Как надо «продвигать» Россию на международном информационном поле
В отечественной прессе можно нет-нет да и встретишь упоминания про «агентов влияния», отстаивающих интересы зарубежных стран и бизнесов. И это на самом деле имеет место — сложно отрицать очевидное. Но отсюда возникает вопрос: кто продвигает Россию? И продвигает ли вообще? Давайте в этом разберёмся.
Эксперты, СМИ
Наиболее очевидные каналы — коммуникации. На сегодня за рубежом у России есть буквально считанные эксперты, относящиеся к нашей стране позитивно или же хотя бы нейтрально-положительно: Ариэль Коэн (США), Николай Злобин (США-Россия), Александр Рар (Германия), Авигдор Эскин (Израиль), Хайронг Лай (Китай), пара-тройка человек из «Киссинджер Ассошиэйтед» (США). Плюс участники так называемого «Валдайского клуба» при президенте России. В него, кстати, входят и некоторые из вышеназванных персон.
Конечно, это могучее и могущественное сообщество экспертов, через которых можно и нужно доносить до правящих элит и бизнес-кругов российское видение той или иной проблемы. Но это, по сути, всё, дорогой читатель!
Да, есть разного рода шумные мероприятия типа «Русской зимы» в Лондоне – но это всё ширпотреб, «водка-матрёшка-блины-балалайка». И нужно посмотреть, какой эффект получается от регулярного укрепления собственными силами стереотипов о России, как холодной мрачной стране, где пьяные медведи дерутся на улицах с пьяными шахтерами из-за шапок-ушанок.
Помнится, создавали пяток лет назад какие-то структуры, которые должны были вещать от имени России, одну возглавила известный профессор-международник Наталья Нарочницкая. Вы что-то слышали об их деятельности? И я – нет.
Со СМИ ситуация еще плачевнее. Russia Today и Euronews. Всего два телеканала, один создан полностью на деньги России, во втором нам принадлежит существенный пакет акций и, теоретически, — серьёзный объем вещания.
Давайте посмотрим, как оно обстоит на самом деле. Начнем с Euronews. Возможно, за те 10 лет, что я смотрю этот канал, проскакивали какие-то сюжеты, но именно что – проскакивали. Россия упоминается либо в связи с происшествиями и катаклизмами, либо по поводу крупных политических событий (как правило – выборов). Ни разу не видел большой серьёзной программы о ситуации в стране, с приглашением экспертов, в том числе — российских. Нет отслеживания ситуации. Даже о делах «Газпрома», от которого впрямую зависит Европа – ни слова. Нет и совершенно никакой рекламы, хотя бы таких крупных и полезных для страны мероприятий как Ярославский международный экономический форум...
Russia Today вещает примерно на 9 миллионов домохозяйств в США. Живет там 300 млн человек, даже вычеркнув детей и несовершеннолетних, всё равно охват небольшой (хотя идея сделать ведущими «носителей языка» – просто замечательная). Кроме того, сюжеты и программы канала, к сожалению, тоже не до конца выполняют задачу, концентрируясь на происходящем внутри Садового кольца.
C собственными корреспондентами иностранных СМИ и непосредственно с иноСМИ регулярная работа практически не ведется.
Лоббисты
Есть ощущение, что в этой сфере ждут золотую рыбку или говорящую щуку, лежа на печи. В США, где институт лоббирования наиболее развит, своё лобби есть у всех, вплоть до кровавых африканских диктаторов. Но – только не у России! Хотя механизм тут прост: человек или организация регистрируется как лоббист и начинает работать. Передача денег политикам в поддержку той или иной точки зрения происходит вполне легально, по определенной схеме. Можно выступать в СМИ, организовывать разного рода конференции и семинары, и так далее и тому подобное.
Примерно так же обстоят дела в других странах Запада...
Если взять Восток, во всём его разнообразии, тоже есть много способов грамотно продвигать интересы России и российского бизнеса, с учетом особенностей и специфики той или иной страны.
Нужны «фабрики мысли» (это опять – эксперты), вырабатывающие долгосрочные стратегии, ищущие новые сферы и ниши. Вьетнам. Кто сейчас у нас помнит, что есть такая страна? Что мы о ней знаем? Кеды, мазь «Золотая звезда», смешные конические шляпы из рисовой соломы… Тогда как сейчас Вьетнам – это новый растущий азиатский тигр, с невероятными возможностями для бизнеса.
Каспийский регион. Кто там чем занимается в интересах нашей страны? Единично и нерегулярно. Ну, строим АЭС в Иране. Ну, Азербайджан заказывает в Нижнем Новгороде танкеры и сухогрузы, давая возможность жить целому предприятию и работающим на нем нижегородцам… Этим, собственно, всё и исчерпывается.
Что делать?
Начать делать. Растить, во всех смыслах, экспертов по России. Аккуратно, мягко, но активно работать с любыми зарубежными СМИ: как с русскоязычными, так и иноязычными (как пример – создать программу регулярного посещения действующими иностранными журналистами и редакторами российских регионов). Активно давать комментарии по происходящему и по российской позиции. Даже вплоть до таких событий как национализация «Аргентиной нефтяной компании». Расширить возможность доступа к российской прессе за рубежом и к зарубежной (в широком смысле) – в России.
Задействовать иностранные некоммерческие организации, выделяя гранты на пророссийские мероприятия. Развивать «народную дипломатию», включая иностранных студентов, учащихся в российских вузах. Создать специальную программу по обучению в России отпрысков знатных фамилий и истеблишмента из стран, не входящих в «золотой миллиард». Кстати, замечу, что папа Барака Обамы попал в США в рамках специальной программы для африканских стран...
И ещё – не надо жадничать! На халяву за рубежом мало кто что делает. Есть смысл стать значимыми рекламодателями для отраслевых и деловых изданий, независимых изданий и программ. Да, в конце концов, участвовать в поддержке и развитии общин и сообществ. На первых порах – хотя бы русских. Кстати, программу экономического взаимодействия с русскими деловыми кругами за рубежом тоже надо бы создавать...
Константин Барановский, специально для Посольского приказа