Тёмные воды атомохода «Курск»
Этой трагедии насчитывается уже 15 лет. И хотя официальная позиция по поводу случившегося уже давно озвучена, с самого начала она вызывала большие сомнения. Мало того, эти сомнения с каждым годом только усиливаются, ибо на свет божий всплывали всё новые факты, напрочь опровергающие выводы наших следственных органов...
Речь идёт о таинственной гибели атомной подводной лодки «Курск», затонувшей во время военных учений в Баренцевом море 12-го августа 2000 года.
Согласно заключению правительственной комиссии России, атомоход стал жертвой «несчастного случая». Якобы в силу трагического стечения обстоятельств в торпедном отсеке лодки сдетонировал боевой заряд и раздался мощный взрыв, который погубил и сам атомоход, и всех 118 членов его экипажа. Мол, детонация произошла из-за технической неисправности торпеды.
Однако специалисты говорят, что такого просто не могло быть! Согласно инструкциям боевые торпеды перед загрузкой на борт субмарин всегда проходят тщательную проверку, в том числе и на предмет возможной механической детонации.
Конечно, всего исключать нельзя. В походе торпеда действительно может взорваться от сильного колебания. Но вовсе не из-за технических неисправностей, а по причине мощного внешнего воздействия. То есть получается, причиной трагедии «Курска» стало столкновение с каким-то препятствием?
Однако ни о чём таком в выводах комиссии речи не шло.
Приказали замолчать
Многие военные моряки, как бывшие, так и настоящие, уверены, что реальной причиной катастрофы стало столкновение «Курска» с другой субмариной, скорее всего, с американской, — в августе 2000 года подводный флот США внимательно следил за морскими манёврами нашего Северного флота.
Надо сказать, что подобного рода подводных столкновений с трагическим финалом за последние десятилетия насчитывалось немало. Обычно это было связано с тем, что субмарины конкурирующих стран, встретившись в море, начинали «дразнить» друг друга, совершая опасные манёвры. А поскольку лодки шли «вслепую», то есть руководствуясь только показаниями акустических приборов, то столкновения очень часто становились просто неизбежными...
Об этих вещах, как самой верной гипотезе, наши моряки заговорили буквально сразу после трагедии. «Масла в огонь» подлила и очень загадочная публикация на интернет-сайте «Правда.ру», вышедшая 22-го августа 2000 года:
«В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к Третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путём».
О чём именно здесь шла речь, постаралась прояснить газета «Версия», которая, ссылаясь на свои источники в Службе внешней разведки России, опубликовала ряд сенсационных публикаций, где прямо утверждалось, что «Курск» утопили американские субмарины. Причём «американцев» было двое — подводные лодки типа «Мемфис» и «Толедо». Издание на своих страницах даже продемонстрировало спутниковый снимок, на котором было видно, как одна из этих субмарин заходит в морской порт НАТО, у берегов северной Норвегии. Газета утверждала, что лодке срочно понадобился ремонт после столкновения с «Курском»...
Реакция наших властей на эти статьи оказалась на редкость странной и жёсткой! В издание явились сотрудники ФСБ России, которые изъяли имеющиеся материалы о «Курске». На некоторое время «Версия» даже лишилась всех своих компьютеров, которые чекисты тщательно «выпотрошили».
Сразу после этого промелькнула информация о том, что своей должности лишился один из руководителей Службы внешней разведки (видимо, он и способствовал утечке информации в «Версию»). А все комментарии экспертов на страницах СМИ о возможном столкновении с американцами как-то сразу исчезли.
С тех пор российские журналисты больше не отваживались поднимать тему «Курска», довольствуясь официальным заключением, сделанным властями в 2002 году сразу после поднятия атомохода на поверхность моря.
Смертельная дуэль
Однако не удалось заставить молчать иностранную прессу. Эстафету нашей «Версии» подхватили американские журналисты. Так, на страницах «Нью-Йорк Таймс» появилась статья о загадочных приключениях субмарины «Толедо», которая из-за больших повреждений в 2000 году еле-еле выбралась из дальнего морского похода. Дальше — больше!
Появились многочисленные публикации в изданиях Австралии, Испании, Канады, Британии со ссылками на мнения опытных морских офицеров разных стран мира. Почти все они как один были убеждены в столкновении подводных лодок. Согласно версии иностранных моряков, 12-го августа 2000 года могло произойти следующее.
Наш атомоход случайно столкнулся с лодкой «Толедо», которая вместе с «Мемфисом» следила за российскими военными учениями. А далее что-то случилось с торпедным аппаратом «Курска». От удара могла произойти разгерметизация корпуса, в результате чего воздух быстро сжался и нагрелся до нескольких сотен градусов, что и могло вызвать детонацию торпеды. Произошёл сильнейший взрыв, погубивший подводную лодку...
Но самую потрясающую догадку высказал известный французский документалист Жан-Мишель Карре, выпустивший фильм под названием «Курск» — тёмные воды". В фильме есть кадры российских видеосъёмок поднятия атомохода из вод Баренцева моря в 2001 году. Эти кадры затем были поспешно вырезаны по приказу наших начальников для подготовки официальных хроник. Но полностью их уничтожить не удалось, и они попали в руки французов. Так вот, на этих кадрах отчётливо видно большое круглое отверстие в носовой части лодки!
По словам военных экспертов, дававших комментарии по ходу фильма, это отверстие является «фирменным знаком» американской торпеды МК-48. Она обладает способностью проходить как по маслу сквозь любую стальную оболочку благодаря специальному механизму, который воспламеняет металл. Как считают авторы фильма, сразу после столкновения «Курска» и «Толедо» у нашей лодки случайно открылись торпедные люки. Это автоматически повлекло за собой торпедную атаку со стороны «Мемфиса», защищавшего повреждённый «Толедо», который после аварии спешно отходил задним ходом. И «Курск» сразу же был уничтожен...
Французы утверждают, что о случившемся сразу стало известно Президенту России Владимиру Путину и президенту США Биллу Клинтону. Началась череда тайных встреч и тяжёлых переговоров на самом высоком уровне.
О том, что такие переговоры имели место, свидетельствует и поведение Президента Путина, который обычно очень быстро реагирует на любое важное происшествие: выезжает на место, встречается с родственниками пострадавших, резко и жёстко отчитывает виновных и т. д. А здесь молчание длилось почти неделю! Путин с видимым спокойствием всё это время оставался на своей даче в Сочи.
Но спокойствие это было мнимым! Именно из Сочи, полагают авторы фильма, Президент России вёл нескончаемые телефонные переговоры с руководством США. Именно здесь он мог принять и шефа ЦРУ Джорджа Теннета, который в эти дни срочно примчался в Россию. По всей видимости, американцы очень не хотели предавать гласности возникший конфликт. Ради этого они выражали готовность пойти на ряд серьёзных международных уступок. И наши пошли навстречу США! Ведь помимо всего прочего российские власти хотели ещё спасти имидж своих адмиралов, преступно-бездарно прошляпивших присутствие субмарин США в районе важнейших морских учений.
Говорят, ценой сохранения тайны стало списание 10 миллиардов долларов нашего внешнего долга. Кроме того, американцы отказались от намечаемого развёртывания системы противоракетной обороны вблизи наших границ в Тихом океане. Кремль и Белый дом ударили по рукам, и всё закончилось обоюдным согласием...
Ну а дальнейшее уже известно. России и всему миру наши пропагандисты стали врать о неких «технических неполадках» на «Курске». Одновременно стали затыкать рот всем сомневающимся российским журналистам и экспертам. Сразу после поднятия «Курска» на поверхность у корабля тут же отрезали носовую часть с отверстием от вражеской торпеды, чтобы словами тогдашнего генерального прокурора Дмитрия Устинова убедить всех нас, что атомоход утонул от неисправности собственных торпед...
Конечно, это всё пока лишь версия французских кинематографистов. И возможно, у неё есть свои изъяны и противоречия. Но согласитесь, что на сегодня она выглядит гораздо убедительней, чем все наши официальные заключения и выводы.
Впрочем, есть ещё одно предположение, которое даже куда радикальней того, что изложили французы!
Удар по престижу
Возможно, атомоход был уничтожен вовсе не случайным столкновением, а целенаправленной диверсией.
Об этом мне в своё время рассказал капитан третьего ранга в отставке Дмитрий К., бывший морской диверсант, выполнявший всевозможные «деликатные» задания советского руководства в Ливане, Анголе и ряде стран Латинской Америки. К. считает, что атомоход могли вполне уничтожить профессионалы из отряда «морских котиков», входящих в состав корпуса морской пехоты США.
Из нашего досье.
«Морские котики» – суперэлитное подразделение американской армии. В него отбираются только добровольцы, которые соглашаются в течение длительного времени выполнять опасные задания в самых отдаленных уголках земного шара. Задачей «котиков» является проведение диверсионных актов против флота вероятного противника: установка мин, физическая ликвидация членов экипажа вражеского судна, борьба с водолазами противника и т.д. Главные базы «котиков» находятся в местечке Коронадо, штат Калифорния, и в местечке Литл-Крик, штат Вирджиния. Их девиз: «Смерть приходит из пучины».
По словам К., «морские котики» могли подобраться к «Курску» ещё на рейде в Североморске и заминировать торпедный аппарат атомохода. А когда «Курск» вышел в море, мина сработала в нужное время, создав имитацию аварии.
На диверсионный след катастрофы указывают не только предположения и гипотезы специалистов. Уже говорилось, что руководство США давало весьма сумбурные объяснения по поводу пребывания своих субмарин в зоне учений. Но самое интересное произошло в день трагедии. Буквально через полчаса(?!) после аварии секретарю Совета Безопасности России Сергею Иванову позвонил советник американского Совбеза Сэмюэл Бергер и сказал, что "американская разведка засекла происшествие на «Курске».
Вот это скорость! Обычно для таких выводов требуется не менее нескольких часов или даже суток напряжённой работы, так как нужно собрать всю имеющуюся первоначальную информацию, обработать и уже потом делать выводы. А тут понадобилось всего полчаса, чтобы убедительно рассказать русским о трагедии их подводной лодки! А может, советник уже заранее знал о том, что и когда должно было взорваться в Баренцевом море?
Кроме того, почему-то никто не обращает внимания на некоторые обстоятельства, так сказать, глобально-стратегического характера, которые вполне могут пролить свет на источник катастрофы.
4-го апреля 2000 года Владимир Путин подписал «Указ Президента об основах морской политики РФ на период до 2010 года». Этот закон предусматривал возвращение позиций, утраченных Россией в Мировом океане за годы «демократических преобразований». В частности, предполагалось создать постоянно действующую российскую эскадру в Средиземном море.
Как поведал мне хорошо информированный источник в Генеральном штабе России, ещё в конце 1999 года власти Югославии и греческой части острова Крит предложили Москве участки своего побережья под строительство российских баз. Говорят, даже руководство Израиля тайно зондировало почву на счёт предоставления своих ремонтных доков под обслуживание наших кораблей — израильтяне, разочарованные своим союзником США в вопросах ближневосточного урегулирования, искали новых влиятельных друзей.
По всей видимости, Москва твёрдо решила обосноваться в Средиземноморье. Появился соответствующий Указ Президента. А основой средиземноморской эскадры должны были стать именно корабли Северного флота. Их поход на юг был намечен на осень 2000 года. Поход предваряли августовские учения, во время которых и произошла трагедия «Курска».
Не предстоящий ли поход в Средиземное море стал поводом для уничтожения лодки?
Ведь присутствие русских кораблей в Средиземном море фактически меняло всю политическую обстановку этого региона. И главное – срывало морскую блокаду Югославии 6-м флотом США, которая тогда продолжалась с момента натовских бомбардировок. Понятно, что НАТО такое положение дел не устраивало. Поэтому не исключено, что высшее американское руководство решило сорвать поход Северного флота путем дискредитации военно-морских сил России. И лучшего сценария для такой дискредитации, чем специально устроенная «авария» одного из лучших атомоходов, просто нельзя было придумать…
Кстати, в те трагические дни не менее подозрительным выглядело и поведение западной прессы. Уже в первые сутки катастрофы, когда ещё толком ничего не было ясно, эта пресса, словно по команде, обрушила вал просто уничижающей критики на нашего Президента и на русский флот. Вот характерный отрывок из публикации в немецкой газете «Зюйд-дойче Цайтунг»:
«Всего лишь несколько недель назад Путин проводил инспекцию и приказал вновь, как в советские времена, демонстрировать мощное присутствие флота на всех океанах. Но как же теперь поднимать флаг в международных водах, когда объект гордости флота – подводная лодка новейшей и самой распространенной модели – затонула чуть ли не возле своей базы?» (выделено мною. – О.В.).
Критика западных СМИ больше напоминала операцию по психологической обработке мировой общественности и прежде всего наших потенциальных союзников в Средиземном море. И похоже, эта обработка на фоне катастрофы прошла успешно.
Видимо, авторы провокации великолепно учли все обстоятельства. Учли, что наши адмиралы, допустившие страшную аварию, в своём «традиционном» духе постараются скрыть всю правду от Президента и от народа, дискредитируя тем самым нашу власть.
Учли, что на нашем флоте в 90-ые годы — по причине головотяпства прежде всего кремлёвских чиновников — была ликвидирована служба морского спасения, в том числе и школа подготовки водолазов-глубоководников. А значит, спасательная операция заранее обрекалась на неслыханный позор. Наконец, учли, что русские будут вынуждены обратиться за помощью к тому же НАТО и тем самым продемонстрируют свою второсортность в международной морской политике.
Россия, увы, в те трагические дни вновь оказалась униженной и оскорблённой! И очень хочется надеяться, что наша власть извлекла из той трагедии нужные и полезные для себя уроки, включая и уроки политические...
Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»