Политика президента Белоруссии — и нашим, и вашим
Когда президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался приезжать в Москву на парад в честь 70-летия Победы, он так объяснил свою позицию белорусским парламентариям:
«У нас свой парад, у нас свои те же мероприятия, как в России, даже шире, по всей стране, не для показухи. Поэтому президент должен быть 9-го мая на месте в стране, со своим народом, здесь. Другого-то президента нет, и некому будет принимать парад...».
Однако большинство аналитиков весьма скептически отнеслись к эти словам главы белорусского государства. Так, заместитель директора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Роман Безпалько резонно заметил по этому поводу: «Когда в 2005 году в России отмечалось 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, Александр Лукашенко успел и на параде в Москве побывать, и принять свой собственный парад в Минске».
То есть, причина отказа президента от поездки в Москву на День Победы кроется совсем в ином, нежели в желании «принять парад у себя на родине».
Думается, разгадку в столь странном поведении Александра Григорьевича отчасти можно найти в его недавних признаниях американскому информационному агентству «Блумберг». Лукашенко тогда заявил американцам, что его страна никогда не будет частью России, и вообще, вопрос реального государственного объединения с Москвой якобы никогда не ставился, а создание единой валюты для Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), о которой в апреле сообщили российские СМИ, – дело весьма отдалённого будущего...
Таким образом, за отказом от московского визита 9-го мая, скорее всего, стоит неприкрытое желание белорусского президента дистанцироваться от Кремля и от интеграционных процессов с Россией!
Самое поразительное заключается в том, что всё это делает человек, который недавно считал себя чуть ли не главным интегратором на всём постсоветском пространстве и который в своё время инициировал создание союзного государства Россия-Белоруссия (с единой властью и валютой), от чего он сегодня всячески открещивается?!
Что же такое произошло с Александром Григорьевичем? Какая антироссийская муха его укусила?
Лукавый батька
Когда в 1994 году Александр Лукашенко пришёл к власти, его президентство действительно поначалу выглядело большой надеждой для миллионов граждан России и Белоруссии, поскольку этот человек обещал ликвидировать тяжкие последствия Беловежского сговора, угробившие Советский Союз. Он громче всех говорил о необходимости создания нового союзного государства. Но, увы, всё оказалось пустыми словами. Время показало, что батька Лукашенко на протяжении многих лет делал всё, чтобы всячески рекламируемое им союзное государство никогда не состоялось!
Например, Лукашенко постоянно тормозил создание общего союзного парламента. Официальному Минску не нравилось, что голос российского избирателя мог быть приравнен к голосу избирателя Белоруссии: понятно, что при численном перевесе россиян парламентариев из нашей страны будет больше, чем белорусских избранников.
Поначалу батька хотел приравнять один белорусский голос к двум российским, затем уже к трём, а потом разговоры о парламенте и вовсе заглохли...
А ещё Александр Григорьевич регулярно спускал на тормозах планы по единым вооружённым силам – под разными предлогами он отвергал то один предложенный вариант, то другой. При этом российские поклонники Лукашенко много говорили о том, что Александр Григорьевич де остался нашим «единственным союзником» в Европе, и потому нам следует терпеть его выходки — мол, иначе танки НАТО могут оказаться у Смоленска, всего лишь в трёхстах с небольшим километрах от Москвы.
Но ведь именно Лукашенко на протяжении многих лет активно торпедировал любые военные соглашения в рамках Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заключённого между некоторыми бывшими советскими республиками! Эти соглашения предусматривают создание единых вооружённых сил, которые незамедлительно должны прийти на помощь любому из участников Договора, подвергнувшемуся агрессии извне. И батьке это почему-то очень не нравилось!
«Ни один белорусский солдат не будет воевать за пределами республики», — громко заявил Лукашенко. Конечно, такая забота о своём народе трогает. Но зачем же тогда пустословить о союзе с Россией, плакаться о Советском Союзе и вообще принимать участие в ОДКБ? Ради красного словца? Ведь без единых вооружённых сил теряется сам смысл и суть ОДКБ. Поэтому позиция белорусского президента выглядит не просто лукавой, а предательской. Такой «союзник», если ему будет выгодно, точно пропустит танки НАТО к российским границам, даже не выходя из партнёрских договоров с Москвой...
Но самый решительный отпор со стороны Лукашенко встретила идея о единой валюте! Все 90-е годы он много рассуждал о необходимости общих денег. И даже соглашался на доминирование российского рубля. Наконец, в 2004 году торжественно было объявлено, что единая денежная система будет введена с 1-го января 2005 года. Но рубль так и не стал общей валютой – белорусская сторона потребовала от России значительной материальной компенсации за отказ от своей национальной валюты. Более того, Минск запросил для себя права на эмиссию, то есть на печатание российских денег.
Наверное, если бы белорусские власти были искренне заинтересованы в решении этой проблемы, то этот вопрос следовало бы поставить заранее и не спеша решить разногласия в рабочем порядке. Но батька выдвинул свои требования буквально перед самой реформой, словно специально провоцируя российскую сторону на конфликт.
Единой валюты, в итоге, так и не получилось.
Деревенская хитрость
Думается, что во многом выкрутасы и противоречия политики официального Минска объясняются специфическими чертами личности главы белорусского государства: болезненное властолюбие, помноженное на потрясающую изворотливость и хитрость. Наверное, не обладай таким характером, он вряд ли бы вообще оказался у вершин власти...
Дело в том, что Александр Григорьевич на большой политической сцене появился случайно. Его, бывшего директора одного из белорусских совхозов и депутата Верховного Совета Белоруссии, вознесла на самый верх сложная политическая игра белорусских властителей начала 90-х годов — главы правительства Вячеслава Кебича, спикера Верховного Совета Станислава Шушкевича и прочих, о ком ныне мало кто помнит.
Один из интриганов, премьер Кебич, в пылу борьбы со своими соперниками собственно и выдвинул на должность председателя депутатской комиссии по борьбе с коррупцией мало известного кому Лукашенко. Видимо, инициатор выдвижения надеялся, что Александр Григорьевич станет послушным орудием в его руках.
Однако у будущего главы Белоруссии на сей счёт были свои планы. Жажда личной власти оказалась такой сильной, что Лукашенко решился пойти на очень рискованный политический шаг. В декабре 1993 года на одном из заседаний Верховного Совета он выступил с ярким и эмоциональным докладом о коррупции в высших органах власти, не пощадив при этом ни своих покровителей, ни их конкурентов. Как оказалось, Лукашенко не прогадал.
Выступление транслировалось в прямом эфире всех белорусских телеканалов — по сути, оно стало пропуском в большую политику. И на следующий 1994-й год Александр Григорьевич — на волне популистских лозунгов «борьбы с коррупцией» и «восстановления Советского Союза» — с триумфом выиграл первые президентские выборы Белоруссии...
Следующим его шагом — уже на посту президента — стала большая игра с Россией по поводу создания союзного государства. Цель этой игры – под пустопорожние разговоры о новом государственном образовании добиться от России максимальных экономических льгот и тем самым укрепить личную власть. И надо сказать, в этой игре Лукашенко весьма преуспел.
Он не только ловко торпедировал политические составляющие союзного государства (ведь они прямо покушались на суверенитет Белоруссии, а значит, и на властные полномочия самого батьки), но и добился от России ряда очень выгодных контрактов – о льготном доступе белорусских товаров на российский рынок, о льготном кредитовании российскими банками белорусской экономики, о льготных тарифах на поступающие в Белоруссию разного рода энергоносители и т. д.
В результате, большая часть белорусского машиностроения и оборудования получила беспошлинный доступ на огромный российский рынок (60-70% всего белорусского экспорта приходится на Россию). А дешевизна закупаемого российского газа позволяла Лукашенко построить свой вариант социализма — наш газ правительство Белоруссии продавало своей промышленности уже по рыночным ценам. Разница шла в госбюджет, на масштабные социальные проекты и на укрепление государственных институтов власти.
Так белорусский «социализм», по сути, стал паразитировать на «капиталистической» России...
Но со временем Москве стало надоедать хитромудрое поведение Лукашенко. В мае 2006 года президент России Владимир Путин отдал распоряжение о прекращении дармового субсидирования белорусской экономики. Речь прежде всего шла о нефти и нефтепродуктах.
Эти продукты, как и газ, поступали в Белоруссию без экспортных пошлин, фактически по внутрироссийским ценам. Такое положение дел позволяло белорусам не только иметь дешёвые энергоносители, но ещё и экспортировать их за границу (до 80% от всей поступающей нефти). Только в 2005 году Белоруссия ввезла 19,2 миллиона тонн нашей нефти, а перепродала её уже по мировым ценам — 13,5 миллиона тонн. С подобных сделок Россия не получила ни копейки.
В принципе, Путин был готов закрыть глаза на многое. Но при одном условии: Лукашенко должен, наконец, приступить к созданию единого союзного государства.
Однако вместо нормального диалога у президента Белоруссии случилась форменная истерика! Он принялся обвинять Россию в том, что она-де хочет захватить Белоруссию, превратив её «в 90-й субъект своей Федерации». Крепко от батьки досталось и неким российским олигархам — они якобы спят и видят, как бы по дешёвке приватизировать ведущие белорусские предприятия и на корню погубить достигнутые «социальные завоевания Беларуси».
Ситуация усугубилась в январе 2007 года, когда Россия потребовала увеличить плату за поставляемый газ. И снова батьке прозрачно намекнули — дешёвый газ возможен только при реальном, а не виртуальном союзе. В ответ последовали новые обвинения Лукашенко в адрес «российского империализма».
С тех пор отношения между странами стали неуклонно ухудшаться, выливаясь во всякого рода экономические войны — газовые, молочные и т.д. Впрочем, на окончательный разрыв с Россией батька пойти не решился – это полностью угробило бы белорусскую экономику. Однако ни о союзном государстве, ни о единой российско-белорусской валюте теперь уже никто не вспоминает...
То же самое творилось и в прошлом году при создании ЕАЭС – выбивая себе преференции, батька всё время капризничал, периодически грозя и вовсе отказаться от своей подписи под договором. Последние истерики у него случились совсем недавно.
Он потребовал от России кредитов в два с половиной миллиарда долларов, мотивируя свои просьбы тем, что именно тесная связь с российской экономикой стала причиной экономических проблем Белоруссии – якобы только из-за девальвации российского рубля страна потеряла более 700 миллионов «зелёных».
Однако Россия согласилась выдать только 110 миллионов. При этом было замечено, что Белоруссия сама наносит нам немалый ущерб, занимаясь контрабандой попавших под российские санкции европейских товаров на территорию нашей страны. И вообще часто создаёт России немалые трудности на своём собственном рынке, блокируя его от наших производителей.
Видимо, эти разногласия и стали причиной очередных истеричных выпадов Лукашенко в интервью «Блумберг».
Скажи, кто друг...
Одновременно Лукашенко начал усиливать свои контакты с Западом. С тем самым Западом, который многие годы именовал батьку не иначе, как «последним диктатором Европы», узурпатором, душителем демократических прав и свобод!
Надо полагать, что таковым Александр Григорьевич перестал быть сразу после ссоры с Россией. Ещё во время газового кризиса начала 2007 года ряд европейских и американских изданий призвали своих политиков установить тесные неформальные контакты с Лукашенко, дабы начать окончательное отторжение Белоруссии от России. Видимо, эти призывы были услышаны.
В 2008 году власти Белоруссии подписали контракт с известным британским специалистом по политическому пиару Тимом Беллом. Белл известен своими тесными связями со спецслужбами Британии. Среди его клиентов значился, к примеру, президент Украины Виктор Ющенко, вкупе с целым рядом «оранжевых» деятелей. Также Белл работал с антироссийскими проектами беглого олигарха Бориса Березовского — именно Белл раскручивал международный скандал с бывшим чекистом Александром Литвиненко, якобы отравленного российскими спецслужбами...
Судя по договору с Лукашенко, Белл должен был способствовать «улучшению международного имиджа Белоруссии». Как верно отметило одно московское издание, это «улучшение» сопровождалось усилением антироссийской риторики батьки. Говорят, именно по наущению Белла Лукашенко, несмотря на все просьбы российского «союзника», отказался признавать независимость Южной Осетии и Абхазии, а затем, воспользовавшись так называемой «молочной войной», в 2009 году капризно отказался ехать в Екатеринбург на очередной саммит ОДКБ...
Не менее активно Лукашенко контактирует с западниками и сегодня. Как пишет известное американское издание «Форбс»,
«Мирные переговоры в Минске по решению украинского конфликта помогли Белоруссии подчеркнуть свою полезность как для Путина, так и для Запада – с тем, чтобы наконец вывести страну из её отчасти добровольной изоляции. Три комиссара ЕС, которые посетили Минск в связи с переговорами, прервали бойкот, который высокопоставленные европейские чиновники де-факто объявили Белоруссии после ужесточения борьбы с диссидентами в 2010 году.
Белоруссия сегодня активно сотрудничает со своими прибалтийскими соседями – все они являются членами НАТО и разделяют опасения Минска по поводу многочисленного русского меньшинства в населении. Такой же подход Лукашенко использует и со странами Центральной Европы. Польша пошла на некоторое потепление в отношениях с Белоруссией ради того, чтобы иметь в её лице важный источник информации о российский намерениях на Украине.
С Брюсселем Лукашенко активно обсуждает модернизацию экономики и либерализацию торговли, оставляя пока в стороне любые вопросы демократических реформ и прав человека. США же за последний год посылали в Минск три официальные делегации, в составе которых были старшие представители Госдепартамента, Агентства по международному развитию и Пентагона. Хотя о значимом прогрессе говорить еще нельзя, однако важен сам факт формирования такого вектора,.
Кроме того, Лукашенко недавно потребовал перевести весь торговый обмен с „восточным российским братом“ на доллары или евро...».
Но такие связи с Западом за спиной союзной России – ещё полбеды! Батька, судя по всему, решил подчеркнуть свою «особость» от нашей страны ещё и тем, что принялся культивировать в свой стране русофобский по своей сути белорусский национализм, о чём наш сайт уже давно бьёт тревогу. Вот что сказал по этому поводу Богдан Безпалько:
«Проблема вовсе не в белорусских националистах, которые на волне украинских событий увеличили свою сплочённость и популярность, а в позиции официального Минска. Большинство населения Белоруссии и сейчас поддерживает курс на стабильность, и вовсе не хочет повторения украинского сценария. Но беда в том, что белорусские элиты сами взяли тему национализма на вооружение, пусть в небольших масштабах, и начали этап „мягкой белоруссизации“ страны. Этот курс в чём-то даже более опасен, чем украинизация, которую проводил последние годы Киев. Киев действовал грубо, пытался всем и сразу привить украинское сознание, заставить разговаривать по-украински и славить Степана Бандеру. Минск действует намного тоньше...
Тот всплеск националистических настроений в Белоруссии, который мы сейчас наблюдаем, не является чем-то неожиданным для специалистов. Об этом говорили давно, но ради союзнических отношений старались этот момент не будировать. Однако сейчас, на фоне происходящего на Украине, обходить молчанием ситуацию в Белоруссии уже невозможно»...
... Конечно, несмотря на все эти антироссийские выкрутасы, батька Лукашенко вряд ли в действительности стал ярым поклонником Запада, поборником либерально-демократических ценностей и белорусским националистом. Скорее всего, его нынешние шашни с Западом имеют цель как следует припугнуть Россию и заставить её быть более сговорчивой — то есть, по-прежнему на своей шее содержать белорусскую экономику и не предъявлять Минску никаких союзнических претензий.
Но это — очень опасная игра! Россия, которая уже хорошо изучила батьку, вряд ли станет поддаваться на лукашенковский шантаж. А вот с Западом можно доиграться до печального финала. Точно такие же хитрые манёвры по шантажу России в своё время вели лидеры Украины и Грузии — Леонид Кучма и Эдуард Шеварднадзе. Запад взял от них всё, что хотел, а потом отстранил от власти с помощью «цветных революций». Теперь на Украине и в Грузии сидят стопроцентные западные марионетки.
Не думаю, что судьба Лукашенко будет иной. Скажу даже больше — его скорее ожидает судьба ливийского лидера Муамара Каддафи, нежели спокойное прозябание на сытой пенсии.
Жалко только Белоруссию и её замечательный, трудолюбивый народ, который в своём абсолютном большинстве по-прежнему свято верит в нерушимость российско-белорусского единства. И долг России — не обмануть народ в этих ожиданиях, не смотря даже на спорное поведение президента Лукашенко...
Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»