Вы находитесь здесь: // Национальный вопрос // Культурный бизнес исламских террористов

Культурный бизнес исламских террористов

CMwuUyUWcAERQjhВ нашем представлении террористическая организация ИГИЛ — это прежде всего дикари, которые жестоко убивают своих пленников и заодно уничтожают бесценные памятники мировой культуры во имя бредовых идей радикального ислама. Всё это на самом деле так.

Но есть у всей этой показной дикости обратная, менее видимая сторона, на которую, увы, мало кто обращает внимание. А ведь именно она может во многом объяснить как неслыханное варварство ИГИЛ, так и его небывалую — по сравнению с прочими террористическими структурами — финансовую силу. Речь идёт о самом настоящем подпольном бизнесе террористов, куда вовлечены граждане многих стран, в том числе и вполне цивилизованных.

Впрочем, обо всём по порядку...

Памятники, которые остались лишь на страницах книг

В феврале 2015 года боевики ИГИЛ взорвали центральную библиотеку Мосула, уничтожив от 8 до 10 тысяч книг. Во дворе библиотеки исламисты устроили костёр из древних рукописей, провозгласив «борьбу с антиисламским инакомыслием». Тогда же в интернете появилась запись, на которой исламисты кувалдами и дрелями уничтожали экспонаты музея города Мосул, в числе которых были и известные на весь мир крылатые статуи быков Шеду-Ламассу — по мнению самих боевиков, статуи и скульптуры якобы способствовали идолопоклонству, а пророк Мухаммед велел им избавляться от таких реликвий.

4-го и 7-го марта 2015 боевики ИГИЛ бульдозерами сровняли с землей руины древнего ассирийского города Нимруд и развалины старинного города Хатра. 8-го марта 2015 года боевики разграбили и частично уничтожили руины знаменитого города ассирийского царя Саргона Второго — Дур-Шаррукин. 25-го июня 2015 года они взорвали гробницы шиитского святого Мухаммеда бен Али и суфийского религиозного деятеля Низара Абу Баха ад-Дина, заодно приступив к уничтожению руин древней Аламеи...

А в августе 2015 года исламисты дошли до древней Пальмиры, где были разрушены имеющие огромное историческое значение храмы Баалшамина и Бэла.

Историческая справка. Тадмор – «неукротимый город», или Пальмира, является одним из древнейших городов Сирии. Первые упоминания о нём относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Со временем город стал важнейшим торговым центром и одним из богатейших мест Ближнего Востока. Архитектура и культура Пальмиры представляют собой удивительное и гармоничное смешение арамейского, месопотамского, сирийского, аравийского и греческого стилей. Самыми величественными сооружениями города являются огромный храм Солнца (Ваала) и римский театр, датируемые I веком. Вся местность в Пальмире усыпана бесчисленными обломками капителей, фризов и других архитектурных украшений. За руинами стен древнего города расположился километровой длины некрополь, так называемая Долина гробниц.

Одним из центральных сооружений Пальмиры является храм Бэла, посвящённый верховному божеству Пальмиры. Он был построен в I веке нашей эры и представлял собой сплав восточной и античной архитектурных традиций: планировка выполнена в стиле сооружений Ближнего Востока, а фасады — по образцу греческих и римских храмов. До начала гражданской войны в Сирии его ежегодно посещали более 150 тысяч туристов...

Сейчас сложно судить о степени разрушения Пальмиры — только по спутниковым снимкам и в сравнении, что было до и что стало после оккупации местности. Так, на кадре, датированном 27-м августа, ещё видно неповреждённое здание храма Бэла. А вот изображение от 31-го августа уже показывает, что от сооружения остались лишь несколько колонн.

Этот храм стал только началом планомерного уничтожения Пальмиры. 24-го августа стало известно, что террористы взорвали храм Баалшамина. Кроме того, боевики группировки «Исламское государство» продолжают минировать другие археологические памятники древнего города. По сообщениям правозащитных организаций, преступники заложили возле объектов Всемирного наследия противопехотные мины и другие виды взрывчатки...

Невосполнимая потеря науки

А совсем недавно появились вдиео-кадры, заставившие в ужасе застыть весь научный мир: на площади перед музеем Пальмиры был публично обезглавлен и распят на столбе 82-летний Халид Асаад (Haled al-Asaad), многие годы занимавший пост директора архитектурно-исторического комплекса древнего города.

Сирийский археолог Халид Асаад был в прямом смысле слова неотъемлемой частью Пальмиры! В этом городе он родился в 1934 году и после окончания Дамасского университета проработал здесь более полувека, из которых 40 лет (1963—2003 г.г.) — директором музея древностей. Этот учёный написал два десятка книг о Пальмире и Шёлковом пути (в частности, «Скульптуры Пальмиры» и «Зенобия, царица Пальмиры»), у него множество научных публикаций, в том числе в соавторстве с европейскими учёными. Из последних открытий — найденные в 2001 году 700 серебряных монет VII века, с изображением персидских царей Сасанидской династии Хосру I и Хосру II. В 2003 году совместная сирийско-польская экспедиция с участием Халида Асаада обнаружила одну из самых больших ценностей Пальмиры — полностью сохранившуюся мозаику III века (площадью 70 квадратных метров), на которой изображена битва между человеком и мифическим животным.

Как отмечает профессор Амр аль-Азм, специалист по ближневосточной истории и антропологии Государственного университета Шони в штате Огайо (США), лично знакомый с Асаадом, исследования этого человека стали настоящей «иконой археологии» для всех учёных, исследующих памятники и культуру Пальмиры:

«Невозможно написать статью, не сославшись на Халида Асаада. Это всё равно, что заниматься египтологией без упоминания Говарда Картера, археолога, обнаружившего гробницу Тутанхамона. Он знал об этом городе всё: каждый уголок и трещину, — и мы потеряли вместе с его смертью эту важнейшую информацию, которую невозможно узнать из книг».

По данным Аль-Азма, во время отступления сирийской армии Асаад отказался эвакуироваться, так как просто не мог покинуть это святое для него историческое место. «Здесь он провёл всю жизнь, здесь он и примет смерть — очевидно, так Асаад думал тогда», — с грустью говорит Аль-Азм.

Так оно и случилось — учёный умер страшной мученической смертью...

На видео, опубликованном ИГ, террористы обвинили его во многих «грехах» — в лояльности к режиму президента Сирии, в поддержании контактов с правительственной разведкой, в контактах с «неверными» и в работе с «идолами Пальмиры». Однако настоящие причины уничтожения историка, вероятно, были совершенно иные.

Аль-Азм в интервью CNN отмечал, что Пальмира представляет для боевиков особый интерес — во-первых, как источник ценностей для продажи и, соответственно, финансирования, а во-вторых, как яркий, хорошо известный объект, способный привлечь внимание к деятельности террористов во всём мире.

И действительно сам факт захвата Пальмиры буквально потряс всю культурную элиту человечества. А особенно — зверская казнь главного хранителя этого музея под открытым небом, ставшая очередной жуткой «серией» чёрного пиара террористов, уже не раз заставлявшего весь мир содрогнуться.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский так прокомментировал убийство учёного:

«По-видимому, опасность и угрозу для них представляла сама работа Халида Асаада — сохранение, изучение и описание древнейших памятников культуры. Эта работа позволяла народам многих стран оглянуться назад, сверить то, что говорится о прошлом сейчас, с теми материальными памятниками культуры, которые дошли до наших дней, и задуматься о многом».

Пиотровский добавляет, что история человечества уже не раз видела, как «радикалы любых национальностей, любой веры и идеологии» вначале уничтожают материальные памятники культуры, а «потом неизбежно казнят людей — хранителей цивилизации».

А по мнению члена-корреспондента РАН и главного научного сотрудника отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории, доктора исторических наук Аскольда Иванчика:

"Халид Асаад был уважаемым членом мирового научного сообщества, много публиковался в международных изданиях и часто выступал на конференциях. За это его и казнили фанатики из ИГ, обвинив в вероотступничестве, участии в «конференциях неверных» и в том, что он был «директором идолов».

И всё же главной причиной, побудившей боевиков расправиться с учёным, скорее всего стала их вера в то, что профессору якобы известно место, где скрыты несметные сокровища Пальмиры. В частности, этого мнения придерживается Крис Дойл (Chris Doyle), глава Совета по арабо-британскому взаимопониманию. По его мнению, Асаада пытали, требуя назвать местонахождение сокровищ Пальмиры, но учёный отказался сотрудничать с боевиками...

Археология джихада

Грабежи археологических артефактов случались в Сирии и ранее. Однако после начала гражданской войны в 2011 году, ситуация прошло вышла из-под контроля! Официальные раскопки стали практически невозможными. Часть артефактов уничтожалась или уходила на чёрный рынок, теряя привязку к месту и слою обнаружения, а следовательно — и научную ценность.

Сегодня в Сирии, согласно официальным данным, разграблены треть музеев и около 20 известных археологических площадок! Объём продаж исторических памятников на чёрном рынке составляет более 2 млрд долларов!

И это не могло не привлечь внимание ИГИЛ, которое постоянно нуждается в пополнении денежных средств. Мало того, сегодня появились серьёзные сомнения в том, что часть памятников исламисты действительно уничтожили.

Например, в июле группировка «Исламское государство» распространила видео ролики с кадрами уничтожения экспонатов музея в Мосуле. Однако, как потом выяснилось, на самом деле уничтожались... копии, а вот оригиналы не без помощи тех же боевиков заранее были вывезены в Багдад. Однако эти бесценные экспонаты попали вовсе не в музеи столицы Ирака, а делись неизвестно куда — по некоторым данным, их тайком переправили в Соединённые Штаты Америки. Остаётся только догадываться, сколько таинственные американские коллекционеры заплатили боевикам ИГИЛ за эту грязную сделку!

По аналогичному сценарию исламисты, очевидно, «работают» и в Сирии. К сегодняшнему дню они создали здесь десять административных единиц: вилайят Аль-Баракат, вилайят Аль-Хейр (Дэйр эз-Зор), вилайят Ар-Ракка, вилайят Аль-Бадийя, вилайят Халеб (Алеппо), вилайят Идлиб, вилайят Хама, вилайят Хомс, вилайят Дамаск, вилайят Аль-Фурат. На территории каждой из этих единиц ИГИЛ провёл так называемую опись «исламского халифата», в приложении к которой приводится официальная сумма налога за продажу сирийских древностей — её размер составляет 20% от стоимости предмета.

Как отмечает Амр Аль-Азм, бывший чиновник сирийского Министерства Древностей, работающий с группами подконтрольных боевикам археологов, «завоевав территории, исламисты наткнулись на уже существующей бессистемный чёрный рынок антиквариата, и превратили его в организованную торговлю». К лету 2014 года подконтрольные боевикам «департаменты древностей» были созданы на всей завоёванной ИГИЛ территории страны. Позднее они были объединены в одно «Министерство драгоценных ресурсов», которое за 20% от рыночной стоимости вещи выдавало сертификаты на вывоз предметов искусства за рубеж под видом поздних копий.

Кроме того, «департаменты» в сирийских городах Алеппо и Дейр-эз-Зор — за хороший куш — ещё и выдавали контрабандистам разрешение «на раскопки». Как отмечает Амр Аль-Азм, сегодня при раскопках во всю используется крупная строительная техника. При этом, если у арендатора земли нет собственной техники, но он точно знает где следует копать, исламисты могут одолжить чёрному археологу свои машины за дополнительный процент от продажи найденных экспонатов.

А далее идёт распродажа. Одни дилеры, собрав у чёрных археологов и боевиков предметы старины, в сопровождении вооруженного эскорта ИГИЛ обычно отправляются к границам Турции, где артефакты продаются, а деньги затем делятся между всеми участниками сделки. В других же случаях местные жители продают сокровища посредникам, которые вывозят и реализуют экспонаты сами — именно в этом случае они обязаны оплатить ИГИЛ налог в 20% от стоимости экспоната.

Точные оценки доходов, полученных в результате этой торговли трудно установить. Но межправительственная организация Financial Action Task Force полагает, что эта цифра составляет десятки миллионов долларов! Таким образом, на сегодняшний день исламисты создали отлаженную систему торговли древними артефактами.

Отметим, что этой торговлей сегодня активно занимаются практически все полевые командиры подразделений ИГИЛ. Когда американские спецназовцы убили «финансового директора» ИГИЛ Абу Сайяфа, то внутри дома покойного обнаружили огромное количество древних артефактов, в их числе была и древнейшая ассирийская Библия.

Впрочем, есть и другие доказательства организованного грабежа боевиками ИГИЛ. Так, подконтрольная боевикам территория вокруг древнего месопотамского города Мари, по данным спутниковых снимков, на сегодня буквально испещрена более сотнями котлованов, вырытых только в последние месяцы!

Ужасно, но что конкретно из памятников продаётся сегодня на чёрном рынке, а что уничтожается – не знает никто. И со смертью профессора из Пальмиры шансов разобраться в происходящем у настоящих археологов становится всё меньше. О количестве украденных, разрушенных и фальсифицированных произведений искусства Древнего Востока остаётся только гадать...

Мировое сообщество пока бессильно

Наверное, все эти безобразия можно пресечь лишь после полного уничтожения группировки ИГИЛ. А пока человечеству приходится лишь декларировать своё возмущение.

Так, Совет Безопасности ООН официально осудил уничтожение группировкой «Исламское государство» памятников и предметов исторической, культурной и религиозной ценности, поставив эти действия в один ряд с террористическими актами. В ЮНЕСКО – культурном агентстве ООН — назвали военным преступлением намеренное уничтожение сирийского культурного наследия. А директор ЮНЕСКО Ирина Бокова прямо обвинила джихадистов ИГ в попытках «лишить сирийских граждан их знаний, их идентичности и истории».

В свою очередь Международный совет музеев сегодня срочно составляет «красный» список культурных ценностей в Сирии, которые уже разграблены или находятся под угрозой разграбления. Предпринимаются и просто отчаянные попытки спасти ценности.

К примеру, в обход официального запрета продавать и покупать артефакты с территории Ближнего Востока, Директор Британского музея Нил Макгрегор на средства своего учреждения выкупил у контрабандистов ценнейший ассирийский рельеф. Памятник предполагается хранить в музее до тех пора, пока не стабилизируется ситуация в регионе, после чего экспонат будет возвращён жителям земли, на которой много лет назад он был создан.

... Безусловно, в разграблении культурного наследия человечества нет ничего нового. Достаточно вспомнить уничтожение нацистами еврейского наследия в Варшаве, разрушения красных кхмеров в Камбодже или варварский взрыв талибами священных Будд в Афганистане. Однако сегодня мы видим совершенно иную ситуацию.

Пусть внешне, ничего не изменилось, но фактически впервые в истории образовался самый настоящий тайный союз чёрных арт-дилеров, подпольных западных коллекционеров и мародёров из ИГИЛ, которые создают все условия для процветания террористических организаций. Как верно подметил по этому поводу консультант правительства Соединённых Штатов Америки по проблеме контрабанды древних памятников, профессор Бостонского университета Майкл Данти, сложившаяся ситуация страшна не столько обогащением чёрных коллекционеров, сколько щедрым финансированием терроризма.

А это, в свою очередь, грозит человечеству всё новыми и новыми жертвами...

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика