Белоруссия — ещё один фронт Русского мира (часть 1)
12-го февраля 2016 года Александр Лукашенко при вручении дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам заявил, что у нас немало учебной литературы, которая не отвечает современным требованиям, как по форме, так и по содержанию. Противно взять в руки, — так откровенно отозвался президент о белорусских учебниках...
Нирвана для президента
Можно понять состояние белорусского президента, историка по образованию. Ведь буквально полгода назад, 15-го декабря 2015 года, во время переговоров, проходивших в Москве, белорусский президент заверил Владимира Путина, что в Беларуси нет ревизионизма, и пообещал подарить президенту России учебники истории, по которым учатся в белорусских школах и университетах. При этом Александр Лукашенко добавил, что за 20 лет новейшей истории белорусы нигде не отступили от того святого, что выработали наши народы.
Но так ли это на самом деле? Нет! В Беларуси идет самая настоящая идеологическая война за молодое поколение. Школьные и вузовские учебники буквально нашпигованы ревизионистскими тезисами, без усвоения которых невозможно получить ни школьный аттестат, ни вузовский диплом.
Но как такое могло случиться в Беларуси? Судя по реакции Александра Лукашенко на сложившуюся ситуацию в Министерстве образования, становится ясно, что наконец-то президенту пришло понимание, что некто другой вместо него крутит штурвал белорусского корабля.
Но кто этот проходимец, который умудряется при таком харизматичном президенте вести подрывную деятельность? И надо заметить, это удается ему безнаказанно делать на протяжении длительного времени.
Всем известно, что фразу “противно взять в руки” обычно произносит один из обманутых супругов, который неожиданно узнает то, что давно было известно другим. Точно также давно было известно белорусам, что белорусские чиновники ведут “свою игру” и только делают вид, что внимают приказам президента.
Белорусский народ бил в набат, писал открытые письма президенту, но всё было напрасно. Ни ответа, ни привета, — с горечью говорили белорусы друг другу. Тогда пошли жители Витебска на крайние меры. Решили они в знак протеста против произвола чиновников сжечь на Ратушной площади свои жигули. Десять автомобилей, давно стоящих на приколе, были отремонтированы, и их водители попытались прорваться на площадь. И только ведённый спецслужбами план перехвата не позволил им осуществить задуманное...
... В одной из своих речей президент сказал: “Я знаю все, что происходит в государстве”. Автор позволит себе не согласиться с президентом. Чиновникам из близкого окружения удалось создать так называемую нирвану для Главы государства. Чиновники сами решают, что должен знать президент, а что не должен.
Складывается такое впечатление, что среди чиновников образовалась круговая порука. Одни творят непотребное, другие их защищают. С министром образования давно было ясно, что это не тот человек, за кого он себя выдаёт. Ибо как можно расценить его заявление об обязательном изучении в школе произведений Светланы Алексиевич, прославившейся своими русофобскими и антироссийскими заявлениями?
Школьники наши – ребята продвинутые – почти каждый имеет свой компьютер. Вполне естественно, что захотят они узнать больше о лауреате Нобелевской премии Алексиевич. И компьютер тут же выдаст им вот такие «плоды» творчества Нобелевского лауреата:
«Вопрос Neue Zuercher Zeitung (перевод Радио Свобода): В глазах Запада Лукашенко создает впечатление неуравновешенного человека.
Ответ Алексиевич: Для меня он психопат, и все его действия — патологические. Но существуют две правды. Правда интеллигенции — у нас есть перспективные идеи, и мы хотим независимой и цивилизованной Беларуси. И есть другая правда, более простая — правда большинства. Для людей на деревне свобода означает колбасу. Лукашенко их понимает. Он — политическое животное. Он делает то, чего они хотят».
Можно представить себе состояние пятнадцатилетних ребят после полученной информации! Оказывается, живут они в стране, где президент «психопат и животное», а народ любит только колбасу, — одним словом, все дебилы. И родители их, оказывается, такие же — школьники знают, что отец и мать голосовали за А.Лукашенко и входят в число тех заявленных 83,5 %. И первое, что придёт на ум подросткам с их юношеским максимализмом — это протест.
Вот они, участники грядущих беспорядков! Сейчас на наших глазах наших детей готовят к участию в майдане. Это против них спецназ будет применять дубинки и другие спецсредства для разгона демонстраций. И когда случится трагедия, искать виновных будет уже поздно. Об этом мы должны задуматься сейчас...
В начале девяностых годов в суды поступили заявления от воинов-интернационалистов, от матерей погибших военнослужащих с обвинениями писательницы С.Алексиевич в искажении и фальсификации их рассказов о войне в Афганистане. Их оскорбило то, что в своём произведении «Цинковые мальчики» автор С.Алексиевич показала воинов исключительно как бездумных роботов-убийц, мародёров, наркоманов и насильников, не ведавших пощады ни старому, ни малому.
Мы все должны понять, что если министру образования удастся осуществить задуманное, то мы получим целое поколение мальчиков-циников. Для белорусского общества это будет катастрофа. Циники не будут защищать Родину. Они на это будут не способны.
Много бед может натворить в Беларуси искажённый разум лауреата Нобелевской премии С.Алексиевич! Такой разум порождает только чудовищ. И вполне естественно, что белорусы были возмущены таким провокационным намерением министра образования.
В случае, если министр не отменит своё решение, многие родители готовы будут обратиться к властям ближайшего российского города Рудня с просьбой рассмотреть возможность перевода своих детей в российские школы для продолжения обучения. Параллельно будет решаться вопрос со школьным автобусом, который ежедневно сможет доставлять белорусских школьников в Руднянские учебные заведения.
В школе после изучения произведения принято писать сочинение. Но про кровавые куски мяса русских солдат, о которых рассказывает С. Алексиевич, не то, что писать, даже думать страшно. А тут ещё так и вертятся на языке слова «психопат и политическое животное». И вот уже один лист исписан, второй... Но что это? А это гибридная война, в которой враг использует против тебя твоих же детей.
И как тут не задать вопрос: “А есть ли соображение у министра образования, и на кого он работает?” При Сталине любой министр после такого провокационного заявления в течение 24 часов сдал бы всю агентурную сеть. В этом сомневаться не следует. Но сейчас в Беларуси, к сожалению, почти вся политическая элита имеет западную ориентацию, и поэтому никто не мешает министру образования издавать подрывную литературу под кодовым названием “Учебники истории”.
Белорусы с тревогой наблюдают за противостоянием президента и его окружения. Тревога белорусского народа понятна: а вдруг всё спустят на тормозах и опять начнут учить детей, что их будущее там, на Западе.
Да, в Беларуси, на первый взгляд, существует жёсткая вертикаль власти. Но так было и в Ливии, надо заметить, процветающей по западным меркам стране. Чем это закончилось, мы знаем. Ливийского лидера в трудный момент предало всё его окружение. Сейчас белорусов волнует: а как поступит белорусская политическая элита в случае возникновения опасности для страны? Поводов для такого волнения более чем достаточно, тем более что и сам президент проявляет нерешительность в вопросах идеологии.
Госдеп понимает, что белорусов на майдан даже на аркане не затащишь. Это действительно так, но, тем не менее, угроза майдана в Беларуси существует. “Свядомые” тут тоже не причём. Всем понятно, что это просто ряженые. Опасность исходит от белорусских чиновников и учёных. Это они являются проводниками европейских “ценностей”, это они пытаются доказать, что белорусы никогда не были русскими, и это они пытаются убедить белорусов, что их национальными героями являются литовские князья и польские шляхтичи.
Памятник литовскому князю Ольгерду в Витебске, напротив православного Свято-Воскресенского храма, всего лишь в двадцати пяти метрах от него, является тому подтверждением. Белорусы против таких героев. Попытка жителей Витебска сжечь свои жигули напротив памятника литовскому князю говорит о решимости белорусов противостоять западной идеологии.
Поэтому хотелось бы узнать, понимает ли президент, что мы не можем доверить своих детей такому министру, и достаточно ли власти у президента, чтобы защитить наших детей?
Однажды Александр Лукашенко сказал: “В настоящее время развернулась ожесточенная борьба за молодое поколение. И мы не имеем права эту борьбу проиграть, в противном случае потеряем страну”.
Это правильные слова, но, к сожалению, в настоящее время эту борьбу мы проигрываем вместе с ним. Сможет ли белорусский президент освободиться от опасной и разрушающей опеки своего близкого прозападного окружения – вопрос далеко не праздный?
Шлыков Анатолий Тимофеевич, исполняющий обязанности пономаря в храме святой равноапостольной Елены, специально для «Посольского приказа»
Наш комментарий
Ситуация, которая сегодня складывается в братской Белоруссии, не может не тревожить любого честного русского человека. В верхних эшелонах местной власти, похоже, формируется самая настоящая «пятая колонна», готовая в один не самый прекрасный момент развернуть республику на 180 градусов: от России в сторону враждебного Русскому миру Западу.
Можно смело констатировать, что эта переориентация идёт по двум главным направлениям. Это наступление на русский язык и переписывание истории с целью показать, что белорусы — это совершенно отличный от русских народ со своим отдельным прошлым, якобы не имеющим к России никакого отношения.
О нынешних попытках «возвеличить» белорусский язык в ущерб русскому обстоятельную статью недавно опубликовал эксперт «Фонда стратегической культуры» Иван Андреев. Приведём весьма характерный отрывок из этого материала:
«До 2008—2009 годов языковая ситуация в Белоруссии оставалась стабильной. Президент А.Лукашенко не раз заявлял, что языковой вопрос в Белоруссии решён раз и навсегда, а курс на интеграцию с Россией не подлежит пересмотру.
Однако именно в эти годы российско-белорусские отношения начало лихорадить, а из окружения белорусского президента стали постепенно уходить лица, наиболее ориентированные на Россию. Их места стали занимать сторонники «суверенитета как незыблемой ценности», «многовекторности» и «диверсификации» внешней политики, такие как глава администрации президента Белоруссии В.Макей (ныне – глава МИД Республики Беларусь), министр культуры П.Латушко (ныне – посол Белоруссии во Франции) и другие.
За короткий срок были активизированы все программы по белорусизации, а Министерство культуры, идеологические работники в администрации президента, Институт истории Национальной академии наук совместно с «Товариществом белорусского языка» и множеством других общественных и политических организаций стали активными проводниками этих программ в жизнь.
Активно участвует в кампании белорусизации «Объединение белорусов зарубежья „Батьковщина“», основой которого всегда была рада «Белорусской народной республики» (БНР) – существующее за рубежом «альтернативное белорусское правительство», сформированное в основном из бывших полицаев и предателей, бежавших вместе с фашистами после Великой Отечественной войны на Запад (а ныне – из их потомков).
Сейчас сторонники «европейского вектора развития» и белорусские националисты сконцентрировались на пропагандистской кампании, в центре которой — тезис о самобытности белорусской культуры и её принципиальных отличиях от культуры русского народа. Одновременно эта фракция общественного мнения прекратила прямые нападки на президента А.Лукашенко. Консенсус с властями достигнут: к информационному обеспечению пропагандистской кампании подключены все ведущие белорусские государственные телеканалы, радио и газеты.
Прежде всего, наступление на позиции русского языка затрагивает топонимику, вывески, указатели. Если не получается вытеснить русский язык из обыденной жизни, можно начать с внешней атрибутивной части. Например, в минском метро, несмотря на протесты минчан, заменены все таблички и указатели с названиями станций метро. Русский язык, наиболее удобный как для самих белорусов, так и для многочисленных гостей из России и Украины, исчез, а его место заняла непонятная «белорусская латиница». Она предполагает на манер польского письма использование различного рода непривычных значков над буквами для обозначения шипящих согласных и буквы «у краткое». Не только гости, но и сами белорусы читают эти вывески с большим трудом.
«Белорусская латиница» вместо русского языка в метро, введённая решением топонимической комиссии при Совете Министров Республики Беларусь от 4 октября 2012 года, была использована как пробный шар. В дальнейшем этот опыт предполагается распространять на указатели названий населённых пунктов и улиц городов.
Подчеркну: речь идёт не о латинской транскрипции, а о новой письменной псевдопольской графике белорусского языка.
3 сентября 2013 года в Минске даже состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого впервые за всю историю независимой Белоруссии к штрафу приговорили начальника ЖЭС-48 за то, что эта организация использовала русский язык при написании письма гражданину Глебу Лободенко...
... Не отстают и представители интеллигенции. На последнем съезде Союза писателей Белоруссии писатель В.Липский предложил убрать из названия детского парка в Минске имя М.Горького как чужого белорусам деятеля.
Уже зазвучали призывы убрать из белорусской школьной программы курс русской литературы. 1 февраля 2016 года некто В.Цыганков, выступая на радио «Свобода», заявил: «Белорусская власть была явно напугана, увидев, насколько большую поддержку в Белоруссии получил «крымнаш» … эти люди, как оказалось, готовы поддержать не только «крымнаш», но, возможно, и «Минскнаш»… Все, кто выступает за сохранение «русской литературы» вместо «всемирной литературы», выступают за сохранение Белоруссии в качестве культурной провинции, культурной части России».
Это также пробный шар. Идея уже поддержана рядом публичных персон, в частности «пушкинистом» А.Федутой.
Можно вспомнить и скандальное заявление заместителя председателя партии КХП-БНФ Ю.Беленького, который 3 ноября 2013 года во время митинга в Куропатах под Минском (предположительном месте расстрела жертв репрессий 1930-х годов), не стесняясь в выражениях, заявил: «Молодежь, помни: если ты разговариваешь по-русски, ты в оккупационной армии, стреляешь в свой народ… Здесь российские оккупанты, империалисты убивали белорусов только за то, что они белорусы». Сегодня, добавил Беленький, российская оккупация продолжается, она «приняла другие формы — это русификация, лишение нас национальной памяти, национальной культуры».
В том, как ведётся кампания белорусизации, оппозиционные националистические и государственные СМИ сейчас ничем не отличаются. Вот характерные названия газетных публикаций: «С языком воскреснет Беларусь!», «Наказание за оскорбление белорусского языка», «Родной язык — дело святое», «Возродим белорусский язык и вернём наши исконные символы», «Мы сами раним свой язык» и т.д.
Из 1036 периодических изданий в Белоруссии на русском языке выходит 306 изданий, на белорусском — 417, на русском и белорусском — 259, на белорусском и русском — 201. «Наставницкая газета» («Учительская газета») фактически выходит лишь на белорусском языке (за исключением отдельных материалов), несмотря на то, что почти все школы в Минске, областных центрах, районных центрах и других городах – русские. Учителей заставляют выписывать «Наставницкую газету» в административном порядке, иначе это издание уже давно бы обанкротилось...».
Эксперт при этом подчёркивает, что естественным путём русский язык всё равно не вытеснить:
«Нужно понимать, что в отличие, например, от того же Казахстана русский язык и сейчас, спустя четверть века после распада СССР, является для белорусов не просто государственным, а основным и родным – практически все 100% белорусов говорят на русском языке (белорусский понимают порядка 95% белорусов, но могут говорить на нём не более 5%).
Иначе говоря, русский язык в Белоруссии имеет статус государственного языка по естественным причинам культурно-исторического порядка, а не в силу «хорошего и дружественного отношения к русским»...
Неудивительно, что „белорусизация“ встречает в народе сильное скрытое сопротивление. Например, канал «Беларусь 3», вещающий только на белорусском языке, пользуется наименьшей популярностью телезрителей. Другой пример. В фондах публичных библиотек наблюдается увеличение удельного веса литературы на белорусском языке. Вместе с тем около 75% состава библиотечных фондов — издания на русском языке. Общий объём фонда Национальной библиотеки Беларуси (НББ) составляет 8,4 млн экземпляров, 72% из них — документы на русском языке.
В потоке ежегодных новых поступлений издания на русском языке составляют 82%; 93% литературы, поступающей в фонды НББ в качестве обязательного экземпляра, — также издания на русском. 90 процентов книжного рынка Белоруссии занимают российские издательства (здесь потребитель говорит своё веское слово). Общий тираж белорусскоязычной литературы составляет всего 8%, а по наименованиям – около 10% издаваемой в Республике Беларусь книжной продукции...
... Если подвести итог, то очевидно, что естественным путём вытеснить русский язык белорусским не получится. Белорусы при прочих равных условиях выбирают русский язык. Однако власти исходят не из этого факта, а из политической задачи «укрепления суверенитета», тогда как зарубежные «доброжелатели», вдохновляясь примером Украины, стремятся раздуть искры белорусизации в пламя русофобии и национализма.
Есть в этом плане и новые задумки. Предполагается унификация школ – постепенный отход от практики деления школ на русскоязычные и белорусскоязычные, обязательное преподавание повсеместно истории Белоруссии, а затем и всего гуманитарного цикла на белорусском языке, усиление белорусского компонента во всех детских садах, а также плавное вытеснение русского языка из сферы СМИ, телевидения, радио, топонимики и т.д. с расширением использования «белорусской латиницы».
Параллельно формируется концепция уникальности белорусского народа как не имеющего с русским народом ничего общего.
Свободный выбор белорусами русского языка в качестве приоритетного и родного объясняется «имперской политикой России», «столетиями русификации» и «засильем русской культуры».
Напоследок отметим, что точно так же, как в Казахстане незримым соучастником наступления на позиции русского языка выступает Турция, в Белоруссии эту роль играет Польша».
О том, как в республике переписывают историю в угоду националистическим тенденциям, мы в самое ближайшее время опубликуем специальный материал, присланный нашими друзьями из Белоруссии. А пока попытаемся разобраться с современной властной идеологией белорусской элиты...
Узнать о ней можно из книги «Государственность. Национальная идея Беларуси», которая вышла в Москве. Это сборник статей российских и белорусских аналитиков. Примечательно, что книга «благословлена» лично министром иностранных дел республики Владимиром Макеем, одним из самых прозападных политиков из окружения президента Лукашенко. Поэтому по книге — точнее по её белорусским авторам — вполне можно судить о тех настроениях, которые витают в высших эшелонах власти республики.
Для примера возьмём статью, написанную членом Совета Национального собрания республики Беларусь, доктором исторических наук Игорем Мерзалюком. Посвящена она «историческим истокам» белорусской нации.
Мерзалюк первым делом попытался доказать, что древняя Киевская Русь якобы не имела отношения к формированию белорусского народа. Мол, в эту Русь входили лишь отдельные славянские племена, которые даже не говорили на одном языке. Интересное утверждение, тем более автор не приводит этому никаких доказательств.
Мало того, профессор почему-то не задаётся вопросом, — а как вообще могло возникнуть прочное государственное образование, просуществовавшее не много, немало, а несколько веков, без языковой общности?! Если бы это был просто союз племён, то это одно дело, а вот государство — это уже совсем иное. Особенно если учесть, что полоцкие и иные князья, жившие на территории современной Белоруссии, активно участвовали в политической и иной жизни Киевской Руси. Наверное, если бы они были чужаками для этого государств, то такой активности явно не проявляли бы. Увы, профессор ответа на эти вопросы не даёт, ограничиваясь лишь голословными утверждениями.
По его мнению, белорусский народ появился только в Великом Княжестве Литовском:
«Эпоха ВКЛ для нас — отправная точка рождения и существования собственно белорусского народа. Эта эпоха — время культурных свершений, время культурной белорусской экспансии, время, когда наш язык, наша правовая и государственная традиция были образцами для подражания литовской политической элиты на разных этапах существования ВКЛ...»...
Согласимся здесь только с тем, что в этом княжестве действительно было много сделано для развития русского языка и русской культуры. Это был действительно один из проектов возрождения Русского мира, едва не погибшего в ходе татаро-монгольского нашествия. Таких проектов было несколько. Самые перспективные из них — Великое княжество Литовское и Русское с одной стороны, и Московская Русь с другой. Отношения между ними очень сложными, нередко оба княжества воевали друг с другом. Но причём здесь Белоруссия и некая «белорусская экспансия»?! Ведь и в Литве, и в Москве люди считали себя именно русскими, и никем иными! То есть, ощущали себя частью единого народа!
Профессор попытался в своём материале обосновать появление термина «Белая Русь». Как известно, это название (чисто географическое, без какого либо национального наполнения) являлась обозначением лишь одной из частей обширной Русской земли. Таким же, как, например, Червонная Русь (Галиция и Волынь) или Залесская Русь (нынешнии Владимирская, Нижегородская и Ярославская области России, а в средние века — Великое княжество Владимирское).
Однако профессор Мерзалюк вывел теорию о Белой Руси, в период существования ВКЛ, как некого якобы отдельного национального образования. Но опять же, получилось это у него на редкость сумбурно и малоубедительно:
"Термины «белорусец» , «белорусский язык» в XVII веке уже имели этническое наполнение, в первую очередь для представителей «московской стороны», которая таким образом чётко осознавала свои этнокультурные и политические отличия от православного населения Речи Посполитой".
При этом профессор ссылается на труды некоего явно «свядомого» историка, чьё имя мало что говорит профессионалам...
Впрочем, на этом он не остановился. Мерзалюк утверждает, что само название Русь в XV — XVI века распространялось только на русские земли ВКЛ, а Москва, мол, называлась Московия:
«Православность русинов не мешала им дистанцироваться от населения Московского государства. В самых разных источниках XV, XVII веков встречаются выразительное противопоставление Руси и русинов „Москве“ и „московцам“, „русских“ и „московскоих книг“, произведений искусства».
Извините за грубость, но профессор здесь врёт как сивый мерин! Пусть назовёт он эти свои «источники». Впрочем, мы и без него их знаем — это псевдоисторические произведения отцов украинского национализма, вроде Михайлы Грушевского, который в своё время, так и не найдя в древних архивных документах самого понятия «украинцы» для обоснования своей националистической теории, начал утверждать, что проклятые москали украли у украинцев само название Русь — мол, это украинцы настоящие русичи, а нынешние русские — это неизвестно кто. Профессор Мерзалюк не так откровенен, но чувствуется, что он вполне солидарен с русофобским мнением духовных учителей современных бандеровцев.
Для сведения профессора — во всех документах той эпохи, в том числе и западно-европейских, земли что Москвы, что Великого княжества Литовского, что Новгорода Великого именовались русскими. Ну, а то, что одни русские люди именовали других «москалями» или «литвинами», так это были чисто бытовые прозвища и ничем иным, которые ни к этнографической. ни к исторической топонимике не имели никакого отношения. А ещё «москали» и «литвины» общались между собой практически на одном языке, с незначительными словесными отличиями и оборотами. Поэтому такие выдающиеся люди своей эпохи как «литвин» Франциск Скорина или «москаль» Иван Фёдоров одинаково комфортно с точки зрения языка ощущали себя что в Москве, что в Литовском княжестве.
Мерзалюк пытается это отрицать, но снова без сколько-нибудь убедительных доводов.
А мы приведём ещё один характерный пример.
... В самом начале XVI столетия в Нижнем Новгороде, который тогда был главной восточной крепостью Московского княжества, содержалось много пленников, взятых в ходе одной из московско-литовских войн — порядка 300-500 человек. В 1505 году город осадили орды казанских татар и ногайцев. Так получилось, что гарнизон по каким-то причинам отсутствовал, и Нижний пришлось защищать неопытным ополченцам из числа горожан. Воевода вспомнил о пленниках и предложил им принять участие в защите крепости. Тем более в нижегородском кремле находились ещё трофейные литовские пушки, с которыми никто из местных обращаться не умел. И православные литвины согласились.
Обратим внимание — Нижний не был столицей, толмачей-переводчиков в городе не было. Так на каком же языке обращался к пленникам воевода? Правильно, на всем понятном и родном русском.
Надо сказать, что пленники оказали решающую помощь нижегородцам. В самый разгар штурма города пленный артиллерист, коего нижегородские летописцы прозвали Федя Литвич, удачно навёл пушку и одним выстрелом уничтожил ханский шатёр — самого хана разнесло на куски. После этого у татар началась паника, и они в беспорядке отступили от города. В память об этом подвиге на месте ханского шатра нижегородцы потом возвели Церковь Ильи Пророка.
В знак благодарности всех пленных воевода отпустил домой. Но многие литвины, включая и Федю-артиллериста, остались жить в Нижнем Новгороде. Думаю, остались жить потому, что не чувствовали здесь себя чужими — ни в культурном, ни в этническом, ни в языковом отношении...
... Я не знаю, почему профессор Мерзалюк умалчивает об этих известным историкам вещах. Тут, как говорится либо лукавит, либо не знает по невежеству. Что само по себе характеризует профессора не с самой лучшей стороны.
Но отдадим ему должное. Он в своей статье признаёт, что в ВКЛ постепенно произошло вырождение местной русской элиты. А всё из-за унии с Польским государством, которое ополячило и окатоличило эту элиту:
«Как ни горько это признать, но почти вся высокая культура XVIII — первой половины XIXI столетия, созданная представителями местной знати, была вариантом польской культуры. Всё, что мы можем сказать и про Адама Мицкевича, и Станислава Монюшко, и Наполеона Орду, этот список можно ещё долго продолжить, что это наши земляки, своим происхождением связанные с Беларусью. Повторим, земляки, но не белорусы по национальности. Не чувствовали они себя белорусами, никто из них себя при жизни белорусами не считал, да и сами они себя к белорусскому народу никогда не относили... Своим родным они считали польский, а не какой иной».
Замечу, что известно это было ещё задолго до профессора Мерзалюка. Приведу слова выдающегося сына белорусского народа, уроженца Гродненской губернии, известного русского философа-монархиста Ивана Лукьяновича Солоневича, очень ярко описавший состояние Белоруссии XIX века:
«Белорусский Край, — сравнительно недавно присоединённый к империи и населённый русским мужиком. Кроме мужика русского там не было ничего. Наше белорусское дворянство очень легко продало и веру своих отцов, и язык своего народа и интересы России… Народ остался без правящего слоя. Без интеллигенции, без буржуазии, без аристократии — даже без пролетариата и ремесленников. Выход в культурные верхи был начисто заперт польским дворянством».
Таким образом, Русский проект в Великом княжестве Литовском выдохся, поэтому единственным защитником всего русского народа — что великоросов, что белорусов, что малоросов — осталась только Россия, которая, как метко пишет Солоневич, и вдохнула заново русскую жизнь на земли бывшей Литвы. И даже если согласиться с Мерзалюком и гипотетически представить, что в ВКЛ и существовал некий «белорусский проект», то он из-за ополячивания элиты уж точно не получил никакого развития.
Кстати, профессор в своей статье частенько противоречит сам себе. Так, в одном месте, как уже говорилось, он пишет о том, что «белорусская идея» якобы родилась ещё в ВКЛ, а в другом указывает, что идея отдельной от русских белорусской нации появилась лишь в самом конце XIX века. Её создателями стала мелкая белорусская шляхта католического вероисповедания, представители которой в глазах польских шовинистов были «лишь поляками второго сорта». От этой обиды и появилась идея иного народа, чуждого что полякам, что великоросам.
Думаю, что второе утверждение ближе к истине, чем первое. И на самом деле никакого «белорусского проекта» в Литовском княжестве не существовало — белорусы в то время всегда ощущали себя частью великого русского народа. А сами «профессиональные белорусы» появились куда как позднее, уже во времена Российской империи. Кстати, факты свидетельствуют, что их идеи долгое время были чужды самому белорусскому народу (что в имперское, что в советское время), пока за их реанимацию, увы, не взялась нынешняя элита республики...
... Таким образом, та «национальная белорусская идея», которую пытаются сегодня выстроить идеологи из белорусской власти, выглядит весьма убого, как и все доводы профессора Мерзалюка, который на протяжении всей своей статьи — всеми правдами и неправдами — пытался доказать «историчность белорусской нации». Но, как видим, ничего у него не получилось — ибо рассматривать Белоруссию в отрыве от Русского мира не просто глупо, но и вообще несерьёзно и ненаучно.
Однако эта идеология таит в себе большую опасность. Потому что идея «отдельной белорусской нации» объективно толкает власть в объятия самых радикальных националистов. А это мы уже проходили на Украине. Там ведь тоже отрыв от Русского мира начался вовсе не с Евромайдана и не с «Правого сектора», а с книги украинского президента Леонида Кучмы «Украина — не Россия», написанной ещё в 90-ые годы. Кстати, по своим мыслям и выводам статья профессора Мерзалюка весьма перекликается с творением «многовекторного» Кучмы, пытавшегося, как известно, в своей политике разом усидеть сразу на всех стульях — и на российском, и на антироссийском.
Увы, похоже нечто подобное пытается проделать и белорусская элита. И неужели она думает, что такое шараханье закончится для Белоруссии лучше, чем оно закончилось для Украины?!
Вадим Андрюхин, главный редактор