Девальвация Швейцарии
27 мая в Швейцарии разразился крупный скандал. В отеле Цюриха полиция задержала ряд функционеров ФИФА (Международной федерации футбольных ассоциаций) по обвинению в коррупции. Якобы они, определяя страны, где будут проводиться чемпионаты мира, брали взятки. Называют и сумму «благодарности» — более 100 миллионов долларов.
Сенсация в том, что внешне спортивный скандал имеет явный политический подтекст. Расследование против чиновников ФИФА ведет… прокуратура Нью-Йорка! Как сообщает газета Financial Times, ФБР также начнет собственное расследование коррупционного скандала. «Ожидается, что министерство юстиции США, Федеральное бюро расследований и Служба внутренних доходов объявят об уголовном преследовании после арестов нескольких должностных лиц, произведенных в Европе», – пишет Financial Times.
Казалось бы, какое дело ФБР и нью-йоркским прокурорам до деятельности спортивных чиновников независимой международной организации? Ларчик открыл известный русофоб, сенатор Джон Маккейн. Он призвал конгресс ФИФА лишить Россию права принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году. По мнению Маккейна, чемпионат «поддержит российскую экономику и будет идти наперекор политике санкций».
Напомним: в Цюрихе руководство ФИФА и представители национальных федераций собрались на конгресс, чтобы избрать нового президента организации. Большие шансы на победу были у нынешнего главы ФИФА Йозефа Блаттера, который поддерживал проведение мундиаля в России, и всегда призывал разделять спорт и политику. Но теперь, надо думать, США воспользуются скандалом, чтобы посадить в ФИФА «правильных» проамериканских парней, которые – в отличие от независимого Блаттера – Россию на дух не переносят.
По ситуации уже высказался российский президент Владимир Путин.
«Это еще одна явная попытка США распространить свою юрисдикцию на другие государства. И уж точно, я в этом нисколько не сомневаюсь, это явная попытка не допустить переизбрания господина Блаттера на пост президента ФИФА, что является грубейшим нарушением принципа функционирования международных организаций», — заявил Путин.
Президент подчеркнул, что произведенные аресты выглядят «очень странно», поскольку речь идет о международных чиновниках. «Они, эти чиновники, не являются гражданами США, и если какое-то событие произошло, то оно произошло не на территории Соединенных Штатов, и США не имеют к этому никакого отношения», – отметил российский лидер.
По сути, действия США против чиновников ФИФА создают опасный прецедент. С одной стороны, они показывают, что Швейцария незаметно для многих стала форпостом проведения американской политики в Европе. С другой – что американцы, действуя по аналогичной схеме, могут «навести порядок» и в других независимых международных организациях, квартирующих в Цюрихе или Женеве. А таких организаций – десятки: Международная организация труда, Всемирный совет церквей, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Межпарламентский союз… Список можно продолжить…
А еще эта история показывает, что репутация Швейцарии изрядно девальвировалась. Можно ли считать эту страну суверенным государством? Вопрос риторический.
Что на деле стоит за скандалом в ФИФА, и каким будут его последствия?
– В Кремле действия США воспринимаются как крайне враждебные, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Путин ясно дал понять, что США следует вынести этот спортивный скандал за скобки политической конкуренции. И не наносить ударов ниже пояса, не переходить границ во внешнеполитической конфронтации с Россией.
Однако американцы в данном случае диктуют другие правила. Спектр возможностей США по воздействию на разных игроков по всему миру очень широк. И больше всего нас сейчас должна заботить не судьба ФИФА, а позиции крупнейших мировых банковских учреждений и компаний. Практически все они либо сильно дорожат американским рынком, либо зависимы от поставок компонентов из США. Нынешние события показывают, что Вашингтон, воздействуя в одностороннем порядке на своих партнеров по всему миру, может – при желании – максимально осложнить сотрудничество соответствующих структур с Россией.
«СП»: – Можно ли считать это новым витком в санкционной политике против РФ?
– Думаю, да. Причем, этот рычаг американцами еще не задействован в полной мере. Бесспорно, взаимный товарооборот России с США не слишком большой, наши основные экономические партнеры – ЕС и Китай. Но, получается, американцы могут вести политику санкций практически в одностороннем порядке, и делать это достаточно эффективно. Они могут воздействовать и на европейские, и на китайские компании, ограничивая или даже полностью блокируя их сотрудничество с Россией.
«СП»: – Удастся ли Америке лишить нас права принимать футбольный чемпионат мира в 2018 году?
– Для нас наихудший вариант – чтобы сначала американцы позволили нам потратиться на этот чемпионат по максимуму, а потом добились бы его переноса в другую страну. Сейчас, на деле, задача как раз заключается в том, чтобы такого сценария избежать. На мой взгляд, лучший способ сделать это – самим отказаться от бессмысленных трат на спортивную инфраструктуру.
В городах, где намечается проведение чемпионата, необходимо развивать транспортную и гостиничную инфраструктуру. Но львиную долю затрат именно на спортивные объекты следует сократить – польза от нее вовсе неочевидна…
– ФБР заинтересовалась обстоятельствами заявочного процесса по чемпионатам мира-2018 и 2022 достаточно давно, но действовать почему-то начала именно сейчас, – отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Формально речь идет о нарушениях в Конференции футбола Северной и Центральной Америки (КОНКАКАФ), и причастности к коррупционным схемам Джеффа Уэбба, главы Конференции и вице-президента ФИФА, и его предшественника Джека Уорнера.
Тем не менее, очевидно, что расследование запущено именно с целью сместить Йозефа Блаттера. Обращает на себя внимание, что у ФБР имелись все возможности арестовать подозреваемых на американской территории, поскольку члены ФИФА регулярно проводили мероприятия на территории Северной Америки, однако это не было сделано.
Мы имеем все признаки хорошо срежиссированной кампании. Всего через несколько часов после арестов в Цюрихе президент Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишель Платини объявил, что необходимо перенести сроки избрания президента ФИФА. А следом американская платежная система Visa заявила, что может пересмотреть спонсорский контракт с ФИФА, «если в Федерации не примут незамедлительные и безотлагательные меры для решения вопросов, возникших в свете последних событий».
Последний намек более чем прозрачен: немедленно уберите Блаттера.
Это значит, что даже если турнир 2018 года пройдет в России, его можно будет легко испортить. Новое – проамериканское – руководство ФИФА может не принять часть наших стадионов, или сделать жесткие заявления по поводу Крыма – Блаттер, напомню, фактически игнорировал этот вопрос. ФИФА может, наконец, начать пересмотр российской заявки.
Словом, политическая антироссийская составляющая стоит в этом скандале на первом месте. По большому счету, действия США дестабилизируют всю систему независимых международных организаций, которые прежде считались неполитизированными. Думаю, в будущем это может привести к формированию новых, региональных институтов и инструментов, которые в меньшей степени будут подвержены давлению Вашингтона.
Банки Швейцарии: тайное становится явным
История с ФИФА имеет и еще один аспект. Начиная с прошлого века, Швейцария продавала миру «банковскую тайну», и неплохо на этом жила. Даже в годы Второй мировой войны все воюющие страны, включая гитлеровскую Германию, держали счета в швейцарских банках, которые были гарантировано защищены.
В течение многих десятилетий Швейцария — крупнейший в мире офшорный финансовый центр с активами в 2,1 трлн долларов, получала прибыль от управления деньгами иностранцев. Швейцария привлекала зарубежных клиентов гарантией полной секретности.
Еще в 1935 году Швейцария приняла закон о «банковской тайне», который гарантировал конфиденциальность сведений о вкладах в швейцарских банках. По этому закону, если банковская тайна будет нарушена, банки могли быть оштрафованы, а руководителям даже грозило тюремное заключение.
Но с началом глобализации финансовой системы, США стали оказывать мощное давление на Швейцарию, настаивая на обеспечении «прозрачности» банков и требуя раскрытия информации о зарубежных гражданах, которые открывают там счета.
И иногда американцам удавалось добиваться частных исключений из швейцарского закона о «банковской тайне». Например, банк UBS в 2009 году согласился заплатить властям США 780 млн долларов и выдать имена более 4 тыс. держателей секретных счетов. А в 2010 году парламент Швейцарии одобрил соглашение о передаче США банковских данных клиентов, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Однако позже Федеральный административный суд Швейцарии постановил, что правительство не имело права передавать данные о вкладчиках американским властям.
Но сейчас ситуация изменилась. Узаконить раскрытие «банковской тайны» швейцарцев вынудил закон о налогообложении зарубежных счетов резидентов США — FATCA, вступивший в силу в 2014 году. В соответствии с которым, финансовые организации по всему миру должны раскрывать сведения о счетах частных американских налогоплательщиков, и тех компаний, которые американцы прямо или косвенно контролируют на 10%. Отказавшимся грозит удержание сбора в 30% с любых транзакций, проходящих через США, а также другие санкции. Минюст США пригрозил Швейцарии санкциями на миллиард долларов.
Другими словами, девальвировалась и святая святых Швейцарии – закрытость информации о клиентах банков. Вопрос в том, что останется Швейцарии предложить миру, если «банковская тайна», фактически, перестала существовать? Перочинные ножики и часики?
— Эта история с отменой «банковской тайны» началась в Швейцарии уже давно, после того, как в 2009 году они «сдали» часть своих клиентов США, и даже заплатили им штраф, — говорит профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов. — Потом американцы стали их дожимать, а теперь к этому присоединился и Евросоюз. Хочу отметить, что раньше швейцарские банки были единственными в мире, которые по элитным вкладам так называемого «приват банкинга» не платили проценты клиентам, а наоборот – с них брали проценты за секретность. То есть, особая клиентура, которая хотела обеспечить секретность своих вложений, должна была платить за хранение своих денег.
«СП»: — Получается, теперь и эти клиенты не защищены, никакой секретности не осталось?
— Да, теперь швейцарские банки посылают всю информацию о своих иностранных клиентах в те же США – в рамках FATCA. Поэтому с американскими клиентами вопрос уже давно решен, сегодня решается вопрос с Евросоюзом. И это, естественно, весьма негативно отразится на финансовой системе и экономике страны, которая жила на проценты с иностранных денег. Пока банки Швейцарии еще держатся на разнице потенциалов, так как клиентам из еврозоны просто некуда бежать, но перспективы у финансового сектора не самые оптимистичные.
«СП»: — А наши богатые соотечественники, которые давно облюбовали Швейцарию, не начнут выводить оттуда капиталы?
— А куда им выводить, выбора-то у них практически нет. К тому же, Швейцария сейчас не числится офшором по российским спискам. Да и новый закон по амнистии капиталов не требует, чтобы они выводили капиталы в Россию, главное чтобы заплатили с них налоги в российскую казну. Я знаю, что сейчас целый ряд малых и средних банков Швейцарии существует исключительно за счет российских денег. Так что вывести их они нашим соотечественникам просто не дадут – были такие прецеденты.
«СП»: — Сейчас активизировались американские акционеры ЮКОСа, которые требуют от своего правительства заблокировать российские активы, пока им не выплатят по суду 50 млрд долларов. Не повторится ли история с блокированием счетов по делу ФИФА, с капиталами наших олигархов?
— Такое вполне возможно. Как я говорю, перефразируя известную поговорку: был бы капитал, а закон найдется. Кстати, сейчас в Германии проходит саммит финансовой «семерки», где обсуждается принятие мер против финансирования терроризма, для чего рассматривается такая мера, как «замораживание» активов. Формально эта мера обсуждается в отношении «Исламского государства», но я думаю, что тут имеются в виду и российские активы тоже.
«Свободная пресса»