Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Кендрик Уайт — не очень тихий американец

Кендрик Уайт — не очень тихий американец

UajtЗа деятельностью этого иностранца я слежу уже почти 20 лет, поскольку работает он на моей родной нижегородской земле. Несколько раз я пытался взять у него интервью по роду этой самой деятельности. Однако этот гражданин США, то есть «представитель самой демократический страны мира», всякий раз отказывался встречаться со мной. Он вообще всячески старался избегать внимания со стороны нижегородской прессы!

И вот, совсем недавно этот человек, американец Кендрик Уайт, стал героем громкого скандала, можно сказать общероссийского значения.

Он был уволен с должности проректора по инновациям Нижегородского Государственного Университета им. Лобачевского (ННГУ), которую занимал с 2013 года. Говорят, что причиной для увольнения послужила программа «Вести недели», в которой ведущий Дмитрий Киселёв рассказал об инициативе Совета Федерации сформировать некий «патриотический стоп-лист» из людей и организаций, чью деятельность в России желательно было бы прекратить.

Американец Уайт, видимо, попал в этот самый список...

Так это на самом деле или нет, судить не берусь. В самом ННГУ говорят лишь об очередной реорганизации управления своего вуза, куда американец просто не вписался. Но, думаю, всё же слухи об избавлении от Уайта как лица, нежелательного для России, всё же имеют под собой реальную почву. Уже сама его биография вызывает много вопросов...

Волонтёры или шпионы?

Уроженец американского города Бостон Кендрик Уайт прибыл на нижегородскую землю в 1993 году в качестве волонтёра Корпуса мира. Эта неправительственная организация призвана оказывать помощь экономике тех стран, которые перешли на рыночные рельсы. В конце 1992 года правительство Егора Гайдара подписало договор с Корпусом о его деятельности в России, и очень скоро американские волонтёры расползлись буквально по всей нашей стране.

В Нижегородской области их встретили, что называется, с распростёртыми объятиями, рассчитывая на всемерную помощь в реформировании нашего регионального хозяйства. Однако эти ожидания обернулись большими разочарованиями...

Летом 1997 года я провёл собственное журналистское расследование деятельности Корпуса мира. Мне удалось выяснить, что экономический эффект от его работы фактически равен нулю, зато волонтёры то и дело впутывались в различные тёмные истории, и вместо того, чтобы заниматься проблемами реформирования сельского хозяйства или создания малого бизнеса, пытались разузнать данные о военно-промышленном потенциале региона. Пятерых не в меру любопытных волонтёров, в конце концов, вежливо попросили удалиться из России.

Например, волонтёра Дэвида Прамуса, которого в начале 90-х годов губернатор Борис Немцов пристроил иностранным советником при администрации Арзамасского района. Формально он должен был привлекать инвестиции для развития сельского хозяйства. Но на самом деле этого бывшего сотрудника военной контрразведки США (!) более всего интересовал Федеральный ядерный центр (г. Саров), куда он настойчиво пытался проникнуть...

Когда этого человека выдворяли из страны, он прямо заявил о том, что приехал по заданию правительства США, а вовсе не Корпуса мира. Далее Прамус подчеркнул: «Деловые люди Америки начнут заниматься бизнесом только там, где условия будут наиболее благоприятны для них. И заниматься они будут только тем бизнесом, который выгоден им, а не русским».

Но самой скандальной личностью оказался волонтёр Адам Энтони Бланко, который в 1994 году учредил в Нижегородской области отделение «Ротари-клуба»...

Этот клуб появился больше ста лет назад в США. Клуб ставит себе задачу объединения представителей элит разных национальностей для тесного делового сотрудничества и общей деловой взаимопомощи. Некоторые специалисты по деятельности тайных обществ и организаций причисляют «Ротари-клуб» к структуре масонского типа, где заседания чаще всего носят закрытый характер, а рядовые члены не всегда посвящены в планы высшего клубного руководства.

В июне 1990 года клуб начал работать в России. Среди его членов в разное время были такие люди, как мэр Москвы Юрий Лужков, телевизионный начальник Эдуард Сагалаев, олигарх Владимир Гусинский. Не менее представительные люди оказались и в нижегородском филиале «Ротари». В моём распоряжении имеется их список — это сплошь и рядом известные нижегородские бизнесмены и высокопоставленные чиновники. Некоторые из них до сих пор занимают важные государственные посты.

Адам Бланко, можно сказать, здорово потрудился, затащив таких людей в «Ротари-клуб»! И очень скоро выяснились истинные цели этой работы с нашей деловой и политической элитой.

Так, заседания клуба неоднократно посещали некие Теодор Уилсон и Кеннет Нотс. Оба – штатные разведчики из США. Вели эти ребята себя довольно нагло. На одном из заседаний клуба они прямо предложили одному из руководителей авиационного завода «Сокол» передать им секретные данные на производимые предприятием военные самолёты.

А в 1996 году Бланко сделал попытку организовать встречу директоров нижегородских оборонных заводов с военно-воздушным атташе посольства США Дэвидом Джонсоном. Атташе якобы предлагал нашим «оборонщикам» выгодные инвестиции. Директора сразу смекнули, что за инвестиции из США с них явно потребуют определённые услуги, точно не укрепляющие российскую обороноспособность. Смущала и личность партнёра по переговорам. Военный атташе любого государства — это по сути шпион под дипломатическим прикрытием, и, кроме чисто разведывательной информации, такого типа людей обычно ничего не интересует.

В общем, разразился скандал. Встреча с атташе сорвалась, а мистера Адама Бланко попросили удалиться из страны...

А преемником этого не в меру шустрого американца оказался наш «герой» Кендрик Уайт. Он-то и возглавил нижегородское отделение «Ротари-клуба» после Бланко. А когда в 2003 году деятельность Корпуса мира в России была свёрнута, Уайт перешёл на работу в представительство инвестиционной фирмы «Квадрига Кэпитал», управлявшей средствами, выделенными Европейским банком реконструкции и развития.

Был ли замешан Уайт в шпионских делах своих коллег по Корпусу мира? Прямых улик у меня, конечно же, нет. Но вот что любопытно. Долгое время из США нижегородское отделение «Ротари», да и самого Кендрика Уайта курировал некий Томас Паркер, в прошлом — высокопоставленный сотрудник отдела контрразведки Федерального бюро расследований (ФБР). А как известно, бывших чекистов и фэбээровцев не бывает...

Впрочем, и без шпионажа за Уайтом числится немало других, не менее «благовидных» дел.

Даёшь наркотизацию России!

В конце октября 2001 года в нижегородском ресторане «Виталич», что находится на улице Большой Покровской, состоялось очередное заседание «Ротари-клуба». Тема обсуждения — борьба с наркоманией. Председатель клуба Кендрик Уайт предложил собравшимся выслушать гостя, некоего гражданина Голландии Питера Энгебертса.

Голландец в ярких красках стал расписывать, как в его стране успешно борются с наркоманией при помощи... сильнейшего синтетического наркотика — метадона! Мол, на Западе в наркологических клиниках метадон выдаётся наркоманам вместо героина. Постепенно наркоман якобы отучается от потребления героина, предпочитая только метадон. А его дозу врачи постепенно уменьшают, тем самым полностью вылечивая человека от пагубной зависимости. Именуется это способ лечения заменительной терапией.

Эту терапию и предлагали взять на вооружение нижегородцам. Слава Богу, что на заседании клуба присутствовали медики-профессионалы. Они-то и забили тревогу, обратившись в средства массовой информации, в том числе и в мою родную газету «Новое Дело». Врачи резко раскритиковали способ лечения, предложенный голландцем, уподобив его попытке тушить огонь керосином.

Ведь метадоновая зависимость гораздо хуже героиновой. Врачи приводили в пример слова музыканта Джона Леннона, который с горечью когда-то писал: «Мы отошли от героиновой зависимости за три дня, а теперь уже пять месяцев не можем избавиться от метадона»...

Мне тогда удалось выяснить, что на Западе ещё в 90-е годы полностью отказались от метадонового способа лечения. Наркотик заменили новейшим эффективным лекарственным средством. Однако крупные западные фармацевтические фирмы, выпускающие метадон, никуда не делись. Их склады оказались полностью забитыми этим препаратом, который надо было куда-то сбывать. И тогда их взоры обратились к Восточной Европе, где они стали усиленно лоббировать заменительную терапию.

Поэтому у меня сложилось мнение, что голландец Питер Энгебертс, выступавший перед нижегородским отделением «Ротари-клуба» при активнейшей поддержке Кендрика Уайта (а ещё, как потом выяснилось, и небезизвестного «Фонда Сороса»), как раз и являлся представителем одной из таких компаний. А может — даже хуже. Ведь не исключено, что действовал он от имени международной наркомафии, которой торговля метадоном приносит колоссальные прибыли — не менее 200 долларов за грамм...

На мои неоднократные просьбы прокомментировать ситуацию мистер Уайт так и не откликнулся. Его тогдашний секретарь Наталья Зимнякова мне заявила, что она лично(?!) сомневается, что господин Уайт согласится на комментарий, поскольку, мол, график его встреч расписан чрезвычайно плотно. Подобная закрытость от прессы только лишь углубила мои подозрения.

Между тем, лоббирование метадона продолжалось не только на словах. В это дело активно подключились такие люди, как старый приятель Уайта и бывший наш губернатор Борис Немцов, плюс некоторые чиновники городской администрации, которые уже подготовили распоряжение о пропаганде заменительной терапии в школах и в медицинских заведениях Нижнего Новгорода.

И только благодаря усилиям нижегородских врачей и журналистов, к мнению которых прислушались областные власти, это безумие, спровоцированное председателем «Ротари-клуба» Кедриком Уайтом, удалось остановить...

Где твои деньги, инвестор?

В 2008 году газета «Аргументы недели» опубликовала интересный материал о Кендрике Уайте. В статье говорилось, что он покинул фирму «Квадрига Кэпитал» и основал собственную компанию «Марчмонт Кэпитал Партнёрс». Эта фирма была зарегистрирована во Флориде, а штаб-квартира разместилась в Нижнем Новгороде. Компания занялась консалтинговой деятельностью по вопросам инвестиций.

Как написали «Аргументы недели», Кендрик Уайт под свой бизнес набрал у американских инвесторов деньги, которыми толком не сумел распорядиться. Якобы только за несколько месяцев он потерял почти полтора миллиона долларов!

Самым удачным подразделением фирмы считался издательский отдел, который выпускал объёмистые экономические справочники о состоянии дел в Нижегородской области и в ряде регионов Урала. Под это дело успешно собиралась реклама. Но однажды Уайт привёл на должность редактора своего соотечественника Роберта Аронсона.

Как подчёркивают «Аргументы недели» со ссылкой на русских сотрудников редакции издательского отдела, этот Аронсон буквально развалил успешное предприятие! Оказывается, этот человек с издательским делом вообще не был знаком, а к своим служебным обязанностям относился халатно.

Мало того, однажды выяснилось, что Роберт Аронсон проживал в России... нелегально. А фирма «Марчмонт Кэпитал», которая наняла его, не уведомила об этом факте нашу миграционную службу, и тем самым грубо нарушила закон «О правовом положении иностранных граждан в России». За это на фирму Уайта был наложен солидный штраф в шестьсот тысяч рублей.

Почему же бизнесмен Кендрик Уайт не уволил явного профана Аронсона? Мало того, когда за редактора-нелегала взялись работники Федеральной миграционной службы, хозяин стал всячески заступаться за соотечественника, отказываясь и увольнять его, и даже платить штраф. Очевидно, что только сам Уайт знает ответы на этот вопрос. Тем не менее, мне стал известен очень любопытный факт из жизни Роберта Аронсона в Нижнем Новгороде.

Аронсон одно время вёл курсы английского языка в стенах Нижегородского филиала «Высшей школы экономики». Но вёл их как-то странно. По словам очевидцев, то была самая настоящая антироссийская пропаганда, в которой нижегородским студентам предлагалось бороться с существующим «фашистским режимом, царствующим в России», а также активно участвовать в различных «маршах несогласных».

Вообще-то это грубое вмешательство в дела нашей страны. А поведение самого мистера Аронсона сильно смахивало на деятельность специалиста по ведению психологической войны, коих немало водится в стенах ЦРУ. Может, именно поэтому Уйат не только терпел у себя эту явную бездарность в издательском деле, но даже пытался выгородить его перед нашими правоохранителями?

Думаю, что ровно по этой причине Уайт лишился и должности проректора ННГУ, куда он попал несколько лет назад. Я не знаю, насколько успешно Уайт справлялся с этой работой – мнения на этот счёт мне попадались абсолютно разные: от полного восторга до категорической критики. Но я не исключаю, что даже на этой должности он не прерывал связей ни с Немцовым, ни с его единомышленниками, а, возможно, даже со спецслужбами США.

Возвращение мистера Бланко

На эти мысли наводят его подозрительные контакты, о которых в своей телепередаче рассказал Дмитрий Киселёв. Речь идёт о бывшем президенте Американской торговой палаты Скотте Блэклине. В передаче об этом человеке говорилось следующее: «в прошлом влиятельный политический деятель, хороший знакомый Олбрайт и Клинтона открыто пишет на своем сайте о том, что сотрудничает с запрещённой в России организацией USAID, руководство этой структуры назначает лично Обама. Три года назад деятельность USAID российский суд признал подрывной».

USAID — это «Агентства США по международному развитию». Российский филиал Агентства до недавнего времени располагался в здании американского посольства, причём крайне обособленно от других посольских подразделений. Оно и неудивительно, ибо Агентство являлось прикрытием сразу нескольких разведслужб США, имеющих весьма определённые задачи: проникновение в различные сферы российской жизни – от политики до экономики.

Люди из Агентства неоднократно «засветились» в передаче денег российским оппозиционным партиям и правозащитным организациям, в сборе сведений о российском оборонном потенциале, в промышленном шпионаже и т. д. За что, собственно, эту организацию и «попросили» вон из России. То есть, если мистер Блэклин признаётся в связях с USAID, то это уже много говорит об его личности.

Но и это ещё не всё. В 2009 году мне попалась информация о том, что в московском представительстве «Агентства по международному развитию» пристроился Адам Бланко, который отвечал за работу с предприятиями нашего малого бизнеса. И в первую очередь с теми из них, кто имел отношение к обслуживанию военных заказов. Мелким российским коммерсантам через фонды USAID Бланко выдавал льготные кредиты, которые затем надо отрабатывать — в том числе и подробной информацией о своём роде деятельности...

Да, да, это тот самый Адам Бланко, который в 90-ые работал волонтёром Корпуса мира в Нижегородской области, который учреждал на нижегородской земле филиал «Ротари-клуба» и которого со скандалом уже однажды выдворяли из России. Как я уже говорил, он был предшественником Кедрика Уайта на должности руководителя «Ротари», и вообще оба были весьма дружны между собой.

Поэтому я не исключаю, что именно Бланко передал Уайта в ведение шпионского «Агентства по международному развитию» и лично Скотту Блэклину, который потом и направлял деятельность американского проректора ННГУ в нужном для себя и вредном для России русле...

Это, видимо, и послужило поводом для занесения Кендрика Уайта в «чёрный список» Совета Федерации, а потом и для увольнения с важной университетской должности.

Впрочем, всё это только моё предположение, хотя и основанное на многочисленных фактах. Наверное, ситуацию мог бы разъяснить сам Кендрик Уайт. Но он продолжает упорно молчать, что точно свидетельствует не в его пользу...

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика