Россия и Турция — пять столетий вечной войны
Для нынешнего поколения россиян, привыкших к турецким курортами и к турецким фруктам, ухудшение российско-турецких отношений выглядит удивительным – ведь все последние годы наши страны только сближались.
Однако с точки зрения глобальной истории мы с турками друзьями никогда не были. А периоды относительного мирного сосуществования были скорее исключением, чем правилом – пожалуй, ни с кем более Россия так долго не воевала, как с Турцией.
И этой войне насчитывается уже не одно столетие! Началось всё больше пятисот лет назад, когда на карте мира появилась агрессивная Турецкая (Османская) империя. Основателем её считается князь Осман, живший в XIII столетии. Осман объединил под своей властью разрозненные турецкие племена, жившие на полуострове Малая Азия. Сами турки ещё в XI веке пришли из степей Центральной Азии, сильно потеснив проживавших здесь византийских греков. Пришельцы образовали на полуострове несколько мелких эмиратов, между которыми долго не было государственного единства, пока не появился князь Осман.
Князь и его потомки поначалу захватили сам полуостров, а потом обрушились на Балканы, где находились болгарские, сербские и византийские государственные образования, которые не только враждовали между собой, но и внутри были расколоты на самостоятельные феодальные владения — одних только болгарских царств было два. Поначалу турки захватили Болгарию, а в 1389 году на Косовом поле уничтожили войско сербского короля Лазаря...
К середине XV века Балканы полностью попали под турецкое господство. А в 1453 году турки штурмом взяли Константинополь, бывший тогда столицей не только одной Византии, но и всего православного мира. С храма святой Софии был свергнут христианский крест, сама церковь обращена в мусульманскую мечеть, а город отныне стал именоваться Стамбул.
В короткие сроки эта империя распространилась на весь Ближний Восток и всю Северную Африку. Неоднократно турки прорывались и в Европу, доходя до Вены – каждый раз только чудо спасало европейские страны от этого неутомимого и мощного исламского нашествия...
От Ивана Грозного до Николая Второго
А в XVI веке турки впервые столкнулись с русскими. Это было во времена царя Ивана Грозного, который покорил мусульманские ханства на реке Волга – сначала Казанское, а потом и Астраханское, что вызвало большое недовольство в Стамбуле. Ведь глава Османской империи был не только султаном Турции, но и считался халифом, то есть религиозным правителем, всех мусульман мира. Поэтому разгром мусульманских ханств на Волге был воспринят Турцией как дерзкий вызов всему исламскому миру.
Турки вместе с крымскими татарами снарядили сильную армию, которая из крепости Азов через степи Дикого поля двинулась к Астрахани. Однако осада города оказалась для турок неудачной – русские войска успешно отбили все атаки, а потом началась суровая зима... Турецкая армия начала отход в обратном направлении, всё время теряя людей от голода и холода. В результате к Азову из многотысячной армии добралось только 700 человек.
Таким образом, с самого начала у турок с русскими явно не задалось! Потому с потерей приволжских ханств Турции пришлось смириться. Да и царь Иван особо не хотел воевать с османами – его тогда более всего интересовали берега Балтийского моря. И почти на столетие между двумя странами воцарился относительный мир...
Войны возобновились лишь в конце XVII века, когда Россия начала экспансию на южном направлении. Причиной первой такой войны послужила попытка Османской империи вмешаться в русско-польское противостояние и захватить контроль над Правобережной Украиной — в 1669 году гетман Правобережной Украины Пётр Дорошенко стал вассалом Османской империи.
Опираясь на своего украинского союзника, султан Мехмед IV в 1672 году начал войну с Польшей, в результате которой получил под свой контроль Подолию. Успехи турок вызвал большую тревогу в Москве, где очень опасались вторжения турок и на московскую Левобережную Украину. Российское правительство объявило войну Османской империи и Крымскому ханству. Донские казаки по указу царя Алексея Михайловича атаковали турецкие владения в устье Дона и на побережье Крыма.
С 1673 года, не дожидаясь вторжения турок, русские войска под командованием князя Ромодановского и левобережного гетмана Ивана Самойловича начали совершать походы на Правобережную Украину против гетмана Дорошенко, и скоро взяли гетманскую столицу город Чигирин.
Турецкий султан, считая Правобережную Украину своей, провозгласил новым гетманом Юрия Хмельницкого и начал ответный поход на Чигирин. В 1677 году турецкие войска безуспешно осаждали город и после поражения под Бужином были вынуждены отступить. Впрочем, в 1678 году туркам удалось захватить гетманскую столицу, а русские войска отошли на Левобережную Украину.
Война закончилась фактически ничем. Но это было только начало! С первыми годами XVIII столетия боевые действия возобновились с новой силой и с небольшими перерывами практически не прекращались вплоть до Первой мировой войны, когда Россия сошлась с турками в последнем боевом сражении.
Воевали с переменным успехом, особенно на начальном этапе, когда Турция была ещё сильна. Так, в 1711 году царь Пётр Первый даже чуть не попал в турецкий плен, когда его армия оказалось окружённой турками на реке Прут. И только вовремя заключённое перемирие позволило избежать полного поражения. Но это стало последней неудачей русской армии. Во всех остальных войнах мы всегда неизменно выигрывали! Россия в результате приросла обширными владениями в Северном Причерноморье (выключая Крым) и на Кавказе.
В этих войнах выросли многие русские знаменитые полководцы, снискавшие славу русскому оружию – граф Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, адмиралы Ушаков и Нахимов, генералы Миних, Паскевич, Ермолов, Скоболев, Юденич и многие другие, чьи имена навеки вписаны в реестр боевой славы России.
У России для противостояния с Турцией, надо сказать, было и сильное идейное обоснование — русские цари объявили себя защитниками православного мира и славянства, сильно страдавшего под властью турок. Это же идейное обоснование послужило удобным поводом для русских претензий на Стамбул и на черноморские проливы – мы, как православные люди, должны непременно сбросить полумесяц со святой Софии и вновь водрузить над храмом крест...
По диким законам Востока
Кстати, речь выше шла только о прямых войнах – а вот разного опросредованых столкновений, когда страны воевали с противником чужими руками, было столько, что и сосчитать их просто не представляется возможным!
Турки, например, периодически натравливали на Россию крымских татар и кавказских горцев, которые совершали опустошительные набеги на русские владения. Наши же отвечали рейдам запорожских и донских казаков, которые периодически прорывались под самые стены Стамбула, без пощады грабя и уничтожая всё на своём пути.
В методах войны не стеснялись – на Востоке к рыцарским манерам никогда не прибегали. Для русского солдата турецкий плен всегда означал медленную и мучительную смерть – турки с живых пленников сдирали кожу или сажали на кол. Русские также не церемонились – обычно отдавали пленных в руки казаков, которые затем «тренировались» на пленных турках в рубке голов.
Периодически стороны шли и на откровенный взаимный геноцид. Однажды после отступления русской армии турки вырезали поголовно население нескольких болгарских городов – только за то, что болгары встречали русские войска цветами.
А русское командование, в свою очередь, с меньшей «деловитостью» решило в самом конце XVIII века проблему Кубани. Сюда императрица Екатерина Великая решила переселить запорожских казаков. Но здесь уже проживали союзные Турции племена татар. Русские наместники натравили на татар обитавших в низовьях Волги калмыцкие племена – те вырезали турецких сторонников почти поголовно (от мала до велика!). Таким образом, нужные для запорожцев земли были очищены. Новое казачье войско отныне получило название Кубанского...
Впрочем, среди этой дикой и страшной жестокости случались и иные, куда как более благородные примеры. Однажды, в середине XVIII века русским войскам сдалась турецкая крепость Хотин. Её комендант, турецкий паша по имени Колчак пожелал перейти на русскую службу. Ему даровали российское дворянство. С тех пор Колчаки верой и правдой служили Российской империи – в основном по военно-инженерному делу.
Последний из рода – адмирал Александр Васильевич Колчак – в годы Гражданской войны стал лидером русского белого движения и был расстрелян большевиками в городе Иркутск...
Турки — провокаторы по призванию
А теперь поговорим о некоторых аналогиях с нашим временем.
Очевидно, что последний инцидент с российским сбитым самолётом СУ-24 был далеко не случаен. Очевидно, что турки здесь заручились поддержкой стран Запада, и прежде всего – США.
То есть, это была явно западная провокация! Возможно, нас специально хотели спровоцировать на ответный военный удар по Турции. Конечно, никакой мировой войны от этого не случилось бы – ради турок на такую войну точно никто не пошёл бы...
Но! У Запада в этом случае явно появился бы лишний повод ввести против нас очередные, ещё более жёсткие санкции с целью окончательного удушения нашей экономики. Кроме того – под угрозой полного разрыва отношений – могли бы последовать жёсткие западные ультиматумы по выводу наших войск из Сирии и даже со всех наших южных рубежей... И я отнюдь не уверен, что наша нынешняя элита устояла бы под таким давлением!
Надо сказать, что Запад использует Турцию в своих антироссийских интригах уже далеко не в первый раз. В XVIII веке, когда шла битва за Чёрное море, на стороне османов всегда неизменно выступала Франция. Французы же построили знаменитую крепость Измаил, запиравшую устье реки Дунай – её потом большой кровью брали солдаты Суворова и Кутузова. А позже к этой поддержке подключилась и Британия, которая не желала укрепления России на Кавказе и на Балканах.
В средине XIX века дело дошло до открытой войны объединённой Европы против России, получившей название Крымской или Восточной. Началось всё с провокации турок. По наущению Франции турецкий султан, владевший тогда Палестиной, передал ключи от Храма Рождества Христова (что находится в Вифлееме) Католической церкви, хотя традиционно эти ключи находились у православных. Царь Николай Первый потребовал от турок изменить решение. Однако турки ответили наглым и вызывающим отказом.
Начались военные приготовления, русские успели подготовиться быстрее. Наши войска оккупировали часть турецких владений в Румынии и в Молдавии, начали успешное наступление на Кавказе, а у города Синоп полностью уничтожили турецкий флот. Это стало поводом для вступления в войну на стороне Турции уже объединённых сил Франции, Британии и ещё нескольких европейских стран.
Увы, война в итоге для России оказалась крайне неудачной – после долгой осады нам пришлось оставить Севастополь. По условиям подписанного Парижского мирного договора, Россия обязалась вернуть туркам устье Дуная, срыть все свои укрепления на юге и отказаться от своего Черноморского флота. Только спустя двадцать лет, уже после другой войны с Турцией (у которой на сей раз не оказалось союзников в Европе), Парижской договор хоть и с большим трудом, но всё же был аннулирован.
Вот в какую дорогую цену нам обошлась турецкая провокация с ключами от храма в Вифлееме!
Россия у них всегда вызывает страх
А вот ещё информация к размышлению – о возможном добрососедстве с Турцией.
Сразу после Первой мировой войны у наших стран появился уникальный шанс наладить нормальные и даже дружественные отношения.
Дело в том, что в России победили большевики, которые более «не заморачивались» ни общеславянской идеей, ни проблемой водружения креста на святой Софии. Кроме того, с Турцией красную Россию сближал общий противник – западные страны Антанты, пытавшиеся как можно больнее унизить турок за то, что те воевали на стороне проигравшей войну Германии. В России же Антанта, как известно, поддерживала противников большевиков – белую гвардию...
Лидер турецкого национального движения, генерал Мустафа Кемаль Ататюрк сверг последнего султана, которого обвинил в предательстве интересов страны, и начал вести вооружённую борьбу против англичан и греческих интервентов. 26-го апреля 1920 года Кемаль обратился к Советской России с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе за независимость.
В соответствии с этим обращением, советское правительство первым в мире признало Великое национальное собрание Турции, положившее начало Турецкой республике, и установило с этой страной дружественные дипломатические отношения.
16-го марта 1921 года был даже подписан договор о дружбе и братстве — Турция получила от советской России помощь в размере 10 миллионов рублей золотом, а также свыше 33 тысяч винтовок, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия и 58 миллионов патронов. Именно благодаря этой поддержке Ататюрк сумел изгнать иностранных интервентов из Турции.
А потом... Потом турки – за обещанную западную финансовую помощь – быстро свернули все отношения с Советским Союзом и даже заняли откровенно враждебную позицию.
В годы Великой Отечественной войны Турция едва не выступила на стороне нацистской Германии. Лишь грозный окрик Сталина, пообещавшего «окончательно решить турецкий вопрос» и явно не в пользу турок, удержал турецких правителей от военной авантюры. Тем не менее, в годы холодной войны Турция заняла однозначно антисоветскую позицию и одной из первых вступила в блок НАТО, где находится и по сей день...
Почему турки так и не пошли на реальное сближение с Россией? Думается, что всё дело в их вековых страха перед Россией – русофобия по причинам давнего военного противостояния с нашей страной у них, что называется, уже в крови, на генетической уровне. Поэтому любая «дружба» с Турцией является всегда иллюзорной, ибо время рано или поздно всегда расставляет всё по своим местам.
И наши дни очередного российско-турецкого обострения только подтверждают эту истину...
Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»