Как России следует оценивать выборы в Болгарии и в Молдавии?
Западная пресса в панике! Россия, утверждают некоторые тамошние издания, после победы американца Дональда Трампа нанесла новый удар. На этот раз в Молдавии и в Болгарии...
На прошедших в минувшее воскресенье выборах в этих странах президентских победили якобы пророссийские кандидаты. Так, в Молдавии лидирует с 52,98% голосов председатель Партии социалистов Молдавии Игорь Додон. А в Болгарии — с 59,35% — победу одерживает выдвинутый местными социалистами генерал Румен Радев.
Газета «Уоллт-стрит Джорнел» пишет по этому поводу, что одним из основных предвыборных лозунгов генерала были как раз улучшения отношений с нашей страной. А Игорь Додон вообще готов пойти навстречу любым пожеланиям Кремля, вплоть до признания Крыма частью России
«Я сильно улучшу отношения Молдавии и России. Эти отношения очень важны для жителей страны», — цитирует газета предвыборное обещание Додона...
Насколько верны все эти прогнозы?
Думаю, что здесь не так всё просто. Начнём с Болгарии.
Гниловатые братушки
Это полностью оккупированная НАТО и Евросоюзом территория. В своё время здесь были проведены масштабные чистки местной политической элиты, в результате чего были убраны мало-мальски влиятельные люди, которые в хоть какой-то мере искренне симпатизировали России и нашим давним исторически связям.
А ещё полный контроль устанавливается над правящей местной элитой. Вот что об этом говорят сами болгары:
«У нас осталось то же самое коррумпированное правительство, те же самые продажные чиновники, что и раньше, только теперь помноженные на жёсткие нормативы, правила, методики Евросоюза. Да, они выдают нам какие-то транши на развитие, но куда деваются эти деньги – никто не знает. Всё оседает по карманам чиновников, и даже если куда-то доходит, то только под «своих» и на «свои» проекты».
То есть, вы можете исповедовать любые взгляды и принадлежать к любой партии, можете воровать что угодно и сколько угодно. Самое главное – быть верным США и Евросоюзу. В противном случае вам просто не позволят заниматься политической деятельностью.
И потому нередко складывается просто парадоксальная ситуация – сегодня, например, почти 70% болгар выступают за сближение с Россией, а вот все основные болгарские политические партии чётко занимают антироссийскую позицию – по прямой указке лидеров ЕС и Америки. И сменить эту компрадорскую элиту легальным и мирным путём уже не представляется возможным!
Яркий пример тому — поведение болгарских политиков после прихода к власти правого правительства Бойко Борисова несколько лет тому назад. Они сразу заморозили все совместные проекты с Россией — от культурных связей до газопровода «Южный поток». Но самое вопиющее наблюдалось со строительством атомной станции «Белене», которая могла сделать Болгарию не просто энергонезависимой от внешних партнёров, но и важным экспортёром электроэнергии на весь Балканский полуостров.
Сам контракт на строительство был заключён с Росатомом, но в 2012 году после смены власти строительство заморожено, несмотря на протесты местного населения. Теперь Болгария вынуждена выкупать «зелёную» энергию ветрогенераторов и солнечных батарей, которая в два раза дороже мегаватта АЭС! Стоимость электроэнергии в Болгарии одна из самых высоких в Евросоюзе, а заработные платы, наоборот, самые низкие.
И что примечательно, последовавшее следом ухудшение отношений с нашей страной не вызвало особых протестов в самом болгарском обществе. Мало того, хамство по отношению к нашей стране продолжилось. Так, «неизвестные» местные художники регулярно раскрашивают в клоунские цвета памятник нашим солдатам, освобождавших страну от фашизма в 1944 году. И пока не слышно, чтобы хоть кого-то привлекли за этот вандализм!
А недавно пока ещё действующий президент Болгарии Росен Плевнелиев прямо заявил немецким журналистам:
«Жизнь в Европе разделилась на два периода: до и после аннексии Крыма. Никто не верил, что европейские границы можно изменять с помощью силы. Россия больше не придерживается правил, которые действовали для Советского Союза. Нынешняя ситуация опаснее, чем в годы холодной войны. Для меня очевидно, что Путин видит в ЕС противника и пытается его ослабить. У нас у всех есть доказательства, что Россия пытается дестабилизировать Европу...
Украинский кризис не урегулирован. Разве замороженный конфликт — это решение? Таким способом Россия подчиняет себе другие страны. Я против смягчения санкций. Мы должны продемонстрировать силу и при определенных обстоятельствах даже ужесточить санкции»...
Правда, новый президент генерал Румен Радев вроде бы выступает против таких призывов и наоборот, даже ратует за отмену санкций и за сближение с Москвой. Но вот насколько далеко он в реальности готов пойти? Тем более, генерал относится больше не к сторонникам России, а к так называемым евроскептикам, выступающих не за выход, а за реформы Евросоюза. Как говорят сегодня специалисты:
«Большинство экспертов признают, что победа Радева — это не результат его ориентированности на Россию, о которой так много пишут, а скорее итог антироссийской политики, проводимой правящей партией „Граждане за европейское развитие Болгарии“...
Если же рассматривать фигуру Радева вне штампов, то точнее будет его назвать национально ориентированным политиком, поскольку он заинтересован в сотрудничестве и с ЕС, НАТО, но также намерен сотрудничать и с Россией».
И потому вряд ли генерал — по самым острым вопросам — на деле решится пойти вопреки воле ЕС, особенно и по проблемам с нашей страной ...
Цыганка-молдованка
Не всё ясно и с молдаванином Игорем Додоном. Его также нельзя назвать стопроцентным сторонником России. Пророссийские силы скорее просто поддержали его на этих выборах — в противовес проевропейской политической коалиции, которая ныне находится у власти. Об этом мне не раз говорили знакомые аналитики из Молдавии
Настораживают и призывы Додона налаживать одновременно хорошие отношения и с Россией, и с Европой. То есть — налицо попытка усидеть сразу на двух стульях. Это мы в Молдавии уже проходили, когда много лет страну возглавлял главный молдавский коммунист Владимир Воронин. Он тоже много чего обещал России — и введение русского как второго государственного языка, и интеграцию в Таможенный союз, и урегулирование отношений с мятежным, русскоязычным Приднестровьем...
Но всё это осталось только на словах — в реальности Воронин вёл закулисные шашни с Западом. Приведу на сей счёт мнение молдавского политолога Богдана Цырди, высказанное им на заседании Изборского клуба:
«В 2001 году приходит к власти партия коммунистов. Она приходит на идеях евразийской интеграции, то есть вступление в союз с Россией, Беларусью. Но уже в 2002 году отказывается от своих же идей, провозгласив курс на европейскую интеграцию.
В 2003 году происходит отказ от подписания плана Козака по урегулированию конфликта с Приднестровьем. Я думаю, здесь особо объяснять не надо — все понимают, что у Владимира Николаевича Воронина, тогдашнего президента, сын был миллиардером, который держал свои капиталы на Западе.
И ночью госпожа посол Хетер Ходжес позвонила, потом пришла лично в резиденцию Воронина, сказала про план Козака, который обозначал объединение страны под федеративным устройством, 20 лет российская армия будет находиться в Молдове: „Если ты подписываешь этот план, ты потеряешь капитал, мы тебя дискредитируем, мы бросим информацию о твоих бизнес-связях с Приднестровьем“, и так далее, и тому подобное.
Воронин испугался, произошло то, что произошло. Тогда, с нашей точки зрения, был первый серьёзный международный провал команды президента (Д.Козак) и Российской Федерации на таком крупном уровне. Это был серьёзный удар, я вам хочу сказать, что именно с 2003 года Молдова фактически разворачивается геополитически полностью в сторону Запада.
В 2005 году происходит серьёзнейший момент, серьёзный этап внешнего управления – это подписание плана Молдова-ЕС, которой оформил процесс политической субординации страны к Западу. Этот план подразумевал внедрение европейского законодательства, более того, этот план Молдова-ЕС подразумевал, что для неправительственных организаций открывается огромный доступ к власти. То есть, неправительственным организациям позволялось войти в разные коллегии министерств.
Ключевым, являлся год 2006, когда Молдова подписала план действий с НАТО. Я разговаривал с многими политологами правого толка, они в лицо говорили „Воронину нужно памятник поставить“, потому что он благодаря этому плану Молдова-НАТО, в принципе, на блюдечке принес Молдову Западу. План на деле означал навязывание военно-политического контроля над страной. Тогда же был подписан меморандум с МВФ (экономическое подчинение страны).
Благодаря подписанию этих документов, фактически, началась реформа, а в реальности — зачистка силовых органов от пророссийских элементов. Начали заводиться стандарты НАТО, начали внедряться разные кодовые управленческие модули НАТО, и так далее. И всё привело к тому, что сегодня силовики, то есть и армия, и МВД, и Служба информации и безопасности, то есть наше МВД, наше ФСБ местное, контролируются представителями НАТО и Румынии».
А в 2009 году фактически произошёл правый переворот, к власти пришли полностью прозападные политики. С тех сформировался механизм внешнего управления страной.
Богдан Цырдя:
«Что мы имеем сегодня? Каковы формы и лики внешнего управления?
Во-первых, согласно договору об ассоциации был сформирован Совет Европейского Союза и Республики Молдова, чьи решения обязательны для страны.
То есть, это наднациональная структура, надконституционная структура, которая обязывает своими решениями и правительство, и парламент, проводить решения, принятые этим советом в жизнь. Понимаете? То есть это уже сформирована конструкция внешнего управления.
Второе, с 2009 года страной напрямую управляют высшие чиновники с двойным гражданством. В самом альянсе где-то 30 человек, которые имеют двойное гражданство, румынское то есть. Конституционный суд Молдовы, из шести членов конституционного суда пять представителей с румынским гражданством, то есть это граждане Румынии.
И этот Конституционный суд принял очень много решений, которые ударили очень жёстко по молдавскому суверенитету (к примеру, они включили декларацию независимости от 27-го августа 1991 в текст конституции, объявив что её текст выше самой конституции. А ведь декларация фактически упраздняет молдавскую государственность, признавая Республику Молдова частью Румынии). Во всех министерствах не европейские, а румынские советники, которые проводят жёстко повестку Европейского Союза и повестку Румынии...
Как и в соседней Украине, ключевые министерства, то есть минобороны, министерство финансов, министерство образования, – здесь находятся лица, прошедшие стажировки в США, во Всемирном банке, или сотрудничающие с соответствующими органами.
К примеру, министерство обороны. Здесь господин Виталий Маринуцэ, который окончил американский колледж и который работал в американской армии. С 2015 года министром становится Виорел Чиботару, который руководил центром НАТО в Молдове, руководит всевозможными прозападными НПО (IPP, IESP).
Минобразования — Майя Санду, сотрудник Всемирного банка.
Минфин — Вячеслав Негруцэ, человек, который работал в программах Всемирного банка, ООН (UNDP), при USAID и в других программах.
Четвёртый момент – это совместные заседания правительств Молдовы и Румынии. То есть, вы представляете себе такое, чтобы правительство России заседало совместно с правительством, Германии?! Во время заседания вам дают указания, что вы должны делать, какие вы должны принимать решения, какие нужно внедрять реформы, и так далее.
В-пятых, про командные пункты внешнего управления. Фактически, центр внешнего управления Молдовы – это посольство США – это раз, два – посольство Румынии, и только на третьем месте, с моей точки зрения, по крайней мере, это посольство делегации ЕС в Республике Молдова. Сегодня посол США уже выходит открыто и даёт указания что и как нужно делать.
Вот не принимается бюджет, он приходит, вызывает лидеров альянса в посольство, даёт им нагоняи, это снимается на видео, показывают в СМИ, понимаете? На второй день принимается бюджет. Или последний казус. Пару месяцев назад приехала делегация ЕС в Молдову, и дошло до того, что они даже не захотели в резиденцию президента или в канцелярию правительства зайти. Они остановились в аэропорту, созвали туда всех трех лидеров альянса, дали им там нагоняи. Потом через минут 20 сели в самолёт, улетели. Я разговаривал с советниками болгарского посольства, они мне в лицо говорили: „Богдан, ну мы тоже, конечно, полуколония, но нас ещё так не унижали, чтобы прямо в аэропорту. К нам приходят красиво в резиденцию, дают там нагоняи, но не показывают это публично“.
Короче, все грани перешли!
Шестой момент тоже важен. На сегодняшний день в Молдове создан жёсткий механизм сетевого контроля за властью и гражданами. Неправительственные организации входят во все коллегии министерств, имеют отдельные договора о сотрудничестве со всеми министерствами в Республике Молдова, с парламентом, правительством, Национальной антикорупционным цетром, ЦИК-ом, и т.д. Более того, договора о сотрудничестве имеются с министерством обороны, службой информации безопасности, с прокуратурой и так далее.
Большинство этих НПО, безусловно, финансируются напрямую Соединёнными Штатами или их сателлитами!
Седьмой пункт – Румыния. Румыния в 2010—2011 годах навязала Молдове целую сеть договоров, в результате которых альянс находится под очень жёстким контролем не только посольства США, но и его главного адвоката в Молдове, это Румынии. Мы имеем договора между СИБ Молдовы и румынской службой информации безопасности. Мы имеем договора между между министерством обороны и румынским соответствующим ведомством.
В результате этого в СМИ была информация, – что СИБ-ом была передана вся база данных граждан республики Молдова соседнему румынскому государству. В 2011 году в СМИ появилась информация, что Молдавия подписала соглашение с Румынией о том, что румынские части жандармерии могут участвовать в подавлении любых общественных беспорядков на берегах Днестра. Эта даёт возможность „попросить“ Румынию, страну НАТО, о внешнем вмешательстве! Данного договора никто не видел. Возможно, есть устная или секретная договорённость.
Более того, в Молдове, уже открыто говорят о том, что молдавский проект к 2018 году должен прекратить своё существование, он должен быть частью румынского проекта. Всё это подводится под столетие Великой Унии (1918 г., когда Бессарабия стала частью Румынии вследствие развала Российской Империи). И что независимость такого государства, как Молдова, должно просто-напросто быть прекращено. Многие политологи вполне серьёзно утверждают, что американцы фактически приняли решение о поглощении Молдовы соседней Румынией!».
Впрочем, Богдан Цырдя считает, что ещё не всё потеряно — в стране из года в год растут симпатии к России, более половины всех выезжающих на заработки молдаван едут именно в нашу страну, а русский язык остаётся самым распространённым среди граждан Молдавии. А ещё Молдавия не является полноценным членом ЕС, поэтому Запад не всё может контролировать. Кроме того, позиции «евроинтеграторов» сильно подорвал многочисленные коррупционные скандалы — прозападные политики оказались большими ворами.
Как ни странно, но лучше всего об этом сказал депутат украинской Верховной Рады от партии «Батькивщина» Сергея Власенко. По его словам:
«Больше всего к скепсису по европейскому выбору граждан приложились в Молдове те, кого называют евроворы. Это те, кто на лозунгах европейской интеграции пришли ко власти и начали воровать средства из государственного бюджета Молдовы – и украли миллиард. Это то, что почти доказано в Молдове... К сожалению, в этом мы достойно следуем этому примеру Молдовы. Пришли на лозунгах европейского развития и воруют деньги из государственного бюджета».
Совокупность всех этих факторов и привела к власти социалиста Игоря Додона, которому, как мы уже убедились, предстоит просто титаническая работа по преодолению тяжёлого наследия «евроинтеграторов». И вопрос ещё — возьмётся ли он за эту работу вообще? Или предпочтёт пойти по пути коммуниста Воронина?
Так что я бы пока поостергёся от восторгов по поводу событий в Болгарии и в Молдавии. Посмотрим, как в реальности поведут себя победители. Тогда и дадим им однозначную оценку.
Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»