«Объединение Северной и Южной Кореи – это большая политическая игра»
Посол США в Южной Корее подвергся нападению местного активиста. Марк Липперт получил несколько ножевых ранений, вследствие чего ему наложили 80 швов. Нападавший требовал объединения Северной и Южной Кореи, а также прекращения американских учений на границе двух стран. Активность США в Южной Корее вызывает недовольство среди местного населения. Но есть и другие причины произошедшего.
Дело на 80 швов
Активист левой организации Южной Кореи напал на посла США Марка Липперта в Сеуле, когда он направлялся на утреннюю лекцию в Культурном центре имени короля Седжона. По свидетельству очевидцев, преступник подбежал к послу сзади, когда тот остановился в ресторане, и повалил его на находившийся рядом стол. «С помощью 25-сантиметрового ножа он нанес резаные раны на правой щеке, а также на левой руке и пальцах американского дипломата», – цитировал ТАСС представителя полиции.
Во время атаки нападавший выкрикнул: «Южная и Северная Корея должны воссоединиться», – добавил местный телеканал YTN TV. Другие местные СМИ отмечают, что во время нападения злоумышленник также кричал, что он против войны и начавшихся в республике в минувший понедельник совместных американо-южнокорейских маневров Foal Eagle и Key Resolve.
Глава американской дипломатической миссии был доставлен в близлежащий госпиталь. Полиция Сеула уточнила, что посол США тяжело ранен. Судя по распространенным местными СМИ фотографиям, у него повреждена правая часть лица и запястье левой руки. Позже представитель министерства здравоохранения Чан Нам-Сик сообщил, что пострадавшему два с половиной часа оказывали помощь пластический и ортопедический хирурги: «Операция прошла успешно. Его (Липперта) состояние стабильное, он отдыхает в больничной палате», – добавил Чан Нам-Сик. Всего Липперту наложено 80 швов.
Преступник был задержан представителями правопорядка и в настоящий момент находится под стражей. Им оказался 55-летний гражданин Южной Кореи по фамилии Ким Ги Чжон. Он возглавляет гражданскую организацию левой направленности «Уримадан», что переводится как «наш круг» или «наша арена». Столичная полиция, по словам ее представителя, уже приступила к допросу. Сообщают, что во время задержания Ким Ги Чжону сломали ногу.
Известно, что это не первое его нападение на дипломатических представителей. В июле 2010 года Ким Ги Чжон был приговорен судом к условному двухлетнему тюремному заключению за то, что бросил в Сеуле в японского посла Тосинори Сигэиэ кусок бетона в знак протеста против претензий Токио на острова Токто (Такэсима) в Японском море.
Судя по записям в блогах, в последнее время Ким Ги Чжон переключился с территориальной проблемы на выяснение роли США в межкорейских отношениях. В минувший вторник он разместил в интернете пост с осуждением американо-южнокорейских военных маневров, назвав их «причиной, мешающей проведению встреч разделенных Корейской войной 1950–1953 годов семей Севера и Юга». «Если Сеул и Вашингтон сократят масштабы и сроки проведения маневров, то КНДР пойдет навстречу», – писал нападавший. По словам возглавляющего командование объединенных вооруженных сил РК и США генерала Куртиса Скапарротти, маневры союзников продолжатся в соответствии с планом.
Посол США в Южной Корее Марк Липперт подвергся нападению представителя левой партии, который требовал объединения Северной и Южной Кореи. Липперт получил ранение руки и лица. Его жизни ничего не угрожает.
«Нападение на альянс Южной Кореи и США»
«Это неприемлемый инцидент, так как это не только физическое нападение на посла Липперта, но также нападение на альянс Южной Кореи и США», – заявила президент Южной Кореи Пак Кын Хе.
«Решительно осудили» нападение на посла и США. Соответствующее заявление Госдепа озвучила в Вашингтоне заместитель пресс-секретаря ведомства Мари Харф. Причиненные ему ранения, по ее словам, «не представляют угрозы для жизни». Американское «посольство в Сеуле координирует действия с местными правоохранительными органами», подтвердила официальный представитель Госдепартамента. В свою очередь, официальный представитель Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома Бернадетт Михэн сообщила, что президент США Барак Обама позвонил в связи со случившимся Липперту по телефону, «чтобы пожелать ему всего самого хорошего, а также скорейшего выздоровления».
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, в прошлом занимавший пост главы МИД Южной Кореи, также «был потрясен, узнав о совершенном в Сеуле нападении на посла США, сообщил официальный представитель генсека Стефан Дюжаррик: «Генеральный секретарь рассчитывает, что власти Республики Кореи проведут полное расследование и убедятся, что приняты надлежащие меры по обеспечению безопасности дипломатов и дипмиссий».
Отметим, что 42-летний Липперт, который занял свой дипломатический пост в Сеуле в прошлом году, стал самым молодым американским послом в РК. Ранее он возглавлял секретариат министра обороны США Чака Хейгела, а в 2011—2012 годах был его помощником по проблемам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Полиция Сеула пообещала усилить меры безопасности вокруг американских объектов и их персонала с целью не допустить повторения подобных инцидентов в будущем. Посольство США, по сведениям властей РК, до настоящего времени не обращалось с просьбами по обеспечению сопровождения для Липперта.
Игра в объединение
Среди общественности, которая выступает за объединение Северной и Южной Кореи, действительно вырос накал негатива после начавшихся на днях военных учений, рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований института Дальнего Востока Евгений Ким. «Штабные учения, которые начались три дня назад, переходят в более широкие, под названием «Орленок». Там должны присутствовать 200 тысяч военнослужащих от южнокорейской армии, плюс еще 8,5 тысяч от американской, в том числе прибывает и контингент из Японии. То есть это не те люди, которые дислоцированы в Южной Корее. Там отрабатывается сценарий захвата плацдарма для подготовки к высадке крупных армейских соединений. Американцы не скрывают, что бригады морской пехоты учатся захватывать Северную Корею. Ни в одной стране мира не проводится военных учений с таким количеством участников», – подчеркнул собеседник.
«И в Южной Корее у многих очень негативное отношение к этим учениям. Там есть люди, которые устраивают демонстрации, требуют, чтобы эти учения были отменены или хотя бы сократилось количество участников, – рассказал Ким. – При этом есть и приличное количество людей, которые считают, что американцы просто защищают их. Пропаганда таким образом их обработала. Но недовольных много».
Многие представители левых негативно настроены к нынешней власти, в основном из-за сотрудничества с США в военной сфере, что тоже могло стать причиной для нападения на посла. «Известно, что Верховный суд Южной Кореи одобрил решение о роспуске левой Объединенной прогрессивной партии, – напомнил Ким. – Это бывшая Объединенная демократическая рабочая партия. Возможно, нападение связано и с этим. Левые силы, в том числе и эту партию, обвиняют в просеверокорейских настроениях, в попытке совершить переворот. Все началось с того, что одного из лидеров Объединенной прогрессивной партии обвинили в том, что он возглавлял некую революционную организацию, которая готовила переворот. В результате его лишили депутатской неприкосновенности и предали суду. В итоге суд пришел к выводу, что организации не было, как и подготовки к перевороту. Тем не менее партию распустили, мандат ему не вернули, и все равно посадили в тюрьму. И часть левых в Южной Корее сегодня считает, что нынешний режим ведет целенаправленную кампанию по их подавлению», – пояснил собеседник.
Евгений Ким также не исключает, что у нападавшего может обнаружиться нарушение психики. «Задержанный лидер организации «Уримадан» уже обвинялся в нападении на посла Японии несколько лет назад. Так что определенные отклонения у него точно могут быть. К тому же в Южной Корее очень большой процент самоубийств – она занимает первое место среди высокоразвитых стран по данному показателю. Уровень в четыре-пять раз превышает тот же в Северной Корее. Психически нестабильных людей в этой стране много, к сожалению». Он напомнил, что в 2007 году было совершено нападение на нынешнего президента: «Она выступала на предвыборном митинге, и ножом для резки бумаги нападавший полоснул ее по шее. Серьезная рана, она лежала в больнице, делали операцию».
Слова об атаке на альянс Сеула и Вашингтона – это преувеличение со стороны президента, считает Евгений Ким. «Вряд ли человек настолько глобально мыслил. Но президенту ничего не остается еще говорить», – добавил он.
«Объединение – это сокровенное желание корейского народа, особенно старшего поколения. У многих есть родственники в Северной Корее. Но они понимают, что этому объединению мешает наличие американских войск, – рассказал Ким. – Среди молодежи тоже есть эта идея. Конечно, младшее поколение меньше озабочено идеей объединения, поскольку непосредственно не пережило раскола Кореи. Многие никогда не видели своих родственников, живущих по ту сторону границы. Тем не менее около половины хотели бы объединения».
Несмотря на то, что идея объединения Северной и Южной Кореи не только сильна среди населения стран, но и продвигается на политическом уровне, само объединение политики по обе стороны границы понимают по-разному. «Южная Корея видит это как поглощение ею Северной. А Северная – как некую форму конфедерации, при которой не было бы вражды и иностранных войск на территории объединенного государства», – поясняет Ким.
«Это обнажает противоречия, имеющиеся в Южной Корее. Предыдущий президент Ли Мен Бак говорил, что после объединения образуется «большая Южная Корея». И, несмотря на то, что нынешний президент провозгласила целую программу по объединению Южной и Северной Кореи (даже создан соответствующий комитет), политические силы понимают объединение только как поглощение. Сценарии объединения предусматривают, что режим в Северной Корее рухнет, после чего и произойдет слияние. Например, в Южной Корее давно назначены губернаторы северокорейских провинций, чтобы они смогли сразу после объединения прибыть туда и управлять. Так что объединение – это большая политическая игра: с одной стороны, это желание народа, ну а для политиков это дань моде».
Обстреливали из гранатометов и стрелкового оружия
Стоит отметить, что американские представители, и в частности здания посольств, нередко подвергаются нападению, особенно в странах Ближнего Востока и Африки, однако чаще всего происшествия обходятся без жертв, поэтому быстро растворяются среди других международных новостей. Но не обошлось и без кровопролитных событий.
Так, в 2013 году талибы напали на консульство США в Афганистане. «Сначала в 60 м от диппредставительства был взорван заминированный автомобиль; затем боевики, в том числе смертники с «поясами шахида», попытались ворваться в здание и захватить его», – заявил губернатор провинции Герат Фазлулла Вахиди. Начальник полиции Герата Рахматулла Сафи сообщил, что среди убитых переводчик консульства и полицейский, ранены четверо охранников консульства.
Самое громкое нападение на посольство США за последние годы случилось в Ливии. 11 сентября 2012 года в ответ на трейлер фильма «Невинность мусульман», который многие мусульмане посчитали кощунственным, по всему миру прокатилась волна протеста против политики США, переросшая в городе Бенгази на востоке Ливии в ожесточенное столкновение. Протестующие обстреляли консульство США из гранатометов и стрелкового оружия, что вызвало пожар в здании. В результате погибли посол США в Ливии Кристофер Стивенс, сотрудник отдела по управлению информацией дипломатической службы Шон Смит, частный американский охранник Глен Доэрти и бывший спецназовец ВМС США Тайрон Вудс. Ответственность за гибель дипломатов полностью лежит на руководстве американского Госдепа – такие выводы содержались в докладе, подготовленном комиссией по расследованию нападения на американское посольство. Эксперты обвинили несколько управлений Госдепартамента в ненадлежащей координации и некачественном планировании мер по обеспечению безопасности.
Позже в Ливии был обнаружен дневник посла, в котором дипломат констатировал, что ситуация в стране ухудшается и оставаться в ней небезопасно. Место и время трагедии шокировали власти США, отмечал Первый канал. Бенгази – оплот ливийского сопротивления, где американцы помогали повстанцам свергнуть режим Муаммара Каддафи. В США гордились своими особыми отношениями с новым руководством Ливии, однако инцидент поставил под сомнение способность ливийского правительства контролировать ситуацию в стране.
В 1998 году произошло нападение на посольства США в Танзании и Кении, жертвами которых стали 12 американцев и 220 кенийцев, напомнило РИА «Новости». В 2001 году суд США вынес пожизненный приговор бывшему секретарю «террориста номер один» Усамы бен Ладена, обвиненному в 2001 году по делу об организации теракта.
История помнит и более давние примеры: в 1979 году террористы-маоисты убили официального американского представителя Адольфа Дабса в Афганистане. Он был похищен по дороге в посольство, после чего террористы отвезли его в гостиницу «Кабул» и потребовали в обмен освободить членов их группы. Американский посол погиб в ходе штурма гостиницы. А пост посла США в Афганистане пустовал с того времени аж до 2000 года.
Взгляд ру