Вы находитесь здесь: // Архивы не молчат // Как наша страна ликвидировала Еромайдан 1956 года

Как наша страна ликвидировала Еромайдан 1956 года

zaszlos Ровно 60 лет назад, летом 1956 года, в одной из европейских стран начались события, которые стали прототипом так называемых цветных революций. Но я бы назвал это скорее прототипом Евромайдана, поскольку эта революция, как и известные события на Украине, оказалась густо замешанной кровью... Речь идёт о событиях в Венгрии 1956 года.

Сегодня общепринятой точкой зрения является утверждение, что это якобы был чисто стихийный народный бунт, вызванный всевластием коммунистической диктатуры. Требования восставших строились на призывах к демократизации общества, многопартийности, на выход из социалистического лагеря, на вхождение в Европейское сообщество и т.д. И только, мол, грубое вмешательство советских войск помешало этим либеральным преобразованиям.

Однако всё на самом деле было гораздо сложнее...

Сделано в ЦРУ

Началом венгерского майдана стала смена власти в Венгрии, которая после Великой Отечественной войны вошла в блок стран, выбравших путь построения социализма. Эта смена произошла в июле 1956 года — в отставку ушёл главный венгерский коммунист Матиас Ракоши.

А непосредственной причиной его отставки стала знаменитая речь Никиты Хрущёва на 20-ом съезде КПСС, направленная против Сталина. Хрущёв не только «разоблачил» сталинский культ внутри Советского Союза, но и начал требовать антисталинского «очищения» уже в международном коммунистическом движении...

Конечно, Ракоши правил Венгрией довольно жёстко, хотя его политический режим был куда мягче, чем сталинский или чем, например, югославский режим маршала Тито. И всё же в стране крепло недовольство.

Во-первых, Венгрия в годы Второй мировой войны являлась надёжным союзником Гитлера — её войска в 1941 приняли участие в военном походе на Советский Союз. Мало того, Венгрия держалась за Гитлера буквально до самого конца — не зря одна из наших известных военных медалей именовалась «За взятие Будапешта» (хотя другие медали, выпущенные за бои в Восточной Европе, значились как за освобождение — «За освобождение Варшавы», «За освобождение Белграда» и т.д.).

Поэтому после войны на Венгрию были наложены контрибуционные санкции, которые шли на восстановление нашей разрушенной войной экономики. Это легло тяжким бременем на хозяйство Венгрии, которая и без того считалась отнюдь не самой развитой частью Европы — уровень жизни был здесь гораздо хуже, чем во многих соседних странах.

Во-вторых, профашистские настроения оставались в стране очень сильными. Особенно в среде городской интеллигенции — мол, войну в 1945 году мы проиграли случайно и ещё можно добиться пересмотра её итогов.

Сегодня известно, что внутри Венгрии до 1956 года активно действовали нацистские законспирированные организации. Самыми крупными них были «Меч и крест», «Белая гвардия», «Дивизия Ботонд», «Союз кадетов», «Белые партизаны», «Кровавый договор», «Движение национального сопротивления».

Большую подрывную работу проводила и венгерская католическая церковь, которую возглавлял кардинал Йожеф Миндсенти, создавший в 1950 году так называемую «христианскую партию». Историки пишут:

«Своей главной задачей христианская партия считала обработку молодёжи. Под непосредственным руководством верхушки партии действовала нелегальная клерикальная молодёжная организация, созданием которой несколько священников и бывших монахов начали заниматься ещё 1949–1951 годах.

Пропагандистская деятельность клерикалов осуществлялась в различных формах, включая лекции, распространение брошюр и листовок. В одной из них под названием „Призыв к мужчинам“ молодёжь получала такие наставления: „…придёт время, когда вы получите от бога приказ крушить, разрушать, истреблять!“.

Деятельность подпольных клерикальных организаций не могла бы проходить без значительных материальных „субсидий“ извне. Так, „Христианский фронт“ получил от свое заграничных покровителей 130 тысяч форинтов, „Конгрегация Марии“ – 75 тыс. в 1951 г., 75 тыс. в 1954 г., 30 тыс. в 1955 г. и 90 тыс. фор. в ноябре 1956 г. В штаб квартире „Регнум Марианум“ в момент, когда органы безопасности ВНР положили конец её преступной деятельности, было найдено 258 230 форинтов, 45 наполеондоров, 67 пишущих машинок, 12 магнитофонов, а также типографская техника.

Роль координатора так называемого „народного сопротивления“ выполняли „комитет Свободная Европа“ и его специализированные учреждения – через дипломатов, шпионов, различных эмиссаров, через трансляции по каналам радио „Свободная Европа“ целенаправленных программ».

Было очевидно, что на сей раз местные фашисты делали ставку не на поверженную Германию, а на англо-американцев, которые к тому времени вступили в противостояние с Советским Союзом на фронтах холодной войны.

Ну чем вам не аналог подрывной работы нынешнего украинского «Правого сектора» и католических униатов на территории Украины в канун событий на Евромайдане?!

Это хорошо знали и учитывали на Западе. И когда в странах социализма после хрущёвской речи наступила растерянность, когда там началась чехарда со сменой властей, Запад решил воспользоваться благоприятном моментом, чтобы нанести свой удар. Венгрия была выбрана как самое слабое звено в системе социализма.

Эта операция ЦРУ получила название «Фокус». По словам специалистов:

«18-го июля 1956 года США ассигновали на подготовку путча более 100 миллионов долларов, радиостанция „Свободная Европа“ интенсивно внушала венграм: как только начнётся восстание, страны НАТО придут на помощь. В Верхней Баварии готовились венгерские диверсанты (бежавшие в 1945 году на Запад). В октябре 1956 года там появилась группа венгерских немцев, многие из которых ранее служили в СС. Из них формировались сплочённые группы-ядра мятежных отрядов, которые затем перебрасывались в Австрию, а оттуда, на санитарных самолётах и машинах — уже в Венгрию.

В Мюнхене, на Локерштрассе, работал вербовочный пункт, возглавлявшийся капитаном американской армии. Отсюда бывшие сторонники нацистов направлялись к месту событий. 27 октября одна из групп (около 30 человек) была переброшена в Венгрию с помощью пограничников „нейтральной“ Австрии. Более 500 „борцов за свободу“ было переброшено из Англии. Из французского Фонтенбло, где тогда располагалась штаб-квартира НАТО, было направлено несколько десятков групп».

Сама операция «Фокус» началась с информационной атаки – при помощи воздушных шаров Венгрию стали забрасывать антиправительственными и антикоммунистическими листовками. В первой половине 1956 года было зафиксировано 293 случая их появления в воздушном пространстве страны. А с вечера 1-го октября 1956 года из района Мюнхена стали выпускать уже тысячи воздушных шаров — они летели волнами, по 200-300 в каждой, и каждый из них нёс от 300 до 1000 листовок...

Венгерский Янукович

Кровавые события начинались строго по закону майдана, то есть — с якобы мирных протестов. 23-го октября 1956 года на улицы Будапешта вышла массовая демонстрация, в которой приняли участие около тысячи человек — студенты и представители интеллигенции. Поначалу демонстранты несли красные флаги, транспаранты, на которых написаны лозунги о советско-венгерской дружбе: мол, мы не против социализма, мы только хотим социализма с человеческим лицом.

Однако к демонстрантам быстро и организованно стали присоединяться радикально настроенные группы, выкрикивающие лозунги уже другого толка. Они требовали восстановления старой венгерской национальной эмблемы, старого венгерского национального праздника вместо Дня освобождения от фашизма и отмены уроков русского языка в школах.

Постепенно демонстранты — про полной растерянности правоохранительных органов — стали захватывать участки полиции и государственные учреждения. Среди них вдруг появились хорошо вооружённые люди, чью одежду украшали эмблемы фашистских организаций.

Высшее советское руководство, когда узнало о событиях в Будапеште, поначалу сильно растерялось. Венгерские партийные боссы не могли сказать ничего вразумительного. На улицы столицы Венгрии были введены наши войска, однако они получили приказ лишь поддерживать порядок, но огня не открывать. Между тем в городе уже вспыхнули настоящие бои между повстанцами и верными руководству страны полицейскими. Под раздачу попали и наши солдаты.

Очевидцы пишут:

«Танкистам пришлось несладко на узких улицах среди враждебного населения. К танкам, стоявшим на перекрёстках, подходили школьники, на которых поначалу не обращали внимания, доставали из портфелей бутылки с бензином и поджигали боевые машины. Из окон постоянно велась стрельба по солдатам, покинувшим танки и укрытия. Отовсюду грозила опасность. Ежедневно транспортные самолёты увозили в Союз раненых и тела погибших»...

Ситуацию усугубляло то, что страной в это время стал руководить глава правительства, ставленник Хрущёва антисталинист Имре Надь. По поводу этой личности до сих пор идут споры: одни его считают «национальным героем» Венгрии, другие — «предателем идей коммунизма». Думаю, что на самом деле этот деятель пытался вести «многовекторную» игру по принципу — и нашим, и вашим. То есть не хотел разрывать отношений с советским товарищами, но в тоже время старался угодить и Западу. В общем, эдакий венгерский Янукович, пытавшийся усидеть сразу на нескольких стульях!

Всё это чётко играло на руку мятежникам. При полном бездействии правительства они фактически захватили Будапешт, переманив на свою сторону не только полицейских, но и некоторые воинские части. А скоро Надь — по уговору западных дипломатов — сам открыто перешёл на сторону повстанцев. Он сразу же потребовал вывода наших войск с территории Венгрии и заодно обратился к Западу с просьбой о поддержке. Это уже был наглый вызов Советскому Союзу!

Сразу после этого все демократические маски были сорваны — наружу полезло кровавое мурло откровенного нацизма. Свидетелем стал корреспондент журнала «Лайф» Джон Саджова, который позднее вспоминал, как убивали сдавшихся полицейских:

«С поднятыми руками вышли шесть молодых офицеров, один очень красивый. Их погоны были сорваны. Быстрый спор. Мы не такие плохие, как вы думаете, дайте нам шанс, говорили они. Я был в трёх футах от этой группы. Вдруг один начал сгибаться. Должно быть, они стреляли очень близко, прямо им в рёбра. Все они упали, как срезанная кукуруза. Очень грациозно. И когда они уже были на земле, восставшие все еще поливали их свинцом. Я три раза был на войне, но никогда не видел ничего более ужасного».

Но и это было ещё не всё :

"Инсургенты рыскали по улицам, отлавливая сотрудников госбезопасности. Их узнавали, разрывали на части или вешали за ноги, порой кастрировали. Пойманных партийных руководителей огромными гвоздями прибивали к полам, вложив в их руки портреты Ленина... Большую роль играли преступные элементы. Всего же в период с 25 по 31 октября на свободу было выпущено 9962 уголовных и 3324 политических преступника, большая часть из первых которых получила оружие, а большая часть вторых включилась в деятельность политических органов повстанцев ".

(Да, как тут не вспомнить созданный после Евромайдана украинский карательный батальон «Айдар», сплошь состоящий из уголовников-садистов!).

В конце концов, венгерские повстанцы стали требовать введения в стране жёсткой антикоммунистической диктатуры по примеру того фашистского режима, который существовал в стране до Второй мировой войны.

«Вихрем» по «Фокусу»

Ситуацию спасла решимость тогдашнего нашего руководства. В Москве ещё сидели люди, прошедшие горнило Второй мировой, потому они быстро оправились от растерянности и начали действовать предельно жёстко. Первым делом во главе венгерских коммунистов поставили бывшего рабочего Яноша Кадара, который хоть порой и критиковал нашу страну, зато был человеком решительным и нашим верным союзником. Кадар быстро собрал уцелевших партийных деятелей под своё крыло — они стали подтягивать к себе оставшиеся верными воинские части и создавать боевые рабочие отряды.

Одновременно органы КГБ и Министерство обороны разработали операцию «Вихрь». На первом этапе этой операции было захвачено военное руководство повстанцев, а на втором этапе — введены советские войска, в том числе и специальные подразделения. Повстанцев в открытом бою разгромили буквально в несколько дней. Имре Надь пытался скрыться в посольстве Югославии, но потом был вынужден сдаться. Его и ещё нескольких коммунистов-ренегатов судил военный трибунал, который всех приговорил к расстрелу...

А Запад так и не пришёл фашистам на помощь. Потому что Москва сразу же предупредила НАТО о том, что любое его открытое вмешательство в венгерские дела будет нами считаться объявлением войны Советскому Союзу — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А ещё Запад узнал о политической позиции венгерского крестьянства. Дело в том, что эта страна по большому счёту была аграрной, крестьяне составляли большую часть населения. После Второй мировой войны они получили помещичью землю и потому вполне лояльно относились к коммунистической власти.

Когда начался фашистский мятеж, крестьяне поначалу заняли нейтральную позицию — мятеж бушевал только в городах. Однако перспектива возвращения бывших помещиков в результате фашистского переворота крестьян явно не вдохновила. Поэтому они с пониманием и даже радушно встретили ввод советских войск. А когда повстанцы попытались организовать партизанское движение, то крестьяне уже полностью встали на сторону красной власти, помогая ей в прочёсывании местности и в уничтожении бандитов. К декабрю 1956 года с фашистским мятежом было окончательно покончено...

... Не знаю, какой урок из тех событий извлекло руководство современной России. Но судя по Украине — урок этот, увы, явно не пошёл впрок.

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2025 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика