: «крымский сценарий» в восточных регионах Украины был бы невозможен... потому, что политические элиты и значительная часть населения Донецкой и Луганской областей не хотели присоединения к России».

В общем, Кремль, устами таких, как Бунин, давал понять, что никакой реальной помощи Донбассу он оказывать не намерен.

А потом «слив» Новороссии со стороны Кремля стал носить более откровенный характер. Путин отозвал мандат на ввод российских войск в Украину, признал там президентские выборы и практически перестал публично комментировать события, происходящие на Донбассе – несмотря на начавшуюся карательную операцию, несмотря на унизительный для страны разгром нашего посольства в Киеве, несмотря на вторжение украинских БТРов, несмотря даже на то, что снаряды рвались уже на самой российской территории, а к нам хлынули десятки тысяч беженцев.

Мало того, пока Донецкая и Луганская республики буквально истекали кровью, российский МИД, потерявший былую воинственность, пытается наладить какой-то там «внутриукраинской диалог», хотя по действиям Киева видно, что ни с кем на Юго-Востоке президент Порошенко договариваться не собирается.

А однажды в передаче одного из кремлёвских телепропагандистов Сергея Брилёва вылез бывший режиссёр, а ныне придворный «монархист и патриот» Никита Михалков, который вместе с ведущим пустились в рассуждения о том, что любая военная помощь Донбассу России невыгодна и что, мол, Америка только и ждёт, что Москва необдуманно вмешается в военный конфликт на Украине. Учитывая то, что без личного соизволения Путина ни Михалков, ни Брилёв никогда не стали бы вести такие разговоры, можно смело утверждать, что капитуляция состоялась, и её пытались информационно обосновать...

В конце августа ополченцы Донбасса перешли в успешное контрнаступление. Каратели были полностью разгромлены. Появилась возможность не только отбросить войска хунты с территории народных республик, но и вообще дойти до самого Киева! Однако из Кремля поступил приказ прекратить наступление.

Украинская армия не только получила передышку, но и продолжила безнаказанно обстреливать Донецк и Луганск. Сейчас объявлено новое «перемирие» — остаётся только ждать, когда вновь обернётся большой кровью.

Договориться по-родственному

По поводу предательского поведения Кремля сегодня выдвигается множество версий. Возможно, в этих предположениях и есть какое-то зерно истины, но я думаю, что разгадка здесь куда более простая и циничная.

И заключается она в том, что у Кремля нет и никогда не было никакой продуманной стратегии по защите русского мира! Та же Украина, где Россия годами закрывала глаза на факты гонения русского языка, на возрождение местного бандеровского национализма, на местную воинствующую русофобию – яркое тому свидетельство.

А сама кремлёвская риторика о русском мире возникла лишь применительно к текущему моменту.

Такой момент наступил в феврале этого года, когда к власти в Киеве пришли люди, с которыми Путину договариваться было невозможно – они полностью ориентированы на США. Тогда же к Путину попала информация о том, что все эти Яценюки, Турчиновы и Кличко обещали передать Крым США под размещение там баз НАТО.

А ведь там Черноморский флот. Подозреваю, что не имей Крым такого важного стратегического значения, его воссоединения с Россией никогда бы не состоялось, как бы там ни нарушали права местных русских. Крыму повезло.

А вот Донбасс оказался в куда более печальной ситуации. По всей видимости, Кремль и не собирался ему серьёзно помогать. Думается, регион просто решили использовать для политического давления на Киев.

Я уже писал о том, что после победы майдана Россия поначалу сделала ставку на местную деловую и политическую элиту, вроде харьковских начальников – губернатора Михаила Добкина и мэра Геннадия Кернеса. Они должны были соорганизовать русскоязычный Юго-Восток для политического отпора произошедшему в Киеве перевороту. И если не добиться возвращения власти свергнутому Януковичу, то хотя бы принудить Киев признать за Юго-Востоком особый статус.

Однако эти начальники, слегка побузив, под давлением новых украинских властей быстро сдались.

Но когда «бунт начальников» сдулся, на передний план вышла сила, какую явно не ожидали увидеть ни Москва, ни Киев, ни Запад. Начальников, предавших антимайданный протест, заменили новые люди, вышедшие, как говорили раньше, из народа. Народ, поверивший заверениям Кремля о русском мире, о том, что «русские своих не бросают», самоорганизовался и выдвинул своих лидеров, которые создали Донецкую и Луганскую народные республики.

В этой ситуации Кремлю ничего не оставалось делать, как только заявить о своей поддержке народных протестов, хотя никакой настоящей помощи этим протестам в Москве оказывать не собирались. Всё это время Кремль, очевидно, искал возможности заменить народных лидеров на привычных и удобных украинских начальников, которые сумели бы договориться с Киевом на нужных для Кремля условиях.

Но Запад быстро разгадал путинские замыслы и решил сыграть в свою игру.

Нагрянувший в мае глава ОБСЕ, видимо, не только припугнул, но еще и много чего пообещал Путину: и федерализацию Украины, и особый статус для русского языка, и безусловную оплату газового долга и т.д. Обрадованный глава российского государства тут же дал обратный ход своим заверениям о поддержке русского мира. «Подсластил пилюлю» и новоизбранный президент Украины Пётр Порошенко, заявивший о перемирии на Юго-Востоке. Порошенко летом даже начал «мирные переговоры». Но российскую сторону на них представлял украинский олигарх Виктор Медведчук.

Известно, что Виктор Медведчук дружит с Владимиром Путиным и общается, так сказать, на семейном уровне – ещё в 2004 году Путин крестил дочь Медведчука Дарью и потому является в некотором роде родственником олигарха. Но Медведчук всегда был сторонником единой Украины и категорическим противником любой автономии Донбасса – и это также многое говорит о настоящих, а не пропагандистских планах Кремля.

В ходе этих «мирных переговоров» Путин, по всей видимости, расслабился окончательно и отозвал мандат на введение войск...

И тут быстро выяснилось, что его буквально обвели вокруг пальца! Все эти обещания Запада, разговоры о перемирии нужны были лишь для перегруппировки украинских войск и подготовки решающего наступления на восставший Юго-Восток. Оно последовало буквально сразу после решения Кремля не применять военную силу.

Не имея никаких реальных планов по защите Донбасса, Путину только оставалось свернуть свою патриотическую риторику... Он даже не решился признать ноябрьские выборы в Донеце и Луганске, оставив народные республики в очень подвешенном юридическом состоянии.

Какое у Путина будущее?

Думаю, что последствия этого поражения, этого предательства будут иметь очень печальные для страны последствия.

Россия наверняка оттолкнёт от себя зарубежный русский мир, который, убедившись в том, что является для Кремля всего лишь инструментом в большой геополитической игре, перестанет быть нашим союзником – надолго, если не навсегда.

Бывший руководитель народного ополчения Донбасса Игорь Стрелков написал, что когда России понадобилось защитить граждан Южной Осетии, то она, не раздумывая, разнесла в пух и прах регулярную армию Грузии. А вот жизнь русских людей, видимо, ценится Кремлём гораздо ниже. Председатель президиума Верховного совета ДНР Денис Пушилин высказался ещё более откровенно. В своём Твиттере он написал по поводу сдачи Славянска: «Что сказать, нас обнадёжили, обнадёжили и бросили. Красивые были слова Путина о защите русского народа, защите Новороссии. Но только слова».

Такого предательства и такого пренебрежительного цинизма никто в мире не прощает!

Большое разочарование Путиным наступит и в самой России. Все последние месяцы наше центральное телевидение вело яростную пропаганду в поддержку восставшего Донбасса и показывало зверства киевских карателей, чем вызвало не только большой поток российских добровольцев в ряды донецкого народного ополчения, но и праведный гнев всего нашего населения. Люди – дома, на работе, на дачах, в интернете – спрашивали друг друга: доколе Москва будет терпеть эту кровавую бойню? Когда же наш президент, который так сильно проявил себя в крымском вопросе, решительно положит конец украинскому нацизму?!

И если выяснится, что вся эта телевизионная пропаганда о страданиях Донбасса была лишь средством ведения банальной политической игры, которая закончилась трагическим поражением русских...

Боюсь, Владимир Владимирович, реакция российского народа на предательство Новороссии вам сильно не понравится.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика