Вы находитесь здесь: // Говорят зарубежные СМИ //

Обвал международных рынков и цен на нефть вызвали бурное обсуждение в западной прессе. «Ужас», «свистопляска», «крах» и «полная катастрофа» — так описывали происходящее в мировой экономике СМИ. Главные вопросы, которыми задаётся иностранная пресса — смогут ли власти США и Китая удержать мир от нового глобального кризиса? И как паника на биржах отразится на всех нас?

Торг здесь неуместен

Вот как описывали события предпоследнего понедельника августа, который уже назвали «чёрным», западные СМИ:

«Ну вот, началось: акции падают, на валютных рынках хаос, цены на нефть обваливаются, обжигая пальцы спекулянтам, которые поставили заёмные деньги не на тот вариант», — отреагировали журналисты британской The Guardian статьёй, озаглавленной «Встряска на биржах снова даёт урок: международное сотрудничество необходимо».

Издание считает, что кризис назревал давно:

«В 2007 году глобальная экономика зашла в тупик, потому что полагалась на американских потребителей как на „палочку-выручалочку“, но рост реальных доходов в США был ничтожным, американцы наращивали потребление благодаря кредитам и надеялись удержаться на плаву благодаря повышению цен на жильё. Когда же „пузырь“ в недвижимости лопнул, грянула катастрофа».

По мнению авторов статьи, после кризиса 2007—2009 годов мир не особо изменился. Никто не пытался устранить главную структурную проблему последних 30 лет — разрыв связи между производительностью труда и зарплатой. Имущественное неравенство возросло. Казалось, что выручит Китай как потребитель, но и китайский бум в чрезмерной мере объяснялся накоплением долгов.

«Кризис 2007—2009 годов должен был научить политиков, что необходимо международное сотрудничество в сфере экономической политики, увеличение инвестиций в инфраструктуру и профессиональные навыки. Он указывал на нежизнеспособность модели, основанной на росте неравенства, и опасность бесконтрольных потоков капитала», — говорится в статье.

«Если вы хотите понять, что происходит на фондовом рынке, и что вы должны делать с вашими собственными инвестициями, не ищите рациональности, — советует читателям американская The Washington Post. — И не надо говорить о рыночной „коррекции“. Ваш мозг от этого просто разорвёт. И не паникуйте. Хотя рынок и выглядит отвратительно, это далеко не кризис 2008—2009 годов, который уничтожил миллионные капиталы и подверг риску мировые финансовые рынки. Это падение фондового рынка, и, как мы вскоре убедимся, оно повлияет лишь на небольшое число американцев».

Менее оптимистичен американский Newsweek:

«Трудно судить о том, реагируют ли слишком остро инвесторы, или рынок действительно близок к краху. Это уже небольшой крах фондового рынка. Какое бы то ни было восстановление, если оно произойдёт, может быть только техническим...».

Китайская головоломка

В лихорадке на мировых рынках Америка сразу же обвинила Китай. Пекин, якобы, искусственно создал такую ситуацию.

Британское издание Economist написало по этому поводу:

«В отношении Китая, на экономику которого в настоящее время приходится 15% мирового ВВП и около половины её роста, есть много вопросов. Способность правительства держать под контролем резкие колебания и оптимизм — под большим вопросом, есть вероятность стагнации в японском стиле. Шансы падения экономики Китая будут повышаться, если правительство этой страны отреагирует на рыночную панику тем, что завершит процесс структурной реформы, которая призвана облегчить восстановление баланса».

«Пузырь на рынке недвижимости, обвал производства и экспорта, девальвация доказывают, что Китаю не удалось поменять модель развития, сокращая власть государства и увеличивая власть рынка, — подхватывает коллег итальянская La Repubblica. — Реформаторский курс, кажется, окончательно сошёл на нет... Красное руководство подвергает цензуре тревожные заявления о закате китайской эры. КПК впервые приходится сталкиваться с завершением золотой эпохи капиталистического коммунизма и с отказом в доверии ко всемогущественной партии-государству... Президент Си Цзиньпин три года назад пришел к власти с обещанием рыночных реформ, которые превратят Китай в „супердержаву“ столетия, разбогатевшую благодаря инновациям и доверию. Реальность, каждодневно опровергающая прежние обещания, возвращение китайцев в деревни и быстрое возобновление социалистических практик вызывают страх, что реформаторский курс свернут».

По мнению авторов, в мире на смену доверию к экономической силе Пекина приходит сомнение относительно компетентности и политической стабильности, которые он гарантировал ещё вчера.

«В авторитарной системе интервенции ЦБ, агентства планирования и суверенные фонды уже не способны успокоить рынки и иностранные правительства, впервые демонстрирующие неуверенность в отношении Си Цзиньпина. Азия и Запад осознают, что слишком сильно доверяли локомотиву, который не в состоянии тянуть за собой экономический рост всего мира», — заключает издание.

«В сентябре президент Китая Си Цзиньпин собирается посетить Вашингтон, — напоминает издание Foreign Policy. — Однако трения из-за вмешательства Китая в ситуацию на китайских рынках обостряются».

Журнал при этом прогнозирует:

«Встреча Си и Обамы будет либо саммитом а-ля „сахарная вата“- масса калорий и ноль питательной ценности, либо форменной катастрофой».

Кто остался на игле?

Как предполагают иностранные СМИ, в ближайшее время в нефтезависимых странах возможны народные волнения.

«Похоже, нефть, которая кормит многие страны, стремительно превращается в проклятие для экономики», — утверждает The New York Times.

«В Ираке, где действуют инсургенты ИГИЛ, а курс правительства раскалывает страну, недавно появился новый фактор дестабилизации: иракцы возмущены, что власти не могут наладить электроснабжение и объяснить, куда уходят обещанные доходы от нефти», — пишет газета.

В России, по мнению авторов статьи, «потребители теперь платят за импортные товары намного больше из-за обвального ослабления российской валюты. В Нигерии и Венесуэле нарастают страхи перед народными волнениями и экономической нестабильностью. В Эквадоре десятки тысяч демонстрантов возмущаются экономическим курсом правительства».

Газета замечает:

«Ожидалось, что цены на нефть в конце концов стабилизируются или хотя бы не останутся на низком уровне надолго. Но шаткость экономики Китая, самого прожорливого потребителя нефти и газа, породила опасения, что низкие цены продержатся намного дольше, чем в самых пессимистичных сценариях, и ещё сильнее навредят экспортёрам нефти. При этом страны, которые прежде могли применять своё нефтяное богатство в качестве рычага (Россия, Иран, Саудовская Аравия), теперь, возможно, стали не так влиятельны».

«Проблемы развивающихся рынков только множатся», — отмечают обозреватели испанской El Pais.

«Растущие сомнения в состоянии китайской экономики, внезапное замедление глобальной торговли, падение цен на сырьё, а также приближающееся завершение стимулирования экономики в богатых странах создали опасный порочный круг для целого созвездия стран - от Бразилии и Индонезии до Турции и России», — пишут авторы.

«Бразильский реал с начала года ослаб к доллару на 23%, колумбийский песо — на 22,4, турецкая лира — на 19,85%. В последние недели слабеют к доллару российский рубль, южноамериканский ранд и малайзийский ринггит. В результате экспорт этих стран становится конкурентоспособнее, зато дорожает большая часть долларовых заимствований», — отмечает El Pais.

Цены вам нет

«Что дальше?» — этим вопросом задаются сейчас все мировые СМИ.

«Мы являемся свидетелями исторического падения цены на нефть: более чем на 50% менее чем за год. Когда подобное снижение произошло в 1980-е годы, распался Советский Союз. Что это будет значить для современности?» — пытается выяснить The Washington Post.

«Основным нефтедобывающим странам повсюду предстоит финансовая расплата, которую они не видели десятилетиями, а то и никогда», — предрекают журналисты издания.

«Многие американские эксперты и комментаторы надеялись на низкие цены на нефть как на способ лишить сомнительные режимы во всём мире лёгких денег. Теперь это происходит, но с такой скоростью, которая может вызвать невероятную нестабильность и неопределённость в мире, и без того неспокойном», — заключают авторы.

Между тем, всё больше экспертов считают, что цена на нефть продолжит падать и перейдет рубеж 40 долларов за баррель, пишет немецкое деловое издание Handelsblatt.

«Причина — переизбыток нефти на глобальном рынке, — объясняют авторы. — Иран после ослабления санкций жаждет увеличить экспорт. Кроме того, бушует борьба за власть на нефтяном рынке между крупнейшим производителем — Саудовской Аравией — и США».

«Если мировая экономика удержится от кризиса, то в наших странах продолжится обычная „болтанка“, — считает латвийское издание Спектр.lv. — Производство после августа провалится ещё ниже. Темпы падения, по оценке, ускорятся. Инфляция, курс валюты, дефициты бюджета, реальная зарплата, безработица — все эти измерения мира, в котором мы живём, станут намного хуже».

«А ещё дальше — что?  — задаются вопросом журналисты. — Стабилизация в какой-то момент, очаги роста. Но вместе с тем слабеющая валюта, стагнирующая экономика, попытки найти собственные рецепты для того, чтобы реструктурировать экономику, модернизировать её, увеличить внутренний спрос. Социальные и политические конфликты — либо тлеющие, либо открытые, как на Украине».

«Жить можно, но жить не очень, — продолжают журналисты издания. — Периферийная, в общем-то, территория, потому что основные события — рывки, инновации, финансовые мешки, бум инвестиций — будут разворачиваться в США, Азии и, в меньшей степени, в ЕС. И, конечно, придётся терпеть, пока великий и ужасный доллар США не развернётся опять на ослабление и опять погонит мировые цены на нефть и другое сырьё вверх. Если, конечно, к этому времени не произойдет каких-то очередных революций в фундаментальных факторах (запасы сырья, спрос, производство, технологии)»...

Российские эксперты в своих оценках более сдержаны. По их мнению, сегодняшний обвал на мировых финансовых биржах не способен вызвать глобального финансового кризиса.

По словам главы НП Развития финансового рынка РТС Романа Горюнова, сегодняшний обвал на мировых финансовых рынках не является чем-то из ряда вон выходящим. По словам эксперта, состояние мировой экономики не настолько плачевное, чтобы такой спад породил новую «Великую депрессию».

«Никакого глобального кризиса сегодняшние понижения котировок не дадут, мирового финансового краха не будет, — считает специалист. — Наоборот, после спада начнётся подъём, потому что падение цен на акции привлечёт новых инвесторов, которые воспользуются моментом и выйдут на рынок. Они просто приобретут по заниженным ценам то, что ещё неделю назад казалось максимально перспективным».

По мнению другого эксперта, экономиста, академика РАН Виктора Ивантера, крах на мировых биржах минимально отразится на жителях России.

«В общей экономике рынки имеют второстепенное значение, — объясняет он. — Вы посмотрите, у нас в России среди населения нет паники. Прежде всего, конечно, потому, что людей, которые реально владеют большим объёмом долларов, не так много. А тех, кто играет и вообще хоть как-то задействован на финансовых биржах, и того меньше. Перед «Великой депрессией» в Америке на бирже играла почти половина населения страны. Вот по ним так и ударило»

По мнению обоих экспертов, подобные биржевые обвалы и скачки курсов валют повлияют на цены не так сильно, как это кажется на первый взгляд.

«Снижение спроса не позволит зарубежным поставщикам завышать цены, и стоимость продуктов в магазинах будет расти медленнее, чем будет повышаться стоимость доллара и евро», — успокаивают специалисты...

Подготовила Юлия Максимова

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика