Бардак и беспомощность в Евросоюзе
О невиданной доселе миграционной волне и связанной с ней катастрофической ситуацией в странах Евросоюза корреспонденту «СП» рассказывает житель Будапешта, в недавнем прошлом сотрудник Венгерского МИДа Шандор Чикош.
«СП»: — Откуда и как идет поток беженцев?
— По настоящее время невиданный поток беженцев осуществляется по двум маршрутам. Первый — это из Северной Африки, через море — в основном в Италию (Сицилию).
Вторым маршрутом стал т.н. «Западно-балканский маршрут»: Турция — Греция -Македония-Сербия-Венгрия — и дальше.
Как известно, в Сирии около половины населения была вынуждена покинуть своё постоянное место жительства, в основном, из-за военных действий. В соседнюю Турцию переехало уже около двух миллионов беженцев. К ним ещё прибавляются беженцы из других стран Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Афганистан), а также Южной Азии.
«СП»: — Только лишь война или есть иные причины?
— То ли надоело уже ютиться в лагерях для беженцев, то ли среди беженцев вдруг появились какие-то неоправданные надежды попасть в мир Запада, эта огромная толпа людей вдруг тронулась. Также этот поток, безусловно, подбивает и всё растущее число т.н. «контрабандистов людей». Что в настоящий день превратилось в цветущий промысел для многих — с баснословными доходами. Эти злодеи берут с каждого беженца от нескольких сот до нескольких тысяч евро, а то и больше.
Некоторые раздосадованные наши правительственные чиновники — не без основания — попрекают беженцев: за деньги, которые они потратили и тратят на «услуги» этих контрабандистов, можно было бы и билет на самолёт купить, а по приезду у миграционной службы оформлять статус для беженцев.
«СП»: — То есть это все нелегальный поток?
— Вся проблема в том, что мало кто из этого потока людей пересекает границу у КПП. Все пересекают границу нелегально, без необходимых документов, а то и уничтожают даже те немногие документы, которые с собой. О наличии у них въездных виз в страны ЕС, «шенгенской зоны» и говорить не приходится.
«СП»: — А ваши власти?
— Оказывается, у ответственных чиновников ЕС отсутствует даже элементарное понимание того, что такое беженец и что такое трудовой мигрант (причём, нелегальный). Эти понятия совершенно сливаются у них — по этой причине потом непонятно, о какой же категории они говорят. Хотя все, конечно, в принципе, отделяют друг от друга эти две категории: беженцам, жизни которых угрожает опасность в своих странах, мы предоставляем убежище, а вот для тех, кто хлынул в Европу просто в поисках лучшей жизни, доступа не будет. Правда, за всё это время я не услышал ни одной мысли о том, как же последних депортировать обратно в свои страны. И в таких случаях непременно завоют либералы, мнения которых все очень боятся.
«СП»: — Но это же очевидно?
— В случае одних стран, например, Туниса, или большинства стран Чёрной Африки — довольно ясно, что это за «беженцы»: там ведь войны нет. Но в случае большей части стран, действительно, не просто установить: приезжает ли из-за того, что его жизни угрожает опасность, или же ищет работу, или просто хочет учиться в одном из ВУЗов Запада.
Лидеры стран ЕС уже неоднократно встречались друг с другом по поводу этого кризиса, но что-то я не припоминаю, чтобы высокая публика постаралась внести ясность. Не говоря уж о разработке какого-то единого плана действий, о необходимости которого говорят все, но делать-то никто так и не берётся.
«СП»: — Вы-то взялись?
-Да-да! Зато, когда какая-либо страна (например, Венгрия!), видя такую полную беспомощность и бардак, собирается сама предпринять какой-то шаг, то на неё обрушивается шквал критики и напоминаний о необходимости действовать сообща, в рамках обязательных для всех общеевропейских соглашений и законов, в духе печально известных «европейских ценностей». Когда, например, Венгрия, которой надоело напрасно ждать каких-либо совместных действий, приступила к строительству на своей южной границе заграждения с колючей проволокой, сразу завыли «толерасты». Пока другие, через пару дней, не признали-таки: да, венгры правы. Особенно если учесть, что совместных действий и действенной помощи от ЕС можно и не ждать, проблема неотложна, а страна, по существу, занимает второе место в Европе (после Италии) по количеству прибывающих туда мигрантов и нелегалов. В этом году в Венгрию прибыло уже свыше 150 тысяч мигрантов (население страны: 9,3 млн.), а только в августе — более 57 тысяч.
«СП»: — Пишут, что Греция сильно страдает?
— Еще бы! Через «западно-балканский маршрут» начался наплыв невероятного потока мигрантов. Из Турции люди просто на лодках переправляются на ближайшие острова Греции. ДО них всего несколько километров — а страна-то, уже член ЕС.
Некоторые острова, прежде популярные места туризма, уже полностью переполнены, жизнь для коренных жителей стала невыносимой. Греция — и без того в тяжёлом экономическом положении — буквально захлёбывалась от потока мигрантов. Ещё раньше — не справляясь больше с регистрацией прибывающих — решила без регистрации этот огромный поток пускать дальше. Отдельно заметим, что следующая страна ЕС, где можно это сделать: Венгрия. На этом этапе, видя бедственное положение своих островов, власти Греции на огромных паромах (по две тысячи пассажиров) доставляют их на материк (Афины), откуда они тут же продолжают свой путь.
«СП»: — Кто следующий?
— Следующая страна — Македония. Полиция и армия этой страны как-то пытались сдерживать поток мигрантов на своей южной границе. В одну прекрасную ночь мигранты, однако, прорвали кордон военных — после чего они ретировались, а страна отказалась от дальнейшей регистрации мигрантов.
«СП»: — Следом Сербия…
— Именно. Из-за чего создавались невыносимые условия на южных границах Сербии. Под давлением всё растущего потока тамошним властям также пришлось отступить. Стараясь скорее избавиться от мигрантов они, скорее, занялись быстрейшей их переправкой, сначала до Белграда, а потом и дальше, на север.
После того как ближайшие места возле автобусных вокзалов попутных городов превратились в цыганские таборы, власти Белграда любезно согласились доставлять мигрантов сначала до маленького городка Канижа, недалеко от венгерской границы. А по мере того как жизнь и там становилась невыносимой, в последнее время специальные рейсы автобусов доставляют незваных наших гостей прямо до самой границы. В результате чего, если пару месяцев назад поймать на границе в день по 700−900 нелегально пересекших границу граждан считалось неприятным рекордом, то теперь и 1500 нелегалов в день уже стали привычным делом. Но из-за, что власти Греции в ускоренных темпах переправляют мигрантов дальше на север, был такой день, когда полиция поймала свыше 3500 нарушителей границы.
«СП»: — А что Евросоюз?
— ЕС бездействует, зато полным ходом идёт игра: как избавляться от нелегалов и перекладывать это бремя на плечо другой страны. При этом мы уже получили упрёк от всеми нами любимой Фрау Канцлера, что мы, мол, «недостаточно солидарны». Насчёт солидарности ещё: недавно, при распределении какой-то крошечной финансовой помощи от ЕС, Венгрия получила чуть ли не наименьшую сумму. Даже Польша получила больше — хотя откуда там беженцы — а Греция, которая уже без всякого контроля пропускает через себя огромные потоки людей, получила в разы больше.
«СП»: — И тогда вы стали строить «Большую Венгерская стену»?
— Чтобы хоть как-то тормозить наплыв огромного людского потока, и больше не надеясь на хоть какие-то действенные меры со стороны ЕС, Венгрия приступила к строительству заграждения на своей общей границе с Сербией. Там, потому только с Сербией, что в случае задержания нелегала в другой «шенгенской» стране, нелегала депортируют обратно в ту страну, где он впервые вступил на территорию ЕС. Точнее сказать: в ту страну ЕС, где его впервые зарегистрировали. Заграждение протяжённостью в 175 км. будет иметь две шеренги: шеренгу с колючей проволокой и забор, высотой в три метра. Пока построена лишь колючая проволока и, надо сказать, далеко не с самым блестящим образом. Оказывается, можно её просто перерезать, либо, накинув на неё какую-то ткань, одежду или часть палатки, перелезть через неё или под ней. Вторая шеренга будет готова к концу ноября. Правительство рассчитывает на то, что таким путём можно будет тормозить наплыв людского потока или принуждать нелегалов пересекать границу через установленные КПП.
«СП»: — Помогает?
— Нелегалы открыли себе третий маршрут: пешком «заходят» в Венгрию через железную дорогу, по которой минимальное движение, а заграждать нельзя. Там всего несколько поездов в день. Но Государственные Железные Дороги были вынуждены полностью остановить там движение, после того как пересекающие границу мигранты забросали камнями один из поездов (поезда там шли медленно, следя за тем, как бы не задавить кого-то).
«СП»: — И каковы результаты этого нашествия?
— Пребывание столь невероятного количества нелегальных мигрантов вызывает множество проблем и огромные непредвиденные затраты. Мало того, что миграционные центры переполнены. Ещё большей проблемой является то, что мигранты упорно не хотят идти в эти центры. Они не хотят, в первую очередь регистрироваться, сдавать отпечатки пальцев и прочее. Главная причина: буквально все хотят попасть в Германию.
Тут нельзя не сказать об одной проблеме, которая, видимо, и есть корень зла. По «шенгенскому соглашению», ни одна из стран-участниц не должна пропускать через себя — в другую «шенгенскую страну» — лиц без соответствующих документов (паспорт, виза). Если таких документов нет (а ведь их нет!), то надо их зарегистрировать, взять опечатки пальцев (собрать хотя бы минимальные данные с них, с помощью которых позже будет возможно устанавливать их личность). В случае какого-то правонарушения, или по другим причинам, гражданин третьей страны, выдворяемый из одной страны «шенгенской зоны», депортируется обратно в ту «шенгенскую страну», где его впервые зарегистрировали.
«СП»: — И Венгрия это не делает?
— Венгрия поэтому в двойных тисках. Если, как это у неё требуют все остальные, будет регистрировать нелегалов, то, в случае чего, их направят обратно в Венгрию. Судя по угрозам некоторых западных партнёров, нельзя исключать, что в Венгрию будут (снова) приезжать тысячи и даже десятки тысяч мигрантов (от которых избавиться будет уже практически невозможно). Но если не будет их регистрировать, то за это будут её упрекать, а, возможно, и санкционировать. На днях канцлер Австрии умудрился упрекнуть Венгрию сразу по двум, диаметрально противоречащим друг другу проблемам: 1. Почему Венгрия строит заграждение на своих границах — это так не по-европейски! 2. Почему Венгрия пропускает мигрантов без надлежащего контроля.
Другой аспект проблемы: и нарушители закона заинтересованы в том, чтобы их не регистрировали. Может, совесть у них не чиста. Может взятие отпечатков пальцев с них противоречит их убеждению. Но, скорее всего, они знают: если они, хоть в какой-то форме будут взяты на учёт, то из Германии их можно будет выдворять в любое время.
«СП»: — И что делать?
— Венгрия, как порядочная страна, конечно же, выбирает первый вариант (даже в ущерб собственным интересам). И старается принудить нелегалов поехать всё же в миграционные центры. А те этого не хотят. И если нелегалы поначалу наводнили города ближе к южной границе, то теперь они прибыли уже в столицу (и поток только растёт с каждым днём).
Из трёх вокзалов Будапешта они толпятся перед двумя: перед Западным вокзалом, куда они приезжали с юга — и Восточным, откуда поезда уходят на Австрию и Германию (в Мюнхен: пять раз в день). Власти сначала попытались отвести для них места на вокзале — но из-за непрерывного притока людей и этого места стало мало. Мигранты наводнили всю площадь, недавно только отремонтированный подземный переход. Дело дошло до того, что обычным пассажирам становится всё труднее попадать на свои поезда. Терпение у мигрантов истекает: они не понимают, почему венгерские власти не пускают их дальше, в Германию. Министру иностранных дел только сегодня пришло в голову обратиться в посольство ФРГ: пускай приезжают их представители на площадь, и объясняют юридическую сторону проблемы.
«СП»: — И что сказала Германия?
— Проблему ещё больше усугубило заявление Меркель на днях, которое можно было понимать так: Германия открывает свои границы перед всеми беженцами из Сирии, так как их жизни из-за войны угрожает опасность. Хотя потом она поправляла себя, «слово не воробей». Особенно если некоторые другие чиновники всё ещё повторяют эту версию. Результат: все теперь стали вдруг сирийцами, и мигранты ещё более агрессивно требуют разрешения сесть на поезд и уехать в Германию, а приток мигрантов растёт ещё быстрее. Тут даже прозападный министр иностранных дел, молодой Петер Сийярто не стерпел: надо было бы в таких ситуациях лучше следить за своими словами и не делать безответственных заявлений — буркнул он.
«СП»: — А как реагирует Венгрия?
— Бестолковые, совершенно противоречащие друг другу заявления европейских политиков, всеобщий бардак и полная беспомощность в ЕС явно вызывают растущее недовольство и раздражение венгерских властей. Что не скрывают даже перед телекамерами, где не скупятся в язвительных замечаниях. После совершенно неуместного высказывания премьера Франции и канцлера Австрии по поводу действий Венгрии, послы этих стран тут же были вызваны в МИД, где им было выражено недоумение по поводу столь недружественных заявлений и заявлено о недопустимости необоснованной критики в адрес страны, которая сверх своих возможностей пытается внести свой вклад в разрешение общеевропейской проблемы по потоку мигрантов.
«СП»: — Власть вообще осознает опасность этой ситуации?
— Многие специалисты видят риск для национальной безопасности в столь огромном потоке мигрантов из Ближнего и Среднего Востока. Дело в том, что ИГИЛ* уже угрожал некоторым странам терактами. Можно опасаться, что в этом людском потоке будут внедрены и активисты ИГИЛ, и других экстремистских организаций. По данным компетентных органов, 80% иммиграционного потока — это молодые мужчины в возрасте от 18 до 34 лет.
Комментатор общественного телевидения с тревогой обращал внимание зрителей на то, что во время одной из демонстраций, которые всё чаще устраиваются на площади перед Восточным вокзалом, раздались крики «Аллах акбар!»
Есть риски и с точки зрения здравоохранения. Мигранты могут завозить болезни, эпидемии, которых у нас нет. Только сегодня на границе обнаружили у молодого афганца малярию. Упорный отказ мигрантов регистрироваться приводит к случаям, когда они, хоть и проходят медицинское обследование, но исчезают прежде, чем можно было бы передать результаты.
Короче: потенциальные больные с опасными заболеваниями могут пропадать из виду, что делает невозможным начинать лечение, и они по пути могут заразить и других.
«СП»: — Как в целом вы оцениваете эту ситуацию?
— Тут, конечно, две причины. Первая — это синдром кризиса капитализма, когда жизнь для миллиардов людей стала невыносимой: вопиющая нищета, безнадёга, а конкретнее — не на что стало жить.
Я также говорю: третий мир нам теперь мстит за колонизацию, бывшую 130−150 лет назад.
Вторая причина — это, конечно же, агрессивная политика США — та же политика «управляемого хаоса». Ненасытная жадность ТНК. Дошедшее до безумия стремление США властвовать над всем миром, любой ценой сокрушая всех и вся, кто и что пытается стать им на пути наперекор. Все эти бесконечные войны, заговоры с целью устранения неугодных режимов (Каддафи, теперь — Асада). Недавно ещё вполне зажиточные, цветущие страны Ливия, Сирия теперь превращены в руины.
«СП»: — И каков ваш прогноз?
— Если сказать честно, я даже не знаю, чем это кончится. Джин выпущен из бутылки, как когда-то Гитлер или Бен-Ладен. Обратите внимание, какая тишина царит в этой связи вокруг США. Никому и в голову не приходит привлечь и США к решению этой проблемы. Хотя ведь прецедент есть. В апреле 1938-го президент Рузвельт созвал международную конференцию в французском городе Эвиан. От её участниц ожидалось сообщение о том, скольких они были бы согласны принять евреев-беженцев из центрально-европейских государств. Те несчастные, конечно, были в смертельной опасности.
Однако куда более трагично нынешнее положение сотен тысяч и даже миллионов (а по некоторым мнениям, даже десятков миллионов), которые уже мигрируют либо собираются бежать. Проблема евреев была тоже европейская проблема — и тогда США вмешались. Почему они не делают то же самое и теперь?
«Свободная пресса»