Жизнь и возможная смерть лидера «Талибана»
В среду, 29 июля, британские, американские и пакистанские СМИ сообщили о смерти лидера талибов муллы Омара. Глава «Талибана» якобы скончался еще два с лишним года назад от туберкулеза. В предшествующие годы на страницах прессы его хоронили уже не раз, но снова и снова одноглазый бородач публиковал свои фетвы, словно издеваясь над недругами. Он стал символом исламистского движения в Афганистане — бессмертный старец, укрывшийся в горах и неуязвимый для самого современного оружия Америки. Можно ли доверять сообщениям о кончине муллы Омара и что ждет «Талибан» после его смерти — разбиралась «Лента.ру».
Сын крестьянина
Вся жизнь муллы Омара напоминает легенду, в которой правду почти невозможно отделить от вымысла. Неизвестно даже точно, когда он родился: согласно большинству источников, это произошло недалеко от Кандагара в период 1955—1962 годов, плюс-минус четыре года в каждую сторону. Официальная биография на сайте «Талибана» гласит, что произошло это в 1960 году в деревне Чах-и-Химмат. Мухаммед Омар — пуштун, то есть представитель этнического большинства в Афганистане. Он принадлежит к одному из крупнейших племенных объединений пуштунов — гильзаям, но родился в бедной семье, без влиятельных родственников, и рано остался без отца. Омара воспитал дядя, преподаватель сельского медресе.
Когда в Афганистан вошли советские войска, Мухаммед как раз учился в медресе. Юноша без колебаний присоединился к войне с неверными, вступив в отряд моджахедов. Он быстро заслужил славу хорошего стрелка и гранатометчика, предпочитал РПГ-7, которым владел в совершенстве. За время войны Мухаммед был ранен четырежды, причем последнее ранение оказалось самым серьезным: шрапнель лишила будущего лидера талибов глаза. По легенде, он сам себе сделал операцию, удалив шрапнель ножом. Впрочем, по словам свидетелей, врачебную помощь ему оказали пакистанские врачи в одном из госпиталей.
С одним глазом воевать было сложно, и Омар пошел другим путем — обратился к религии. Он посещал медресе, стал муллой в деревне неподалеку от Кандагара, выучил арабский. Религиозное образование продолжил в Пакистане — в Кветте и Карачи, где впервые встретился с Усамой бен Ладеном.
Предводитель правоверных
После того как советские войска вышли из Афганистана, режим Наджибуллы продержался всего три года. Страна погрузилась в хаос: разные группировки моджахедов сражались за власть. Мулла вернулся в Афганистан и основал собственное медресе. По легенде, в начале 1994 года во сне ему явился сам пророк Мухаммед и сказал: «Без твоей помощи мне не обойтись. Ты обязан покончить с беспорядком в стране, и Аллах тебе поможет». Проснувшись, Омар не стал терять времени. Он собрал вокруг себя своих учеников и принялся наводить порядок. Движение получило название «Талибан» — так на пушту именовали учащихся медресе. Все больше студентов и беженцев из пакистанских лагерей стекались под белое знамя муллы из-под Кандагара.
Омар объявил войну коррупции, хаосу и разврату. Особенную неприязнь у него вызывало такое явление как «бача-бази» — разновидность детской проституции, когда мальчиков переодевают в женское платье и продают для сексуальных утех. В охваченном раздорами Афганистане полевые командиры творили что хотели: грабили крестьян, похищали и насиловали несовершеннолетних, выращивали наркотики. «Талибан» быстро приобрел славу борцов за справедливость: самых одиозных полевых командиров талибы просто вешали на дулах танков, а похищенных мальчиков и девочек освобождали и возвращали в семьи.
Впрочем, тут красивую легенду сложно отделить от правды. Многие эксперты, включая специалиста по «Талибану» Омара Шарифи, указывают, что у истоков «Талибана» стояла пакистанская межведомственная разведка — одна из самых мощных спецслужб региона, активно работающая с большинством действующих там экстремистских движений. Упоминается также имя генерала Насруллы Бабара, главы МВД Пакистана, который курировал финансирование и военную подготовку талибов по линии Корпуса пограничной стражи. Не исключено, впрочем, что пакистанские аналитики просто вовремя разглядели потенциал группы консерваторов во главе с бородатым муллой.
Как бы то ни было, в ноябре 1994 года под контролем талибов оказалась вся провинция Кандагар, через год пал Герат, а в 1996 году Омар принял титул амира аль-муминина — предводителя правоверных. Легенда гласит, что он добыл плащ пророка Мухаммеда, спрятанный в сундуке, и накинул его себе на плечи (некоторые свидетели, впрочем, утверждают, что он лишь развернул его перед собравшимися). Жест этот имел для пуштунов огромное символическое значение: согласно пророчеству, тот, кто наденет плащ пророка, станет защитником правоверных. До муллы Омара плащ никто не трогал 250 лет — с тех пор как Ахмад-шах Дуррани, основатель государства Афганистан, запер его в сундуке. Среди полутора тысяч религиозных лидеров, криками приветствовавших нового предводителя правоверных, был и Усама бен Ладен.
Амир Афганистана
В сентябре 1996 года победоносные отряды муллы Омара вошли в Кабул. Силы других полевых командиров были оттеснены к границе, и на большей части территории Афганистана был провозглашен исламский эмират, который быстро признали Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ.
На территории Афганистана были введены законы шариата, запрещены алкоголь и разговоры о сексе. Афганцам не дозволялось смотреть телевизор, выходить в интернет и вообще пользоваться компьютером, играть на музыкальных инструментах и носить белые ботинки — по мнению талибов, это оскорбляло белый флаг «Талибана». Женщины могли выходить на улицу только с закрытым лицом и в сопровождении родственников-мужчин.
Сам мулла Омар в столице практически не появлялся, наезжая туда с визитами раз в три года. Он не показывался на публике: за него говорил «Голос шариата» — единственное радио, разрешенное при талибах. Ведущий Сангар Ниазай читал изречения и фетвы Омара, по сути став его голосом.
Мало кто видел муллу Омара в это время: одно из немногих свидетельств оставил поэт Бари Джахани, который в интервью «Аль-Джазире» рассказал о своей встрече с лидером талибов вскоре после прихода к власти движения «Талибан». По его словам, мулла принял гостей в помещении без окон. Это был «высокий красивый мужчина», который спокойно слушал льстящих ему ученых и активистов. Сам Джахани утверждает, что не стал пресмыкаться перед муллой и прямо сказал ему, что народ недоволен строгими религиозными мерами. «Мулла Омар внимательно смотрел на меня и молча слушал. Наконец я замолчал, чтобы он мог ответить. Он встал, обнял меня и сказал: «Да пребудет с тобой Аллах» и ушел. Вот как это было», — заключил Джахани.
Согласно биографии муллы Омара, опубликованной «Талибаном», он выступал за умеренность во всем и даже предупреждал Усаму бен Ладена, чтобы тот не вздумал впутывать Афганистан в свою войну с Америкой, хотя и объявил джихад России во время второй чеченской кампании. Если верить его апологетам, мулла Омар был человеком чистой жизни и обладал своеобразным чувством юмора. Но для формирования его реноме на Западе гораздо большее значение имели не эти утверждения, а изданный в феврале 2001 года декрет, во исполнение которого талибы взорвали две великолепные древние статуи Будды в Бамиане. Эта акция была осуждена большинством государств мира как варварская, и в глазах мирового сообщества талибы окончательно превратились в парий.
Призрачный мулла
Несмотря на все разногласия между двумя лидерами, после терактов 11 сентября 2001 года мулла Омар отказался выдать Усаму бен Ладена. «Пусть США приходят, — сказал он. — Если они посмеют вторгнуться в Афганистан, они будут повержены с помощью Аллаха».
Однако Аллах не помог: моджахеды из Северного Альянса развернули контрнаступление при поддержке американцев, и мулле Омару пришлось бежать. Его дом в Кандагаре разбомбили, убив его десятилетнего сына и дядю. Самого его искали повсюду: Вашингтон предложил за информацию о местонахождении лидера талибов 10 миллионов долларов, но деньги так и не были выплачены — Омара никто не выдал. Талибы сдали Кабул и отступили в горы, продолжая сражаться, а глава МИД талибов Вакиль Ахмед Мутавакиль предложил премьеру Блэру и президенту Бушу взять автоматы, приехать лично и встретиться с муллой наедине.
Талибы не сложили оружия и начали заново выстраивать сеть сопротивления. С тех пор мулла Омар превратился в человека-призрака. Последнее телефонное интервью он дал в 2004 году пакистанскому журналисту Мохаммеду Шехзаду, в числе прочего заявив, что талибы охотятся на американцев в Афганистане как на свиней. И после этого окончательно исчез.
С того момента началась виртуальная жизнь муллы Омара. Сам он ни разу не появлялся на экранах, но от его имени распространялись многочисленные заявления: так, в 2006 году он прокомментировал смерть Абу Мусаба аз-Заркави, а в 2007 году пообещал усилить войну против американцев. В том же году в плен к солдатам международной коалиции попал официальный представитель «Талибана» Мухаммад Ханиф, который рассказал, что Омар живет в Кветте под колпаком пакистанской разведки.
«Уже более десяти лет мулла Омар контактирует только со своими ближайшими сподвижниками, в регулярной работе не участвует, и его судьба широкому кругу людей неизвестна. В 2005 году на совещании «Шура Кветты» (верховный коллегиальный орган, формально возглавляющий «Талибан» — прим. «Ленты.ру») о нем говорили как о живом. Позже от его имени выпускались фирманы, но их явно пишут разные команды людей из аппарата: существенно меняется стиль, и они не похожи на то, что он публиковал в 1990-е годы. Но исходя из того, что «Талибан» не распался за предшествующие годы, он, скорее всего, был жив, выполняя функции знамени и сдерживающего центра. Около полугода назад была информация, что мулла Омар пережил какой-то серьезный приступ, возможно, инсульт, и даже появились сообщения, что его хотят официально отрешить от власти, потому что де-юре он остается лидером движения, де-факто же в работе не участвует», — сказал «Ленте.ру» эксперт Центра изучения современного Афганистана Никита Мендкович.
В 2007 году муллу Омара в первый раз объявили убитым. Якобы это сделали оперативники межведомственной разведки Пакистана. Талибы поспешили выпустить опровержение, но вскоре внезапно подтвердили сообщение о гибели муллы. Впрочем, через несколько дней появилось новое опровержение, в котором «Талибан» сообщил, что его аккаунт ранее был взломан.
В январе 2010 года полковник Амир Султан Тарар, бывший пакистанский разведчик, известный как «крестный отец «Талибана»», рассказал, что Омар жив и готов порвать с «Аль-Каидой» ради мира в Афганистане. В 2011 году ЦРУ заявило, что Омар пережил сердечный приступ, но был спасен охранявшими его оперативниками пакистанской разведки.
Однако в 2014 году афганская контрразведка сообщила о том, что внутри «Талибана» — раскол и брожение, не исключено, что полевые командиры делят власть после смерти муллы Омара, но тут же заявила, что обладает точными сведениями о том, что Омар жив и прячется в пакистанском Карачи.
На этом фоне все заявления и контрзаявления о смерти муллы выглядят, мягко говоря, недостоверно. Наиболее весомой представляется информация пакистанского издания The Express Tribune, имеющего источники в высших кругах военного и политического руководства и спецслужб, которое сообщает, что мулла Омар умер в горах два года и четыре месяца назад от туберкулеза и был похоронен на афганской стороне границы. С другой стороны, не исключено, что таким образом пакистанские спецслужбы пытаются отвести от себя удар и оправдаться за то, что не успели подготовить Омару достойную замену.
После Омара
Если мулла Омар действительно умер, это с большой вероятностью означает начало войны за власть над «Талибаном». Наиболее вероятным преемником считается мулла Барадар, заместитель муллы Омара. Он, наряду с муллой Убайдуллой, был назначен заместителем Омара, но Убайдулла уже скончался в пакистанской тюрьме. По некоторым данным, Барадар успел заручиться поддержкой Сайеда Тайеба Аги — главы политического представительства талибов в Катаре и муллы Якуба — сына Омара.
Еще одним сильным игроком является мулла Мансур, бывший министр авиации Афганистана при талибах, пользующийся популярностью среди полевых командиров. Неясны планы уже упомянутого молодого муллы Якуба, сына Омара, недавно окончившего медресе в Карачи, хотя многие лидеры талибов считают его слишком юным и неподходящим для такого высокого поста. Не исключено, что на верховную власть будет претендовать и мулла Абдул Манан — брат Омара. Впрочем, позиции родственников лидера талибов выглядят шаткими, — мулла Омар заявлял, что не хочет, чтобы его преемником становился кто-либо из родственников.
«Если мулла Омар действительно скончался, то вероятно начало борьбы за власть, которая вполне может привести к расколу «Талибана». Существуют три основные фракции, включая «Сеть Хаккани», которая может выйти из-под контроля «Талибана» и объявить о переходе под протекторат «Исламского государства» (ИГ). Но раскол не является неизбежным: они могут, в конце концов, прийти к какому-нибудь коллегиальному руководству», — считает Никита Мендкович.
Алексей Куприянов, «Лента ру»