США примеряют юбку
Бывший госсекретарь США, 67-летняя Хиллари Клинтон официально объявила о своем участии в президентской гонке 2016 года. И хотя рейтинг одобрения Клинтон, согласно опросам Gallup, упал с 55% прошлым летом до 48% сейчас, на праймериз она, скорее всего, победит. Соперников внутри партии у нее нет, с другой стороны, кандидатуру Клинтон поддержал президент США Барак Обама.
Шансы Хиллари Клинтон на победу вполне убедительные. Прежде всего, Клинтон – первая женщина, которая может стать президентом США. Значительная часть американок сочувствует ей как женщине, которая пережила измену мужа, смогла сохранить брак и добиться успеха. Кроме того, у экс-госсекретаря солидные финансовые возможности: ее президентскую кампанию готовы поддержать такие монстры, как City Group и Goldman Sachs. Наконец, шансы на победу повышает тот факт, что «дирижировать» ходом кампании и сбором средств будет муж Хиллари – экс-президент США Билл Клинтон. На днях в интервью CNN он в шутку назвал себя «суфлером за сценой».
Для России выдвижение Хиллари Клинтон, скорее, плохая новость. В бытность госсекретарем Клинтон пыталась наладить отношения с Россией, дав старт политике «перезагрузки». Начало было довольно удачным. Удалось договориться, что Россия не станет накладывать вето на резолюцию в отношении Ливии, были достигнуты соглашения между НАТО и Россией по Афганистану, наконец, был подписан договор СНВ-3. Однако выдержать конструктивную линию не удалось: раздражающим фактором для американской администрации и лично для Хиллари Клинтон стало возвращение в Кремль Владимира Путина. «Эта перетасовка подтвердила то, о чем я говорила еще четыре года назад: Медведев грел кресло для Путина», — написала Клинтон в своих мемуарах под названием «Трудные решения».
По мнению американского политолога Теодора Карасика, став президентом, Клинтон будет проводить «ястребиную» политику по отношению к России. «Она достаточно ясно продемонстрировала свое отношение к Путину еще на посту госсекретаря. Сегодня в Вашингтоне стало модным видеть в России даже большую опасность, чем радикальные исламисты, и этот факт ставит Россию для Клинтон на первое место среди угроз», – считает политолог.
В 2014 году, комментируя политику России на Украине, Клинтон даже сочла уместным вспомнить о Гитлере: «Он тоже говорил, что с его соотечественниками за рубежом плохо обращаются, и он должен помочь им» – заявила она в интервью телеканалу CBS.
Насколько реально, что Хиллари Клинтон станет новым президентом США, и чего в этом случае ждать России?
– Ничего доброго России от нового президента США ждать нельзя, и не важно, кто конкретно станет главой американского государства, – уверен заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. – Мы умудрились, с точки зрения американского истеблишмента, попасть в число записных «негодяев», с которыми никто не хочет вести дела. Поэтому, кто бы ни победил в 2016-м – Хиллари или кто-то другой – отношения между Москвой и Вашингтоном будут паршивыми.
Ведь что происходит в США? На мой взгляд – очень серьезный политический кризис, связанный с переходом к другому поколению управленцев. Холодная война и ее завершение было не просто триумфом Америки, но и «последним аккордом» в том, как формировалась американская политика до этой победы.
После достижения победы в Холодной войне американская политика начинает формироваться по-другому. Демократы попробовали отреагировать на новый вызов Бараком Обамой – и эта попытка, надо сказать, оказалась крайне неудачной. Республиканцы вообще трусят, и ничего лучше Джеба Буша в качестве нового кандидата не придумали.
И вот теперь демократы пытаются выдвинуть Хиллари Клинтон. Думаю, это тоже неудачная затея. Возможно, Хиллари и завоюет симпатии американцев, но пока ее кандидатура ничего серьезного Америке не несет. Никакого месседжа, никакой новой программы. Я даже не уверен, что она дает правильный и обстоятельный анализ положения США.
В этих условиях, конечно, рассчитывать на дальнейшее продолжение политики «сильная Америка – слабеющая Россия» вряд ли стоит. Сильная Америка обязательно нарвется на свои проблемы, и нет уверенности, что она сумеет их решить достаточно эффективно. Ну а Россия как всегда – казалось бы, ее добивают, а она жива. Поэтому и из нынешней ситуации наша страна выберется.
«СП»: – Скажутся ли эти перемены на наших отношениях с американцами?
– Не уверен. Проблема в том, что мы стали американцам без надобности. Раньше СССР нужен был США как абсолютный враг, этакое земное воплощение сатанинского начала. Сейчас нужда в таком образе отпала. Теперь, с точки зрения Вашингтона, мы – всего лишь страна, которая трясет ракетами, но никого этим не пугает. Которая что-то из себя изображает – и при этом не играет особой роли в мировой экономике, а недавно потеряла место в G8.
В реальности, думаю, в отношениях США-Россия предстоит один из самых сложных периодов. Мне он напоминает период 1920-х, когда американцы не стали поддерживать Версаль (итоги Парижской мирной конференции, которая должна была поставить точку в Первой Мировой войне, – «СП») и провозгласили «политику изоляционизма» (после американских президентских выборов 1920 года, когда к власти пришли республиканцы, – «СП»). СССР в этот период тоже ушел из активной международной политики, и занимался, в основном, своими делами.
Тем не менее, это не помешало США и СССР найти общий язык, и начать готовиться к следующей войне – я имею в виду 1930-е, и помощь Америки советскому государству.
«СП»: – Кто займет место нового врага США?
– Свято место пусто не бывает – вперед выходит Китай со своими потребностями и пожеланиями. На мой взгляд, КНР – это потенциальная опасность и для американцев, и для нас. Возможно, на базе этой общей опасности мы снова сумеем договориться с Америкой.
«СП»: – Когда вы говорите, что сильная Америка обязательно нарвется на проблемы, вы имеете в виду Китай?
– Нет, конечно. В крайнем случае, американцы еще дадут Китаю технологий – и китайцы снова успокоятся, и будут их осваивать. Проблема Америки заключается в том, что непонятно – что ей делать дальше?
Америка победила в борьбе с коммунизмом, попыталась создать однополярный мир, потом отказалась от этого проекта. Возникает вопрос: чем заняться дальше? Американцы начинают уставать от своей глобальной роли, тем более, ничего позитивного эта роль им не несет.
Думаю, США в ближайшее время будет перекраивать самих себя. Именно этим будут заниматься политики новой волны. С этой точки зрения Хиллари Клинтон – это попытка демократов извиниться за Обаму. Восемь лет назад они заявили, что Обама – президент, который решит все проблемы Америки, но из этого ничего не получилось. Наоборот, в США на всех уровнях обострились расовые противоречия, кроме того, произошло торможение в области внешней политики. Предлагая сейчас Хиллари Клинтон, демократы как бы говорят американцам: «Мы с Обамой поторопились, но сейчас-то дадим вам хорошего президента – разумного, толкового, опытного. Но только это будет президент в юбке».
Проглотят ли американцы наживку демократов – все еще большой вопрос…
– Хиллари Клинтон – очень серьезный кандидат от Демократической партии, и на нее работает ряд факторов, – отмечает политолог, эксперт по внешней политике США Виктор Олевич. – Прежде всего, это ностальгия американцев по 1990-м, когда ее муж Билл Клинтон был президентом США в течение восьми лет. 1990-е в американском сознании предстают как очень успешный период развития страны. Это время между окончанием Холодной войны и терактами 11 сентября 2001 года – время экономического подъема. Хиллари Клинтон, которая в то время была первой леди, ассоциируется с образом супруга, Билла, – и это играет ей на руку.
Второй позитивный момент заключается в том, что Клинтон – женщина-кандидат. В Америке очень сильны феминистские настроения, и для миллионов американок важно, чтобы именно женщина – рано или поздно – получила главный пост в стране.
Разумеется, если и негативные факторы, связанные с кандидатурой Хиллари Клинтон. Как известно, в 2008 году она уже пыталась стать кандидатом в президенты от демократов, но проиграла праймериз Бараку Обаме. Против Хиллари играет и тот факт, что отношения между Обамой и четой Клинтонов все эти годы были напряженными. Билл Клинтон достаточно нелицеприятно высказывался и о кандидатуре Обамы, и о перспективах его президентства. Именно поэтому нынешняя американская администрация не горит желанием поддерживать Хиллари Клинтон, хотя и не будет противостоять ей.
«СП»: – Можно ли сказать, что из потенциальных кандидатов на пост президента США Хиллари Клинтон наиболее жестко настроена по отношению к России?
– «Ястребиная» политика по отношению к Москве – нынешний мейнстрим в американской политике. Политики из обеих партий критикуют друг друга за недостаточно жесткое отношение к нашей стране. Барак Обама, который в последние годы тоже держится жесткой российской линии, является объектом насмешек – прежде всего, со стороны республиканского истеблишмента: его дружно обвиняют в слабом давлении на Россию.
Все это говорит об одном. Улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой – кто бы ни победил на президентских выборах, демократ или республиканец, – крайне маловероятно…
«Свободная пресса»