Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // О стремлении США к господству в мировом информационном поле

О стремлении США к господству в мировом информационном поле

NSA-apple-ios-hacking В последние годы США и их ближайшие союзники активно создают глобальную систему доминирования в мировом информационном пространстве. Данная система имеет множество целей и задач. Она направлена — на проникновение в информационное пространство других государств в ущерб их суверенитету и на сбор всех необходимых разведывательных данных; на увеличение технологического разрыва и создание в иностранных государствах зависимой от США инфраструктуры с управляемой надёжностью; на создание технологических плацдармов для проведения комплексных операций, имеющих целью получение политических и экономических преимуществ и т.д.

Процесс создания указанной системы реализуется комплексно и по целому ряду взаимосвязанных направлений, в том числе: нормативному, организационному, технологическому, информационному, финансовому, кадровому и политическому.

1. Нормативное обеспечение.

США и их союзники ведут тщательную работу по выводу законодательного регулирования национальной информационной безопасности других стран из области национального права в международное.

Так, облегчённые механизмы, использующиеся в Совете Европы для совершенствования Конвенции Совета Европы по борьбе с киберпреступностью 2001 года (Будапештской Конвенции), позволяют спецслужбам США фактически легализовать свою деятельность в информационном пространстве большинства стран мира.

Согласно этим планам, подразделения ООН осуществляют разработку проамериканских концептуальных международных документов, распространяющих субъективные, односторонние взгляды и подходы в области международной информационной безопасности (эти разработки обеспечены соответствующей технологической и кадровой поддержкой):

— в сфере предотвращения компьютерной преступности («Конвенция Африканского Союза по компьютерной безопасности и защите персональных данных» — Экономическая Комиссия для Африки ЭКОСОС ООН);

— в сфере развития информационно-коммуникационных технологий («План действий по информационному обществу и обществу знаний в странах Латинской Америки и Карибского Бассейна» — Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКОСОС ООН);

— в сфере разработки и пересмотра законодательства по предотвращению компьютерной преступности (пересмотр законодательства в Панаме в 2012 году — Управление ООН по наркотикам и преступности, совместно с Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКОСОС ООН).

В разрабатываемых документах содержатся статьи и положения, способствующие развёртыванию системы американского доминирования. К примеру, проект «Конвенции Африканского Союза по компьютерной безопасности и защите персональных данных» содержит положения, согласно которым возможна передача персональных данных неким сторонним государствам (читай, США). При этом сам процесс такой передачи будет выведен за пределы компетенции национальных государственных структур, ответственных за вопросы информационной безопасности.

Такой подход реально размывает границы национального суверенитета...

Кроме того, в законодательство самих США включаются нормы, позволяющие их спецслужбам осуществлять сбор данных в мировом информационном пространстве. Для реализации данных норм используются, в том числе, ресурсы крупных американских корпораций (Microsoft, Google, Cisco и др.). Так, в апреле 2014 года Магистратский суд Нью-Йорка обязал американские компании беспрепятственно раскрывать спецслужбам личную информацию иностранных клиентов, в том числе, хранящуюся на территории других государств.

2. Организационное обеспечение.

В рамках расследования компьютерных преступлений спецслужбы США имеют возможность — с привлечением специалистов аффилированных компаний — вести разведывательные операции, направленные против государственных организаций и граждан других стран. Характерным примером таких операций может служить «разоблачение» американской компанией Mandiant пяти своих служащих, осуществлявших, как утверждается, промышленный шпионаж против крупных компаний США в пользу Китая.

США также имеют сильные позиции в МСЭ — Международном Союзе Электросвязи...

Как правило, МСЭ берёт на себя обязательства по разработке и внедрению стратегий компьютерной безопасности на национальном уровне, по обеспечению безопасности технологического прогресса, по организации взаимодействия с международными организациями в области обеспечения информационной безопасности (УНП ООН, Телекоммуникационной организацией содружества, Интерполом, Африканским союзом) и частным сектором. В качестве перспективы МСЭ анонсируется создание единой системы многоуровневого реагирования на угрозы информационной безопасности на любом (национальном, региональном и международном) уровне.

Фактически, это монополист на данном рынке услуг! И он идёт на сотрудничество только при одном условии — обязательное присоединение заинтересованной стороны к Будапештской Конвенции, которая, как уже говорилось, очень выгодна США.

Вот прочему участие МСЭ в процессе продвижения Будапештской Конвенции очень серьёзно дополняет усилия западных стран по нормативному закреплению нужных им положений конкретными техническими протоколами и механизмами, реализующими данные положения на практике.

3. Технологическое обеспечение.

В настоящее время большинство ведущих производителей программного и аппаратного обеспечения являются американскими компаниями, которые, как правило, активно сотрудничают со спецслужбами США.

Ведущие фирмы, предоставляющие сервисы в сфере информационно-коммуникационных технологий, аналогично являются компаниями, прописанными в Америке, и их информационные ресурсы размещены на американской территории — к примеру, основные организации по регулированию и мониторингу сети Интернет ICANN, IANA, FIRST, CERT.ORG и т.д., являются американскими либо непосредственно, либо опосредованно. И сегодня зависимость от США в сфере информационно-коммуникационных технологий признают как развивающиеся страны, так и страны Европейского Союза!

Технологическое превосходство обеспечивает США необходимыми рычагами управления и мониторинга мирового информационного пространства и позволяет с позиции силы осуществлять политику двойных стандартов в отношении его использования. В том числе, обеспечена возможность проведения разведывательной деятельности во всех электронных коммуникациях, проходящих по территории США, и, в значительном объеме, за её пределами.

В частности, согласно данным, опубликованным Эдвардом Сноуденом, технологические возможности США позволяют вести электронный шпионаж в штаб-квартирах любых влиятельных международных организациях — от ОБСЕ и МАГАТЭ до ОПЕК.

4. Информационное обеспечение.

Высокую эффективность имеют информационные акции, проводимые США и их союзниками для продвижения своих политических, методических, нормативных и стратегических взглядов и инициатив, включая заведомо ложные сведения.

Так, после компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры Эстонии в 2007 году, руководство страны бездоказательно объявило агрессором Российскую Федерацию, а себя провозгласило «первой жертвой межгосударственного киберконфликта». Аналогичные бездоказательные обвинения звучали и после компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры Грузии, имевших место в ходе конфликта с Россией в 2008 году.

А ещё с 2013 года США ведут кампанию по распространение лже-информации о российской принадлежности знаменитой хакерской группировки Energetic Bear (также известной под названием Dragonfly)!

Для обвинения России прозападными СМИ использовались субъективные и безосновательные аргументы, основанные главным образом на якобы наличии на территории России нескольких зараженных узлов и совпадении периодичности атак с «московским рабочим временем»...

И такая позиция о «российской природе» этих атак (с подачи американцев) оказалась весьма действенной — она до сих пор активно обсуждается мировыми СМИ!

Кроме того, за последние пять лет социальные сети Twitter и Facebook активно использовались для провоцирования революций и гражданских войн (Тунис, Йемен, Египет, Сирия, Ливия, Украина). Делалось это как в ходе координации оппозиционных движений, так и в качестве средства распространения ложной, негативной информации в отношении действующей власти...

5. Финансовое обеспечение.

Отмечается значительное увеличение финансирования западными государствами своих силовых ведомств, отвечающих за обеспечение информационной безопасности страны и за проведение наступательных операций в информационном пространстве.

Так, на фоне общего сокращения расходов на оборону, в бюджете США на 2014 финансовый год были значительно увеличены затраты на наращивание технологического потенциала в сфере информационно-коммуникационных технологий. В частности, Министерством обороны на проведение операций в информационном пространстве выделено $4,7 млрд. долларов (прирост на 21% по сравнению с 2013 годом)...

Мощные финансовые вливания к тому же стали и одним из основных путей влияния западных стран на процессы, происходящие на различных международных площадках — например, ресурсы, выделяемые для реализации технической помощи развивающимся странам, чаще всего используются как средство влияния на них.

Так же в указанном направлении США и их союзники реализуют финансовую поддержку по внедрению собственных разработок и технических решений буквально по всему миру...

6. Кадровое обеспечение.

В АНБ, то есть, в Агентство Национальной Безопасности США, занимающееся вопросами технического шпионажа, уже давно активно привлекаются высококвалифицированные специалисты. По данным открытых источников, в Агентстве на сегодняшний день работают:

— 1 тыс. специалистов, имеющих докторскую степень;

— более 4 тыс. экспертов в сфере информационной безопасности;

— более 1 тыс. математиков.

Кроме того, в планы Пентагона входит создание трёх специальных секретных подразделений: «национальных киберсил» (для защиты ключевых гражданских компьютерных сетей), «боевых киберсил» (для поддержки военных операций за рубежом) и «сил киберзащиты» (для защиты систем Министерства обороны США). В составе подразделений будет действовать 30 специализированных команд...

Но задействованы не только чисто боевые кадры. Под прикрытием ООН идёт скрытая вербовка нужных людей по всему миру — активно развиваются проамериканские образовательные программы, проводятся обучающие семинары и исследования по различным вопросам информационной безопасности, компьютерной преступности и борьбы с ней (Управление ООН по наркотикам и преступности, Экономическая и социальная Комиссия для Западной Азии ЭКОСОС ООН, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна ЭКОСОС ООН, Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия, Институт ООН по исследованию проблем разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию).

Участникам указанных мероприятий из различных стран системно «прививаются» американские взгляды на обеспечение информационной безопасности (на необходимость «доверия в информационном пространстве»), на принципы организации мирового информационного пространства в целом («здоровой сети Интернет»), навязываются американские технологии, аппаратно-программные решения и стандарты в сфере информационно-коммуникационных технологий.

7. Политическое обеспечение.

Везде, где только можно американская сторона продвигает своё видение устройства мирового информационного пространства, которое позволяет США успешно создавать глобальную систему доминирования. При этом США оказывают противодействие любым альтернативным подходам.

На политическом уровне эксперты США принимают активное участие в разработке широкого спектра методических, нормативных, стратегических и политических документов. Для пропаганды своих политических взглядов и продвижения выгодных норм международного права, США и их ближайшие союзники используют, в том числе, технические международные площадки.

Таким образом, одновременно с продвижением Будапештской Конвенции, США, под предлогом оказания технической, технологической и кадровой помощи, активно расширяют сферу влияния.

И надо сказать, что это им вполне удаётся. Всё большее число стран, включая развитые ныне готовы признать частичную потерю суверенитета над своим информационным пространством, чтобы продолжить активное сотрудничество с США в сфере информационно-коммуникационных технологий. При этом развивающиеся и отстающие в информационном отношении страны в некотором отношении даже «соревнуются в лояльности» к Америке — в качестве платы за получение доступа к современным технологиям, ресурсам и к расширению партнёрства...

Таким образом, стремление США к тотальному контролю над глобальным информационным пространством очень близко к своему осуществлению. А это, в свою очередь, значительно приблизит установление настоящего мирового американского господства во всех остальных сферах жизни.

Иван Шмаков, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика