В 1993-м США хотели высадить в Москву войска для поддержки Ельцина
В последние 20 лет Александр ДОМРИН преподавал американским студентам американское и международное право в десяти университетах США и знает, как функционирует гигантская махина Соединенных Штатов не на бытовом уровне. Потому и разговор с ним о том, что и как «делает Америка», на наш взгляд, получился весьма интересным.
— Александр Николаевич, нам долгое время внушают, что неправительственные (некоммерческие, далее — НКО) организации чуть ли не «бедные родственники», в которых на «дело «мира и прогресса» и прав человека работают бессеребренники. А как обстоит дело в реальности?
— Я достаточно долго и внимательно занимался этим вопросом. Есть одно очень интересное исследование. Его сделали не мы в России, не Песков и не Путин. Оно было проведено в Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне в 2002 году (я там тоже выступал). И они выяснили, что у НКО и НПО в 37 странах, общий бюджет составил больше 1,6 трлн. долларов. В мире на тот момент было только четыре государства, бюджеты которых были больше этой цифры. Если бы мы считали НКО и НПО государством, это была бы пятая по величине экономика в мире.
Я, хотя в Америке преподавал последние двадцать лет, но я же и в России работаю. Одна из моих знакомых является руководителем образовательной программы, которая 20 лет финансируется, в основном, из США. Так она закупает для своей квартиры мебель в Италии. На гранты, получаемые на образовательные программы. И я могу примерно представить, сколько же денег дают на все остальное, если только на «административные расходы» уходят такие суммы. Эксперты, опять же не наши, подсчитали что нашу жизнь во многом определяют триста международных межправительственных объединений, 60 тысяч транснациональных корпораций и 40 тысяч международных НКО. Это гигантская сила.
— И ее проявления мы видим сейчас в Киеве и на Украине?
— Без конспирологии, просто ссылаясь на наших американских партнеров, когда они говорят, что за последние годы вложили 5 млрд. долларов в неправительственные организации на Украине, задаешься вопросом: они же эти деньги вкладывали не в собачьи приюты? Они их вкладывали в развитие так называемого гражданского общества. А гражданское общество и в России, и на Украине в настоящее время в значительной степени термин, который используется как синоним подрыва государства.
Раньше, во времена классических романов Грэма Грина, перевороты совершались агентами ЦРУ...
— Да, помню один из его романов так и назывался «Наш человек в Гаване».
— Сейчас более изощренный подход. Зачем рисковать «нашими людьми в Гаване»? Давайте вкладывать деньги в так называемые неправительственные организации, не рискуя «нашим человеком». В самих местных гаванцев, а они нам, американцам, устроят майданы.
— Устроят -то на самом деле нам, но для американцев. Так ведь?
— Конечно. Об этом и разговор. Я это наблюдаю долгое время. Были интересные моменты, когда в 2004 году я напечатал статью в одном из влиятельных американских изданий, что иностранное финансирование неправительственных организаций в России не имеет ничего общего с развитием гражданского общества и демократии в России. В тот же день, когда я напечатал эту статью, меня по телефону нашел, хотя я в это время в Айовском университете преподавал, вице-президент фонда «Евразия» (он сейчас президент фонда), чтобы мне рассказать, насколько я не прав. «Значит, я в самую точку попал!», — подумал я тогда.
Кстати, об этом еще никто не писал, в апреле 2006-го «консультационная фирма» CENTRA Technology.Inc, занимающаяся исследованиями и тренингом в области национальной безопасности и являющаяся подрядчиком таких организаций, как Пентагон, ФБР, Министерство внутренней безопасности, НАТО, провела секретную конференцию в Арлингтоне. Почему секретную? Кроме щедрого гонорара за доклад, участников конференции обязали подписать бумагу о неразглашении темы конференции, состава ее участников, деталей обсуждения и всего остального... Непосредственное приглашение принять участие в конференции направлял ее участникам Том Бьоркман, бывший сотрудник ЦРУ (если только бывают «бывшие» ЦРУшники), старший аналитик и руководитель отдела российских и евразийских исследований ЦРУ. Чему же было посвящено данное мероприятие? Вопросам поддержки демократии, гражданского общества и НКО в... России. Вот так в течение долгого времени ЦРУ «поддерживает» гражданское общество и НКО в нашей стране.
В России об этом начали писать только в последние несколько лет. А в мире уже давно отмечают кризис так называемых НКО. Абсолютная непрозрачность – откуда деньги, кому — лишь одна из претензий. Если мы можем говорить о государствах, нравится нам Янукович, не нравится, но, по крайней мере, он был избран, мы его знаем, ему можно объявить импичмент, а можно свергнуть без импичмента. Но что мы знаем о руководстве этих неправительственных организаций? Почти ничего. Ни откуда они берутся, ни откуда эти деньги, ни — на что они тратятся.
АМЕРИКАНСКИЙ ЗАКОН О ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
— На самом деле я с большим уважением отношусь к самому термину «гражданское общество». Другое дело, что в России (и не только у нас) оно чаще всего используется как инструмент борьбы против государства. Но есть и другое гражданское общество, которое не зависит от иностранного финансирования. И меня совершенно не устраивает, когда эти честные, достойные люди, которые выходят протестовать, используются как бараны гапонами, финансируемыми из Госдепартамента. Давайте обратимся к американскому законодательству, к закону «О демократии в России».
— Не понял, к закону США о демократии в России?
— А вы и не знали, что такой есть? Представляете, когда я приезжаю в Америку, преподаю международное право или право внешних сношений США, или право национальной безопасности США, другие курсы, я американцам об этом говорю. А они сами не знают, что их государство приняло такой закон в 2002 году.
— Так ведь это совсем недавно. Это же не времена Сталин-Берия-ГУЛАГ!
— Именно! При президенте Буше приняли. Это закон не о демократии в Саудовской Аравии, где вообще демократии никакой нет. Там даже парламента нет. Не о демократии в Китае. Потому что от Китая в значительной степени зависит американская экономика. А о демократии в России. Даже с точки зрения теории международного права, когда в одной стране принимается законодательство, касающееся внутренних дел, суверенитета другого государства, это уже нонсенс. Но о чем же закон? В преамбуле констатируется, что в годы, предшествующие принятию этого закона, Америка создала 65 тысяч неправительственных организаций в России, в моей стране. Они гордо отчитываются: 65 тысяч неправительственных организаций. Я посмотрел, сколько у нас на 2002 год было вообще НКО и НПО. Получается, на примерно 2100 человек в Российской Федерации приходится по крайней мере одна НКО или НПО, которая была создана или финансируется Вашингтоном. А еще в тексте «... и многочисленные политические партии». Ну, насчет «многочисленных» они погорячились.
— Как в анекдоте про лошадь на скачках: « Ну, извини, мужик, не шмогла я».
— Но кое-что они сумели: щедро финансировали Союз правых сил, «Либеральную Россию» и прочих предшественников нынешних «ПАРНАСов». Но я спрашиваю, кто же вам писал этот проект закона, который вы принимали? Это же в нарушение российского законодательства – вкладывание зарубежных денег в российские политические партии. Это в нарушение вашего собственного законодательства!
— Причем, у себя американцы, как я понимаю, свято блюдут тот же закон, по которому политикам запрещено принимать деньги у иностранцев?
— Была интересная ситуация, когда кто-то из штаб-квартиры Маккейна по ошибке прислал письмо гражданину России с просьбой о пожертвовании на избирательную кампанию Маккейна. И этот гражданин России, не будь дурак, об этом тут же заявил на российском телевидении. Тут же открестились: извините, ни в коем случае. А была другая ситуация, когда Эл Гор выступал против президента Буша на выборах президентских, и ему какой-то тайваньский мультимиллионер пожертвовал деньги. Как только узнали в штаб-квартире Гора, что пришли деньги от иностранца, тут же вернули обратно.
ОБЕЩАНИЕ ТЮРЬМЫ ОТ КЛИНТОНА ЗА ГРАНТ ОТ ЛИВИИ
— С политиками понятно, но ведь общественные организации — это совсем другой слой общества.
— Знаете, одна из моих статей начиналась такими словами: «То, о чем так долго предупреждали российские правозащитники, свершилось: президент страны лично запретил получение финансовой поддержки из-за рубежа одной из видных неправительственных организаций и пригрозил запретить саму организацию и упрятать за решетку ее руководство, если оно решится обойти его запрет. Вынужден раззочаровать столичных либералов. Речь идет не о президенте Путине, а о Билле Клинтоне».
История очень интересная. Луис Фаррахан, глава мощнейшей американской НКО «Нация ислама» в 1995 году провел «Марш миллиона черных мужчин» на Вашингтон. Участников было немного меньше, но событие все равно исключительное по своей значимости. А в 1996-м он поехал в турне по африканским странам. В частности, был в Ливии, в гостях у Муаммара Каддафи. И полковник, с одной стороны, вручил ему международную премию «За права человека», а в Ливии такая была, премия была в четверть миллиона долларов. А еще он пообещал Луису Фаррахану миллиард долларов для поддержки черного дискриминируемого населения и других угнетаемых меньшинств. Включая индейцев, например, которые живут в резервациях и у которых продолжительность жизни на 20-25 лет ниже, чем у белых. А дальше происходит то, что президент Клинтон задумался: 1996 год – год выборов. Сейчас сюда придут деньги чужой страны, миллиард долларов. Кто его знает, как их Фаррахан будет использовать. На развитие черных предприятий, на развитие малого бизнеса афроамериканцев где-то в гетто в Детройте, или устроит майдан? И тут же сразу Луису Фаррахану пригрозили всеми возможными карами, и штрафами, и даже тюремным заключением, если он не откажется от получения этого гранта. Еще раз повторю, это наше время, практически, наши дни.
Вот, кстати, если они публично сознались в истраченных на Украину 5 миллиардах долларов, то представьте себе, сколько они нашим грантоедам дали?!
— Но ведь это все идет неправительственным организациям!
— Меня умиляет это название – неправительственная организация. А начинаешь смотреть… Если она на сто процентов финансируется правительством, но другой страны, вы уже не неправительственные. А когда вы финансируетесь на сто процентов правительством чужой страны для того, чтобы выступать против правительства моей страны, вы вдвойне не неправительственные, вы антиправительственные.
— При этом, насколько мы с вами в курсе, когда ставится шлагбаум на пути финансовых потоков, изобретаются новые маршруты...
— Конечно. А уж когда я в Америке студентам рассказываю об этих многомиллиардных вливаниях, а в Америке образование очень дорогое, и юридическое образование еще дороже. Это в порядке вещей, когда мой студент заканчивает юрфак, и он должен банку порядка ста тысяч долларов за образование. И им говоришь, что только официально -сколько на самом деле, мы вряд ли когда узнаем — ваш Госдеп, согласно все тому же закону «О демократии в России» нашим грантоедам предоставляет 50 млн. долларов в год. При этом народ этих грантоедов не избирает, народ их ненавидит, они не могут пройти элементарный порог во время выборов. Это для студентов открытие.
В 2007 году, когда я последний раз лично встречался с Майклом Макфолом, а с ним я знаком с 1995 года, он еще в Москве работал, меня пригласили на конференцию в Новом Орлеане. Конференция была посвящена НКО или НПО, гражданскому обществу. Я выступаю, открывается дверь, заходит Майк и начинает меня критиковать за мою критику. Один из его вопросов: «А у тебя есть конкретная информация относительно того, кому именно мы эти 50 млн. даем?» Но я же не ФСБ и не КГБ. Я юрист. Для меня главное, что вы создали этот механизм. Вы его создали. Я правильно об этом говорю? Да, мы его создали. А дальше уже мне не важно, кому вы даете, пусть этим занимаются те, кто должен этим заниматься. Но признаться в этом наши грантоеды, которые шакалят у американского посольства, не могут. И им очень не нравится, когда эта тема всплывает. Кстати, американское посольство не единственное.
— Есть еще Британия, Голландия, Швеция, и та же Япония, на встречу с дипломатом которой ходил тот же Лев Пономарев.
— Конечно! Но не будем забывать о других странах. Давайте не будем забывать о Саудовской Аравии, на что они деньги дают. О Катаре и Эмиратах. Они утверждают, что дают не на политические цели, а на «образовательные». Ваххабистские в первую очередь. И мы что, тоже на это должны глаза закрывать?
Сейчас всем этим Пономаревым, Ковалевым, Алексеевой и иже с ними, им на хвост наступили с нашим аналогом американского закона FARA о регистрации иностранных агентов. Но на этом не следует останавливаться, потому что нужно задуматься, а какие, собственно, «образовательные» проекты финансируются из-за рубежа, и какие именно цели преследуют эти «образовательные» программы.
ПАРАДОКС РЕЙТИНГОВ
— Лукашенко сделал это первым, насколько я помню. И у него колонны протестующих стали улицу переходить по сигналу светофора.
— Я в Огайском университете преподавал, когда США пытались устроить в Белоруссии очередную цветную революцию: "denim” – синяя, голубая, джинсовая революция. Настолько были американцы уверены, что будут массовые волнения и протесты, что одна из газет опубликовала репортаж о якобы прошедших выступлениях на улицах Минска. А когда опубликовала, оказалось, что выступлений и не было.
— А как быть с международными рейтингами, согласно которым в России все меньше демократии и ситуация с гражданским обществом ухудшается год от года?
— Нам все говорят, что НКО служат развитию гражданского общества. При этом в России в 1991-93 годах при Ельцине этих НКО было – по пальцам одной руки. А сейчас сотни тысяч. И нам все эти же их рейтинговые агентства по развитию гражданских свобод и гражданского общества ставят неуд за неудом. А вот Ельцину «Фридом Хаус» ставил «хорошо». Парадокс? Нет.
Вы просто замените термины «демократическая, недемократическая», «свободная, несвободная» на «проамериканская, банановая республика, половичок у двери или нет». Когда Россия, моя великая страна, стала банановой республикой, все было замечательно. Поддерживали и Горбачева, и Ельцина. Ельцин 20 лет назад Верховный Совет расстрелял. Замечательно! Без санкции США никогда бы этого не сделал. Я об этом тоже писал (последние две большие статьи вышли как раз к 20-летию расстрела). Моника Кроли, помощница Никсона, в своей книге вспоминает, как Никсона пригласили в Госдеп на совещание относительно того, как Америке поступить в этом противостоянии Верховного Совета и президента. Один из вариантов был – направить американские вооруженные силы в Россию для поддержки Ельцина. Никсон вернулся, чуть не плача. Потому что он был здравомыслящим политиком
— Лучше бы, наверное, направили. Они бы здесь получили по мордасам. И выздоровление страны бы раньше началось, мне кажется.
— Это было бы, конечно, мобилизацией для многих из нас. Собственно, почему я во время последней президентской кампании в Америке, хотя я гражданин России, я не могу голосовать, но почему я был сторонником Ромни. Потому что Ромни, в отличие от лукавого Обамы откровенно называет Россию «геополитическим противником номер один». В случае победы Ромни мобилизация в нашей стране наступила бы тоже в тот момент, а не сейчас.
Знаете, я очень большой сторонник Первой поправки к Конституции США – свобода слова, свобода выражения мнений. С моей точки зрения, это величайшее достижение американской цивилизации. Выходит кто-то на Болотную? Пусть выходит. Не нарушают они законодательство? Не нарушают. Конечно, это пятая колонна. Конечно, если завтра война, то они ударят нам в спину. Но если сейчас они не нарушают – хорошо. Моя проблема – вы, Нуланд, Макфол и ваши пособники, либерал-фашистов в России не финансируйте. Мы сами с ними разберемся!
— Хорошо, подводя итоги, все же хотелось бы узнать, вот в этом тандеме государство и гражданское общество, на Ваш взгляд, кто где должен находиться — сбоку, сверху, сзади.
— Наверное, главная формула, которую я для себя вывел, а о гражданском обществе я много писал и в России, и в США: «Развитие гражданского общества в России должно сопровождаться укреплением российской государственности». Мне очень близка позиция одного из наших ученых из Сибири, когда он пишет, что «гражданское общество — это общество граждан, обладающих не только определенным уровнем правосознания, но и чувством национальной гордости, любовью к своему Отечеству». А то, что нам сейчас навязывают «белоленточники», подавая это как гражданское общество — это ослабление, подрыв нашего российского государства, откровенная русофобия.
Что мы сейчас видим на Украине? Видим, как так называемая «мягкая сила» НКО на майдане в мгновение ока оборачивается метанием «коктейлей Молотова». И это нас не отрезвит?
Происходящее в России в последние год-два, включая принятие нового законодательства, изгнание Агентства международного развития США, закрытие офисов Национального демократического института (председатель Совета директоров NDI- большой «друг» России Мадлен Олбрайт), Международного республиканского института (глава IRI — еще больший «друг» России сенатор Маккейн) меня очень радует. Не считайте меня «кремлевским соловьем», я об этом начал говорить задолго до. Это, конечно, должно было произойти раньше. Но уже за то, что это сейчас происходит, российскому государству нужно сказать спасибо.
«Комсомольская правда» (КП РУ)