ЕС отворачивается от Украины
В Киеве в понедельник состоялся саммит ЕС-Украина, первый после подписания договора о евроассоциации. Несмотря на большие ожидания, украинским властям удалось добиться от западных партнеров лишь заверений о поддержке выбранного курса. Все просьбы предоставить финансовую помощь европейскими лидерами так и не были услышаны.
В принципе, исход саммита был ожидаемым. Еще за два дня до мероприятия президент Европейского совета Дональд Туск развеял надежды Киева на военное вмешательство ЕС в донбасский конфликт. Сославшись на то, что проведение войсковых операций не входит в компетенцию Евросоюза, Туск заявил, что гражданское противостояние на Украине должно быть урегулировано исключительно дипломатическим путем.
Интересно, что накануне саммита два влиятельных издания – британская газета The Financial Times и американская газета The Wall Street Journal – предрекли давление на Киев со стороны Парижа, Берлина и Лондона. «Недавние высказывания европейской стороны подчеркивают желание ЕС ослабить напряженность в отношениях с Россией, даже если это вызовет раздражение Киева», – написал обозреватель The Financial Times. «Мы находимся в периоде ожидания и наблюдения. Запад ждет более четких представлений о том, будет ли Украина серьезно заниматься реформами, сможет ли быть реальным партнером», – приводит The Wall Street Journal слова эксперта Центра Карнеги по международным отношениям Ульриха Спека.
Примечательно и то, что представитель ЕС по внешней политике и безопасности Федерика Могерини отказалась участвовать в саммите. Официально – под предлогом запланированной встречи с Генсеком ООН Пан Ги Муном. «Я подчеркнула свою твердую приверженность продолжению тесного сотрудничества с Украиной во имя стабильности и процветания страны», – послала Могерини свой «привет» в Киев.
На самом саммите украинские руководители попытались в очередной раз добиться от ЕС каких-то преференций. «Не менее важным шагом ЕС относительно поддержки нашего выбора и достижений Украины в процессе реформ уже в ближайшее время должно стать решение о предоставлении гражданам Украины возможности безвизового въезда в ЕС… Я призываю ЕС, поддерживая интеграционное стремление украинского народа, определить, что Украина может в будущем стать членом ЕС… Украина обратилась к ООН и ЕС с просьбой развернуть операции по поддержанию мира и безопасности, что будет содействовать поддержанию мира на востоке Украины», – засыпал представителей Евросоюза оптимистичными фразами Петр Порошенко. «Мы считаем, что путь реформ должен быть поддержан прямыми инвестициями в украинскую экономику», – не стесняясь, без всяких намеков, говорил Арсений Яценюк.
В ответ президент Европейского совета Дональд Туск вообще не стал затрагивать тему европейских перспектив Украины. Лишь напомнил, что Киев должен неукоснительно выполнять пункты Минских соглашений. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер посоветовал украинским властям запастись терпением. «Надо иметь терпение, чтобы прийти к цели. У нас большой путь, и мы уверены, что мы его преодолеем», – дипломатично охладил еврочиновник Яценюка с Порошенко.
Неудивительно, что закрытая часть саммита, на которую в Киеве возлагали большие надежды, длилась всего-навсего около пятнадцати минут. Это можно трактовать просто: лидерам Евросоюза просто нечего было обсуждать с руководителями Украины.
По мнению заведующего сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константина Воронова, в ЕС поняли, что иметь дело с киевскими властями крайне невыгодно:
– На саммите ЕС-Украина смотрели выполнение Киевом соглашения о евроассоциации. Есть конкретные пункты и конкретные требования, как-то снятие таможенных барьеров, внедрение европейских стандартов. Но получается, что украинская сторона рассчитывает только на помощь, а сама не предпринимает никаких действий. Поэтому возникают трения между Киевом и Брюсселем. Не говоря уже о том, что Минские соглашения Украина трактует по-своему, не желает выполнять их положения.
Европа недовольна тем, как Киев выполняет свое «домашнее задание». Это как нерадивый ученик, который манкирует своими обязанностями. Конечно, ЕС устал от киевских властей. Европа оказалась вовлечена в конфликт на Украине, несет издержки. Но если бы Киев, как прилежный «ученик», старался, то отношение к нему было бы другое. Украина в глазах европейцев явно недорабатывает.
«СП»: – Чем Европа была бы довольна?
– Украина взяла на себя ряд обязательств в финансовой и социальной сферах, обещала открыть свои рынки. Чтобы внедрить европейские стандарты, надо проделать серьезную работу по перестройке промышленности и социального сектора.
Для Украины сейчас вопрос встал жестко: «Реформы или смерть». Смерть, имею в виду, социальная, политическая, экономическая.
Получился «замкнутый круг». Если Украина не будет проводить реформы, то она лишится помощи Запада. Но если она будет проводить преобразования, как от нее требуют европейцы, то страну ждет социальный взрыв, так как будут затронуты интересы широких слоев граждан.
Этим и вызвано поведение украинских властей. С одной стороны, они продолжают говорить о своем стремлении в Европу, с другой, – не предпринимают никаких активных действий, боясь собственных граждан.
«СП»: – Неужели в Европе не понимали, с кем имеют дело?
– До конца в Старом Свете не осознавали всех проблем. Европейцы надеялись, что все требования Украина выполнит за свой счет, как это было в случае со странами Прибалтики, Болгарией, Румынией.
«СП»: – Какова теперь будет тактика ЕС в отношении Украины?
– Раз европейцы согласились на евроассоциацию Украины, то деваться уже некуда, придется следовать старому курсу. Но если новые члены ЕС это маленькие страны, то Украина по европейским меркам громадное государство. Соответственно, масштабы проблем намного больше, надо заниматься перестройкой тяжелой промышленности, энергетической сферы, тем более что рынки Украины находятся на Востоке, а не на Западе.
Евробюрократы настаивают на четком исполнении договоренностей. Мол, раз вы подписались, то выполняйте соглашения пункт за пунктом. Но этого сделать Украина не может.
Значит, дальше отношения между Киевом и Брюсселем будут строиться по принципу «тяни – толкай». Опять будут конференции, снова зазвучат призывы. ЕС начнет высказывать скрытые угрозы, «выламывать руки» Киеву, использовать потребность украинской экономики в кредитах, на которые она прочно подсела. Но всё это будет проходить на фоне развала экономики и угрозы социального взрыва.
О разочаровании европейских лидеров говорит и эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев:
– Ощущение, что Евросоюз завяз в украинских делах, во всех проблемах, накопленных за последний год. Ни по одному из направлений, которые могли бы вывести украинскую экономику из кризиса, не произошло никакого движения. Само подписание Киевом соглашения о евроассоциации воспринимается как сомнительное достижение. Тем более, соглашение стало «спусковым крючком» для начала гражданской войны на Украине.
«СП»: – Европейцы должны были просчитать результат заранее.
– На мой взгляд, европейские лидеры не предполагали, что форсированное подписание соглашения о евроассоциации вызовет сильное ухудшение отношений Брюсселя и Москвы. И, конечно, ЕС не мог предположить, что уход Януковича приведет к дезинтеграции Украины. Европейцы совершенно не предполагали, что они откроют «ящик Пандоры». Изначально им казалось, что с их стороны будет достаточно каких-нибудь обычных дипломатических переговоров с Путиным, чтобы кризис решить.
Получилось по-другому. Скажем, Евросоюз снимет часть санкций с России, согласится на прямые переговоры с Москвой, чтобы вернуть свои товары на российский рынок. Допустим, европейцы возьмут под жесткий контроль Порошенко и попросят Путина повлиять на ополченцев Донбасса, дабы прекратить боевые действия. Всё это, в принципе, достижимо. Но оказалось, что в ситуации, в которой пребывает Украина, не хватит никаких средств для спасения экономики этой страны.
Европейские лидеры, по всей видимости, уже понимают, что им придется списать десятки миллиардов евро. На полноценный возврат своих денег уже никто не надеется. Как не надеется, что Киев сможет когда-нибудь провести социальные и экономические реформы.
«СП»: – Как теперь будут строиться отношения Украины и ЕС?
– В общественно-политической плоскости останется прежняя риторика, европейцы будут говорить о евроинтеграции Украины. Одновременно, все будут говорить, что скорых результатов не будет. Мол, работа предстоит трудная.
А вот на уровне внутренних дискуссий в ЕС будут обсуждать возможности, как заморозить нынешнее состояние. Европа будет думать, как наладить отношения с Москвой и Евразийским экономическим союзом. Попытаются нынешнюю ситуацию хаоса на Украине направить в какое-то управляемое русло.
– Для политиков Европейского союза важно заморозить украинский конфликт, чтобы было какое-то спокойствие в Восточной Европе, – полагает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – Дальше в Брюсселе будут думать об экономической экспансии на рынки Украины, уже учитывая рост сопротивления этому со стороны России. Никаких масштабных актов помощи Украине со стороны ЕС уже не будет. Будет только много красивых слов и обещаний, от Порошенко будут требовать выполнения Минских соглашений.
Сейчас наглядно проявилась несостоятельность всей евроинтеграционной мифологии Украины. Украинцам обещали, что они спокойно смогут ездить в ЕС без виз, устраиваться там на работу и получать европейские зарплаты, а если кто не захочет уезжать, тот будет получать европейскую зарплату дома. Обещали, что наступит потребительский рай.
Но никаких позитивных изменений в украинской экономике не произошло, как и во внутренней и внешней политике. Поэтому европейцы постараются дистанцироваться от Украины, чтобы там как-то всё успокоилось само по себе, неважно каким способом.
Ведь о реформах на Украине вообще не приходится говорить. Реформы предполагают структурные изменения, наличие ясной для всех стратегии. Пока народ видит только сокращение социальных выплат, повышение тарифов, рост безработицы, деиндустриализацию. Понятно, что такие «реформы» не предполагают иностранных инвестиций.
«СП»: – Что будет с Украиной, если ЕС откажет ей в помощи?
– Если на Украине сменится власть, если граждане осознают, что гражданская война это плохо и надо восстанавливать отношения с Россией, то позитивные изменения возможны. Если этого не произойдет, то будет идти социальная и экономическая деградация Украины. И это может привести ко всему, вплоть до официальной фрагментации государства на отдельные образования.
Юго-Восток готовится к отделению, жители региона ненавидят киевские власти и не хотят иметь с Украиной ничего общего. Просто люди не хотят, чтобы их родные города превратились в зону боевых действий.
«Свободная пресса»