Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Обама не сдержал слово об отмене ЕвроПРО

Обама не сдержал слово об отмене ЕвроПРО

Госдеп не увидел причин отказываться от размещения в Европе элементов противоракетной обороны (ЕвроПРО) после соглашения с Ираном. «Успешное разрешение ядерной проблемы не устраняет необходимости (создания) ПРО для противодействия иранской ракетной угрозе. Именно поэтому в новой резолюции Совета Безопасности ООН, в которой будет кодифицирован совместный всеобъемлющий план действий, сохранятся санкции ООН в отношении баллистической программы Ирана на восемь лет», – сообщил представитель ведомства.

Ранее глава МИД России Сергей Лавров заявил: Москва надеется, что Вашингтон изменит свое намерение по созданию европейского сегмента ПРО в связи с достижением договоренности по Ирану. Он напомнил – и не в последнюю очередь напомнил именно Вашингтону, как президент США Барак Обама в своей речи в Праге 5 апреля 2009 года заявил, что после урегулирования ситуации вокруг иранского атома задача развития европейского сегмента ПРО утратит актуальность. «Мы будем готовы к диалогу на эту тему», – отметил Лавров. Он также добавил, что нормализация ситуации с Ираном устраняет предлоги для применения силы против него, что кое-кто считал «реальной альтернативой» переговорам.

Однако можно констатировать, что Обама не сдержал слова – вопреки данному им пять лет назад обещанию ЕвроПРО отнюдь не «утратила актуальность» для Вашингтона.

«Если бы не готовность России»

Напомним, что накануне Иран и «шестерка» международных посредников достигли исторического соглашения по атому после 10 лет переговоров – после чего было бы логично, чтобы США, воздавшие должное дипломатическим усилиям Москвы, изменили свою тактику в отношении Тегерана. Заметим, что по итогам переговоров госсекретаря Джона Керри уже выдвинули на соискание Нобелевской премии мира наряду с партнером по переговорам, главой иранского МИДа Джавадом Зарифом.

Как известно, важнейшие переговоры завершились принятием совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.

В документе, в частности, говорится, что Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% на протяжении 15 лет. «Шестерка» и Иран договорились активизировать экономическое сотрудничество и обеспечить доступ Ирана ко всем возможностям внешней торговли, а также финансовым и энергоресурсам.

По словам Лаврова, договоренность по Ирану позволяет расширить возможности для военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана. Кроме того, отметил Лавров, договоренность по Ирану устраняет преграды на пути формирования широкой коалиции для борьбы с ИГ.

После того как стало известно, что Иран и «шестерка» международных посредников после многолетних переговоров подписали, наконец, соглашение по ядерной программе исламской республики, тысячи людей вышли на улицы Тегерана с национальными флагами. Известие об историческом соглашении совпало с завершением священного мусульманского месяца Рамадан. Столица исламской республики в эту ночь не спала – по городу разъезжали автомобили с флагами, развевающимися из окон, не смолкал звук клаксонов

«Меня удивило, насколько (президент России Владимир) Путин и российское правительство разделяли это (эти два вопроса: Иран и Украина), и мы бы не достигли этого соглашения, если бы не готовность России действовать вместе с нами и другими членами «шестерки» с тем, чтобы добиваться хорошего соглашения», – сделал комплимент Барак Обама. Однако можно заметить, что сам хозяин Белого дома продолжает смешивать иранский вопрос и усиление американского военного (и в том числе «противоракетного») присутствия близ границ России.

Партия войны «прошлась катком»

Вероятно, заявления о продолжении прежней линии в отношении ЕвроПРО призваны успокоить «ястребов». Заметим, что, как рассказал бывший советник Госдепа Джеймс Карден в колонке для журнала The Nation, на последнем заседании комиссии сената по вооруженным силам «вояки» буквально «катком» прошлись по внешней политике Обамы, которую назвали «угрожающе наивной». В роли главного оппонента госсекретаря Керри выступил небезызвестный сенатор Майкл Маккейн.

«Именно «партия войны» сейчас наиболее влиятельна в коридорах власти, – утверждает бывший сотрудник Госдепа. – Из-за нее США находятся в одном-двух шагах от войны с Россией – столкновения, которое разрушит национальную безопасность Соединенных Штатов до основания».

Заметим, что «партии войны» подыгрывает и главный возможный преемник Обамы – кандидат от демократов, экс-госсекретарь Хиллари Клинтон. Такой вывод можно сделать по ее заявлениям в отношении Ирана: приветствуя ядерную сделку с Ираном, а также отвечая скептикам из Конгресса и Израилю, Клинтон пообещала, что Тегеран никогда не получит ядерное оружие, если она возглавит Белый дом, сообщила The Guardian. «Как президент я использовала бы каждый инструмент в нашем арсенале, чтобы заставить иранцев выполнять условия», – сказала Клинтон.

«Сообщение Ирану должно быть громким и четким: мы никогда не позволим вам приобрести ядерное оружие; не только в течение срока действия соглашения. Никогда», – подчеркнула бывшая госсекретарь США.

Мнимая угроза как предлог

Отсутствие изменений в планах США по системе европейской ПРО после договоренности по ИЯП указывает на направленность этой системы против России, заявили «Интерфаксу» в МИДе.

«Можно было бы ожидать, что возможная договоренность с Ираном по ядерным делам повлечет за собой хотя бы частичную модификацию планов создания ПРО. Но об этом и речи не идет. Это неудивительно, поскольку с самого начала было ясно, что мнимая «иранская угроза» Европе является лишь предлогом, причем совсем неубедительным, для создания противоракетного щита с проекцией на российские силы ядерного сдерживания», – подчеркнул директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов.

Ранее замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер заявила: «США никогда не говорили, что после урегулирования иранской ядерной проблемы размещение системы противоракетной обороны в Европе станет излишним или бесполезным в оперативном отношении. Мы заявляли, что если США вместе с партнерами по «шестерке» смогут достичь соглашения по иранской ядерной программе и Иран его будет выполнять, то мы сможем устранить одну из самых больших угроз нашей безопасности».

На что Ульянов также напомнил о пражской речи Барака Обамы 2009 года, когда он «вполне определенно заявил, что если так называемая иранская угроза будет устранена, то не будет и стимула для развертывания системы ПРО в Европе». «Правда, объективности ради надо отметить, что, говоря об «угрозе», американский лидер включил в это понятие не только ядерную, но и ракетную программу Тегерана», – пояснил собеседник.

Он добавил: «В ходе двусторонних консультаций с западноевропейскими партнерами мы не раз спрашивали, почему они так уверены в наличии у Тегерана мотивов или планов нанесения ракетных ударов по их территории. В ответ собеседники либо смущались, либо начинали откровенно смеяться. Реакция показательная», – подчеркнул Ульянов. Со своей стороны Гетемюллер вновь подтвердила позицию США: «Мы неоднократно заявляли, и, как показывают научные данные, наши программы противоракетной обороны не направлены против Российской Федерации и не могут представлять угрозу российским стратегическим ядерным силам».

«Шахаб» не долетит до середины Европы

Тем временем представитель НАТО заявил, что достижение договоренности по ядерной проблеме Ирана не отменяет ракетную угрозу для альянса, в связи с которой альянс создает систему ПРО в Европе. «Угроза, которую представляет для стран НАТО распространение баллистических ракет, продолжает расти. Многие страны располагают или приобретают технологию баллистических ракет. Недавнее соглашение между Ираном и международным сообществом не меняет ситуацию. Система ПРО НАТО защищает европейских союзников НАТО от угроз баллистических ракет и является оправданной, пока существуют баллистические ракеты, способные достичь европейской части НАТО», – подчеркнул представитель НАТО, пожелавший остаться неназванным.

Он также напомнил заявление альянса о том, что создаваемая НАТО система ПРО направлена «против всех угроз за пределами евроатлантической области». «Она не направлена против России. Она не угрожает российскому стратегическому сдерживанию. География и физика не позволяют системе НАТО сбить российские межконтинентальные ракеты с объектов НАТО в Польше и Румынии», – отметил представитель НАТО.

«Проблема американской ПРО надуманна. В 2009 году все знали прекрасно, что никаких иранских ракет, которые способны долетать до Европы, нет», – заявил руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Сергей Багдасаров в эфире телеканала LifeNews. «Помимо того, ситуация с ракетами «Шахаб-3» и «Шахаб-4», которые были у них на вооружении, была непонятна: серийные это объекты или их всего несколько штук, дальность полета у «Шахаба-4» не превышала 2 тыс. км. Все прекрасно понимали, что никакого отношения к иранской ракетной программе американская ПРО не имеет. Это создается против российских ракет. Завтра американцы новую «мульку» придумают по поводу ракет, которые могут угрожать со стороны «Исламского государства». Идите ищите, есть ли они у него или нет», – подчеркнул эксперт.

«Россия – экзистенциальная угроза»

«Никто и не сомневался, что ПРО разворачивалась в первую очередь против России, а не Ирана. Сегодня американские военные четко говорят, что Россия – угроза экзистенциальная, то есть угроза существованию США. Сегодня Штаты фактически не скрывают этого факта, так что для специалистов ничего удивительного в сложившейся ситуации нет», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин.

«Да, здесь есть коллизия, когда слова у США расходятся с делом, никто пока не дезавуировал заявление о том, что ПРО формально была нацелена на потенциальные иранские угрозы», – сказал собеседник. По его мнению, нужно продолжать дипломатическую работу, диалог, чтобы разрядить обстановку, которая сегодня не вполне обоснованно чрезмерно накалена.

При этом одни дипломатические шаги не в состоянии разрядить ее, «здесь нужны определенные меры доверия», признал эксперт. Он указал на наличие сигналов о том, что «меры доверия начинают восстанавливаться»: «В частности, иранская сделка, при достижении которой Россия и США очень тесно партнерствовали, и последнее сообщение о том, что Обама и Путин обсудили возможное сотрудничество по Сирии. То есть при всех наших разногласиях есть общие интересы, необходимость сотрудничать, просматриваются возможности для конструктива в этой области», – резюмировал эксперт.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков также полагает: заявление Госдепа о продолжении программы ЕвроПРО «свидетельствует о том, что противоракетная оборона США театра военных действий в Европе создавалась не против мифической угрозы Ирана, который не мог достать ракетами Европы, а именно против России. Это дезавуирует все объяснения, которые до этого США предъявляли для оправдания создания этой ПРО», – заметил он в комментарии РИА «Новости». Для всех теперь должно быть понятно, что США не будут убирать систему ПРО в Европе, подчеркивает эксперт. В этой связи, по его мнению, России необходимо создавать контрсистему по уничтожению ПРО США и более мощные ракетные системы, способные ее преодолевать.

«Взгляд ру»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика