Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Узбекистан в прицеле ИГИЛ

Узбекистан в прицеле ИГИЛ

53a6ebd87fda9Эксперты с тревогой сегодня наблюдают за тем, что происходит в Узбекистане, где скончался многолетний президент этой страны Ислам Каримов. Они не исключают, что в стране может начаться смута, которая аукнется не только региону Средней Азии, но и другим странам, включая и Россию...

Дело всё в том, что Каримов был связующим звеном между разными кланами, которые правят республикой — Ташкентского клана, Самаркандского и других. Как говорят сегодня специалисты:

«В основе разделения Узбекистана на кланы лежит территориальный признак, а затем уже национальный. Это позволяет кланам быть достаточно гибкими и при необходимости принимать в свои ряды представителей других национальностей, при условии если вновь принятые разделяют ценности и цели клана.

Всего в Узбекистане на обломках Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств возникли, по разным оценкам, от пяти до десяти кланов. Наиболее сильные — ташкентский и самаркандский кланы, представители которых занимают ключевые посты в республике. Слабее выглядят позиции джизакцев, бухарцев, хорезмцев, кашкадарьинцев, сурхандарьинцев и каракалпаков. Слабые кланы утратили свою самостоятельность и обслуживают интересы более крупных. Но даже крупные кланы неоднородны, так как состоят из различных групп...

Ташкентский и самаркандский кланы вели долгую войну друг против друга за право оказывать исключительное влияние на президента. Однозначного победителя в результате войны не выявилось. Впрочем, учитывая стартовые позиции сторон, ташкентцы скорее выиграли. С другой стороны, наученный горьким опытом, Каримов не позволял слишком уменьшить влияние самаркандского клана, к которому формально принадлежит и сам...».

Таким образом со смертью Каримова нарушился баланс, чреватый клановыми распрями, которые в Азии могут принять кровавый и очень непредсказуемый характер.

На обломках советского рая

И всё же главная угроза состоит вовсе не в смуте правящей верхушки. Обстановкой могут воспользоваться силы, которые способны поднять на дыбы весь регион! Речь идёт о радикальном исламском подполье, которое только ждёт своего часа...

Так получилось, но самые сильные исламистские организации на пост-советском пространстве сложились именно в Узбекистане. Именно здесь сформировалось так называемое «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), которое в 90-ые годы было головной болью для правителей всех среднеазиатских республик.

Основу ИДУ положили исламский проповедник Тахир Юлдашев и бывший советский десантник, ветеран войны в Афганистане Джума Ходжиев (или Джума Намангани). Именно эти люди объединили вокруг себя многочисленные исламские общественные организации — «Адолат уюшмаси», «Исламская партия Возрождения», «Одамийлик ва инсонпарварлик», «Исламская партия Туркестана», «Ислом Лашкорлари» («Воины Ислама», Наманган) и др. — в единую боевую силу, которая бросила вызов официальному Ташкенту, обвинённого в «безбожии».

Особую опасность для режима Ислама Каримова конечно же представлял Джума Намангани, который предпочитал слову реальные террористические дела. По словам аналитиков:

«Вернувшись на родину после армии, он быстро приобрёл репутацию „крутого“ парня. В самом начале 1990-х гг. стал членом боевой исламской группы „Товба“ („Покаяние“). С момента возникновения группы её целью было создание в Ферганской долине исламского государства, живущего по законам шариата. Члены группы обучались теории джихада в его ограниченном понимании — лишь как вооружённой борьбы с „неверными“. Членами „Товбы“ были совершены уголовно наказуемые преступления. Финансирование организации, её вооружение обеспечивались за счёт награбленных средств».

Очевидцы говорят, что особо сложная ситуация сложилась именно в Фергане, ставшая главной базой ИДУ: в 1990—1992 здесь практически не действовали светские законы Узбекистана, милиция заискивала перед исламистами, а людей судили исключительно по законам шариата. Президент Каримов проявил недюжую волю, дабы навести порядок — радикалов объявили вне закона.

Они в ответ учинили в республике ряд террористических актов. А после того, как президент Ислам Каримов начал репрессии, вожди ИДУ бежали в соседний Таджикистан. Там ИДУ приняло активное участие в гражданской войне начала 90-ых на стороне таких же исламских радикалов, а после перемирия узбекские боевики перекочевали в Афганистан, где их радостно приняли в свои ряды талибы и небезизвестный лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен.

Тогда же ИДУ заинтересовались и влиятельные зарубежные силы. По данным «Независимой газеты»

«Свою деятельность на территории Центральной Азии, а также за её пределами ИДУ осуществляет, главным образом, за счёт финансовой поддержки международного исламистского движения и пожертвований состоятельных представителей узбекской диаспоры Афганистана, Турции и Саудовской Аравии.

Помимо этого, ИДУ периодически получает материальную помощь от некоторых спецслужб, в первую очередь, от пакистанской межведомственной разведки ИСИ. (В структуре этой мощной разведывательной организации существуют два отдела, которые занимаются исламистскими группировками центральноазиатского региона, в частности, работают с ИДУ).

Начиная с середины 90-х годов лидеры исламистской оппозиции Узбекистана развернули активную деятельность по мобилизации средств для создания мощной военно-политической структуры узбекских исламистов. Так, еще в 1994-95 годах представители исламской оппозиции Узбекистана собрали крупную сумму пожертвований в узбекских районах Афганистана (как известно, на территории этой страны проживает более двух миллионов этнических узбеков).

Особую роль в создании материальной базы ИДУ сыграл её политический руководитель Т. Юлдашев, известный также под именем Мухаммад Тахир Фарук. В ноябре 1995 года он побывал в Пешаваре (Пакистан), где при посредничестве высокопоставленных офицеров ИСИ провёл переговоры с представителями исламистских организаций Пакистана, Турции и Саудовской Аравии. Помимо прочего, речь тогда шла о предоставлении финансовой помощи узбекским фундаменталистам»...

В 1999 году банды ИДУ числом не менее тысячи человек вторглись в Киргизию, дабы с боем пробиться в Ферганскую долину, где Юлдашев и Намангани собирались учредить отдельное исламское государство. А вот кто непосредственно профинансировал эту акцию:

"Весной 1999 года делегация ИДУ вновь посетила благословенную Аравию. На этот раз узбекские исламисты получили от Фонда «Ибраим бин-Абдулазиз Ибраим» 270 тысяч долларов...

В самом начале августа того же 1999 года в небольшой горный кишлак Хоит на севере Таджикистана прибыли пять личных представителей Осамы бен Ладена. При себе они имели 130 тысяч долларов, предназначенных для группировки военного руководителя ИДУ Джума Намангани. Напомним лишь, что точно в это же время вооружённые отряды клавнокомандующего ИДУ начали свой «священный поход» на родину через территорию Южной Киргизии.

Несколько недель спустя в портовом городе Карачи на южном побережье Пакистана собрались представители исламистских организаций из Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании, Египта, Палестинской автономии, Кашмира, Узбекистана и Чеченской Республики Ичкерия. В ходе состоявшейся встречи было принято решение выделить на продолжение «Священного Джихада против сатанистского режима Каримова» финансовую помощь в размере двух миллионнов долларов. Позднее шеф пресс-центра ИДУ Зубаир ибн-Абдурахман подтвердил, что руководство движения получило от Усамы бен Ладена несколько сотен тысяч долларов на активизацию «священной борьбы против марионеточного, просионистского правительства Ташкента».

Для ликвидации бандитского вторжения понадобились усилия целых трёх республик — Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, которые с большим трудом сумели отразить нападение: да и то при существенной военной помощи России и Казахстана.

Исламисты отступили, но от планов своих не отказались. Они продолжили свои террористические вылазки.

Восток есть восток

А в 2005 годуони спровоцировали массовые беспорядки в Андижане (Ферганская долина), которые едва не закончились новой войной. Непосредственным поводом послужили экономические трудности Узбекской республики — падение уровня жизни, рост цен, массовая безработица. Этим быстро воспользовались находящиеся в подполье исламисты.

Вот что пишет об этих событиях один информационный сайт:

«Ночью 13 мая группа примерно из 35 вооружённых мужчин, которые перешли границу Узбекистана из соседнего Кыргызстана (позже их назвали исламистскими экстремистами), напала на милицейский участок неподалеку от Андижана. Вооружённая группа убила нескольких милиционеров. напала на воинскую часть и захватила имевшееся там оружие для последующей раздачи „широким народным массам“, а затем отправилась к тюрьме, где освободила более двух тысяч заключённых. Далее вооружённые люди в сопровождении нескольких сотен освобожденных заключённых отправились в Андижан, чтобы присоединиться к акциям протеста. В Андижане воцарился хаос...

Утром 13 мая по Андижану пронесся слух о приезде президента Ислама Каримова. Мол, он остановился на обкомовской даче, а днем собирается выступить на площади Бабура. К ней и начали стекаться люди со всех уголков города. Их поток увеличился после традиционной пятничной молитвы: часть верующих прямо из мечетей отправилась слушать выступление президента. Мировые средства массовой информации, представители которых присутствовали в городе, бешено транслировали своё, сугубо антиправительственное видение событий. Площадь Бабура становилась уже состоявшимся киевским «майданом» и будущим египетским «Тахриром», провоцируя масштабный взрыв по всему Узбекистану. Узбекские силовики тем временем смогли занять позиции на крышах, после чего в город вошли бронетранспортёры. А потом из толпы начались выстрелы в сторону сил правопорядка, на которые власти ответили сплошным пулемётным огнём…».

Даже из этого сообщения видно, что это был самый настоящий вооружённый мятеж, начавшийся со зверских убийств сотрудников милиции. И только железная воля, плюс несомненная жестокость президента Ислама Каримова, отдавшего приказ стрелять по боевикам на полное их поражение, не дали опустить Узбекскую республику в пожар гражданской бойни. Увы, ценой сохранённого спокойствия стали около 300 убитых людей...

А какой был выход у Каримова?!

Известно, что на этот мятеж выделили деньги саудиты — разведка Саудовской Аравии, вручила для этих целей ИДУ 500 тысяч долларов для закупки оружия. До сих неясна роль в этих событиях Соединённых Штатов Америки. Не исключено, что они также воздействовали на события, через тех же саудитов. Сайт «Народный собор», тщательно анализируя события в Андижане, писал по этому поводу:

"Примечательно, что в январе 2005 года секретарь посольства США в Ташкенте Майкл Гольдман начинает ходить по домам некоторых узбекских правозащитников и задавать им вопросы из специально подготовленного опросника:

«Как вы думаете, готово ли население республики выйти на массовые митинги протеста?»;

«Можно ли при организации таких митингов опираться на родственников людей, осуждённых по религиозным мотивам?»;

«Что вы знаете об исламской группировке «Акрамия»? (той самой, которая была основным организатором беспорядков в Андижане — И.П.)»;

«Могут ли исламисты прийти к политической власти в Узбекистане после ухода Каримова с поста президента страны?»;

«Кого вы бы хотели видеть президентом Узбекистана после ухода Ислама Каримова?».

По итогам опроса, в середине февраля 2005 года Гольдман пишет в служебном отчете Дж. Пурнеллу, американскому послу в Узбекистане, что «социальная обстановка в стране благоприятна для реализации тактики и стратегии, отвечающим интересам США».

А в конце февраля 2005 года, на американо-узбекском совместном золотодобывающем предприятии «Зарафшан-Ньюмонт» появляется новый заместитель директора — Джозеф Пресел, бывший посол США в Узбекистане. Он же — кадровый сотрудник ЦРУ, бывший первый секретарь посольства США в СССР, выдворенный в 1977 году за шпионаж. Сразу же после приезда новый заместитель директора едет не в Навои, где расположено предприятие, а в Ферганскую долину.

А в конце апреля 2005 года государственный департамент «внезапно» распространяет предупреждение для американских граждан о том, что «Исламское движение Узбекистана» готовит террористические акты на территории республики». Потому им рекомендуется избегать посещений Ферганской долины. Стало ясно, что ждать неких «острых событий» оставалось совсем недолго, а место, где они произойдут, уже «назначено».

В общем, США, похоже, намеревались устроить в Узбекистане нечто похожее на цветную революцию с участием исламским радикалов. Неудивительно, что сразу после Андижана Ислам Каримов тут же поспешил по максимуму свернуть отношения с США. А американцы, в свою очередь, объявили президента «кровавым диктатором» и наложили на него многочисленные санкции...

Они ждут своего часа

После Андижана борьбы с исламистами резко усилилась. Не дремали и узбекские спецслужбы, одни из самых сильных в регионе. Они изнутри раскалывали исламистов, убивали их лидеров, многих рядовых боевиков подвигли вернуться к мирной жизни. Однако ИДУ не исчезло, даже не смотря на гибель первых вожаков — Намангани и Юлдашева.

Движение с новыми лидерами продолжило своё существование, укрывшись в горах на стыке Пакистана и Афганистана. А с образованием на Ближнем Востоке ИГИЛ в 2014 году принесло присягу эмиру этого террористического государства, грозя вернуться на узбекскую землю. Примечательно, что узбеки составляют значительное число тех, кто сегодня воюет в Сирии на стороне ИГИЛ — многие из них готовятся вернуться на родину с оружием в руках.

Сегодня их мечта со смертью Ислама Каримова вполне может осуществиться. Боюсь, ситуацию усугубляется ещё и тем, что в элите страны найдётся немало тайных сторонников исламистов.

Вот буквально на днях в ИГИЛ объявили, что отныне военное крыло террористов возглавит бывший заместитель министерства внутренних дел Таджикистана, бывший командир таджикского ОМОНа и бывший полковник Гулмурод Халимов. Этот человек когда-то входил в таджикскую элиту, получил хорошее военное образование в России в в США... Но однажды взял и в конце мая 2015 года ушёл в ИГИЛ. Позднее он выступил с видеообращением к соотечественникам, заявив, что не хочет оставаться в Таджикистане, где «мужчины не могут свободно носить бороду, а женщины — хиджаб», и призвал подчинённых последовать его примеру.

Вы думаете, что у узбеков нет таких же? Наверняка есть. Они хоть и не выступают открыто, как полковник Халимов, но всё же явно ждут своего часа. И если эти люди перехватят власть, то просто страшно подумать, что произойдёт потом...

Что же касается России, то надо помнить, что узбекские экстремисты имеют с нашими исламистами давние и устойчивые связи. По данным «Независимой газеты»:

«Помимо Афганистана и Пакистана, узбекские исламисты перенимали также богатый боевой опыт у своих единоверцев на Северном Кавказе, в тренировочных лагерях Чеченской Республики Ичкерия.

Связи исламской оппозиции с Чечнёй были установлены еще в самом начале 90-х годов через чеченскую диаспору Средней Азии, а также при содействии различных происламистских организаций выходцев с Кавказа, действующих на территории Турции. Сотрудничество с чеченскими исламистами оказалось весьма результативным для военного крыла ИДУ. Так, с помощью Хаттаба на территории Чечни был создан специальный тренировочный лагерь для узбекских исламистов, получивший название „Узбекский Фронт“. В июне 1997 года один из ближайших соратников Т. Юлдашева, Абдуллаев Бахром, выехал в Чечню, где провел переговоры с Хаттабом об организации специальных курсов военной подготовки для боевиков ИДУ. В дальнейшем, в соответствии с достигнутой между ними договоренностью, в тренировочных лагерях „Исламского института Кавказа“ прошли обучение более 300 узбекских исламистов.

Всего на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Чечни за последние двадцать лет получили специальную военную подготовку несколько тысяч боевиков ИДУ.».

Так что, если узбекские исламисты взорвут свою страну, то, с учётом их российских связей, жди обострения и на нашем Кавказе, где и без того обстановка далека от идеальной...

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Польза зеленого чая с жасмином в Санкт-Петербурге смотри в tea-dolina.ru.
Яндекс.Метрика