Конец эпохи грантоедов
О том, что наступили новые времена, стало понятно сразу же, как только украинские политики в массовом порядке принялись чистить странички в Фейсбуке, удаляя хвалебные оды г-же Клинтон и негативные посты о нынешнем президенте США.
С украинскими политиками — полбеды, они сориентировались и теперь всячески поддерживают нового хозяина Белого дома в его начинаниях, пишет украинский еженедельник «2000».
Хуже тем организациям, которые долгие годы своего существования связывали с заокеанскими партнерами, проще говоря — жили за счет грантов, прежде щедро раздаваемых правительством Соединенных Штатов.
А вот теперь, судя по всему, щедрот не будет.
USAID «урезают» на треть
Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) значится как «донор» или «партнер» в списках многих украинских общественных организаций, специализирующихся в области медиапространства и социологии.
Собственно, агентство создавалось как центральный орган госуправления Соединенных Штатов для оказания помощи за рубежом. Администратор USAID, а также его заместитель назначаются президентом США с согласия сената. Свои действия, как сказано в уставе, агентство координирует с госсекретарем США.
Так что вряд ли у кого-то возникают сомнения на предмет того, сотрудничают ли отечественные получатели грантов, как они уверяют, лишь с зарубежными «неправительственными организациями» (при этом упоминая USAID) или не только.
Но отныне само агентство готовится к не лучшим временам. В соответствии с новым бюджетом администрации Трампа ассигнования на работу госдепа в 2018 г. будут сокращены на $ 10,1 млрд. По данным Reuters, госдепартаменту и USAID предлагается выделить бюджет в размере $ 25,6 млрд., что на 28% ниже текущих расходов.
«На Украине USAID предоставляет помощь в таких сферах, как: экономическое развитие, демократия и управление, здравоохранение и социальный сектор, — цитирую business. vesti-ukr.com. — Начиная с 1992 г. Агентство США по международному развитию предоставило Украине техническую и гуманитарную помощь на сумму порядка $ 1,9 млрд. Впрочем, сокращение финансирования украинского направления после избрания Трампа президентом США было прогнозируемым».
Так что, скорее всего, новую финансовую политику Белого дома, так сказать, весьма и весьма ощутят на себе, в частности, такие организации, как «Интерньюс-Украина» internews.ua (на веб-страничке указано спонсорство USAID), равно как и «Детектор-медиа» osvita.mediasapiens.ua или Институт демократии им. Пилипа Орлика idpo.org.ua, не говоря уж об Институте массовой информации imi.org.ua.
Менять риторику?
«Трамп — бизнесмен и будет очень ориентирован на бизнес. Если американскому бизнесу мы будем интересны, он будет положительно смотреть на Украину. Но деньги на ветер он выбрасывать не будет. Это значит, что программы финансирования нашей страны могут уменьшиться», — еще осенью 2016-го говорил исполнительный директор Международного фонда Блейзера (The Bleyzer Foundation) Олег Устенко, подчеркивая, что «слишком рассчитывать на программу кредитных гарантий уже не стоит. Изменится подход к оценке наших реформ. Трамп точно не будет закрывать глаза на невыполнение обещаний». При этом эксперт предполагал, что «мы можем получить поддержку через такие структуры, как OPIC. Это — государственная организация, занимающаяся вопросами страхования американского бизнеса. Если я, как американский бизнесмен, доказываю американскому правительству, что мне выгодно зарабатывать на Украине, и я плачу налоги с этого в американский бюджет, то я могу получить страховку, которая гарантирует, например, возврат 95 центов с каждого доллара, вложенного в Украину (на случай переворотов или других катаклизмов). Вот такого рода каналы могут быть задействованы».
В то же время директор Центра восточноевропейских перспектив в Вашингтоне г-н Воробьев, отвечая на вопрос издания «Апостроф» по поводу того — изменится ли риторика Вашингтона по отношению к украинскому государству с приходом Трампа, высказал такое мнение: «Хуже риторика не станет точно… С другой стороны, все, с кем мне удалось пообщаться, говорят, что заявления Трампа-кандидата и заявления Трампа-президента совершенно разные: не будет у него такой свободы, которая была во время дебатов или других публичных мероприятий».
Но теперь, когда глава Белого дома уже вступил в свои права, можно несколько и засомневаться в утверждениях г-на Воробьева: на самом деле американский президент весьма последователен.
Во время избирательной кампании обещал гражданам «не пускать деньги налогоплательщиков на ветер, как делалось при Обаме», вот теперь и воплощает это в жизнь, жестко сокращая расходы госдепа.
Кстати, буквально за несколько дней до инаугурации президента США начальник Генштаба — главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал армии Виктор Муженко заявил агентству «Укринформ», что «армия в 2017-м получит значительную летальную военно-техническую помощь от Соединенных Штатов Америки», и что «в оборонном бюджете США на помощь Украине предусмотрено 350 млн долл., из которых 300 млн долл. — для ВСУ».
А через полтора месяца — в марте с. г.— стало известно, что Комитет по ассигнованиям нижней палаты конгресса США предложил выделить на поддержку ВС Украины $ 150 млн. А это — вдвое меньше суммы, выделенной на военную помощь Украине в 2016 г.
В проекте оборонного бюджета США сказано, что деньги могут быть предоставлены Украине до 30 сентября 2017 г., но выделенные средства не могут пойти на приобретение или транспортировку переносных зенитных ракетных комплексов, на что в принципе рассчитывало МО Украины.
Без четверти двенадцать
Первый телефонный разговор Дональда Трампа с Петром Порошенко состоялся сравнительно поздно, лишь 4 февраля, да и то в 23.45 по киевскому времени, когда новоизбранный глава Белого дома уже провел переговоры с большинством мировых лидеров. Об этом отечественные аналитики предпочитают не упоминать.
Как, впрочем, и о том, что за полгода до первого контакта — в сентябре 2016-го — в Нью-Йорке г-н Трамп, тогда еще в ранге кандидата на пост президента США, категорически отказался от встречи с президентом Порошенко, хотя «украинское лобби» в конгрессе и настаивало.
О том, что наконец-то сказал по телефону Петр Алексеевич Дональду Трампу, тут же стало известно пользователям Твиттера благодаря посту украинского президента: «Подякував Главі Білого дому за тверду підтримку суверенітету та територіальної цілісності України».
Пресс-секретарь президента г-н Цеголко в Фейсбуке выложил расширенную информацию: «Петр Порошенко поздравил своего коллегу с инаугурацией на посту главы Соединенных Штатов и высказался за активизацию диалога на всех уровнях с новой американской Администрацией. Собеседники обсудили вопросы укрепления стратегического партнерства между Украиной и США».
А посол Украины в США г-н Чалый на своей странице в соцсети «отрапортовал» таким образом: «Состоялся конструктивный, прагматичный и своевременный разговор президентов Украины и США Петра Порошенко и Дональда Трампа. По сути контакты лидеров наших государств становятся системными. Просто работа. Большая двусторонняя и геополитическая работа. Доверие взаимное есть, и это — главное».
«В ходе телефонного разговора лидеры США и Украины обсудили ряд вопросов, в том числе затянувшийся конфликт России и Украины. Трамп подчеркнул, что США намерены работать и с Украиной, и с Россией, также со всеми вовлеченными в конфликт сторонами для „восстановления мира вдоль границы“, сообщается в пресс-релизе на сайте Белого дома. За неделю до этого, 28 января, Трамп провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным, в ходе которых главы государств обсудили положение дел на Украине», — напомнил веб-портал RBC.ru.
Так что, вероятно, правы те эксперты, которые не торопятся прогнозировать, дескать, новая администрация США однозначно примет все же сторону Украины.
И это касается не только конфликта в Донбассе, но и многих общественных программ, которые изначально были завязаны преимущественно на финансовой помощи от иностранных источников.
Начало конца «эпохи грантоедов»
На решение Вашингтона резко сократить расходы — прежде всего для USAID — живо откликнулись соцсети.
«…Выражение «только грантоеды» не может дать полного представления о том, сколько в действительности людей на Украине и в России занято в грантоедском бизнесе, — цитирую gwinplane.livejournal.com. — А задействовано там очень немало — за два десятилетия была создана очень обширная сеть по всей стране, отдельные сегменты которой имели достаточно сильное влияние на власть — как на местную, так и на центральную. Майдан, собственно, и случился во многом благодаря деятельности грантоедов, элита которых сейчас получила депутатские корочки и возглавляет различные комитеты Верховной Рады.
…Легитимация Трампа как президента США с большой долей вероятности приведет к очень ощутимому сокращению финансирования из бюджета различного рода паразитов-грантоедов по всему миру… Говорить о том, что оно прекратится совсем, глупо. Будут финансироваться различные конторки, особенно в регионах, представляющих наибольший интерес для США. Вероятнее всего, это будут страны Евросоюза, но гранты будут уже далеко не в тех объемах, которые были при неолибералах".
Как бы то ни было, но можно понять беспокойство отечественных получателей грантов. Поскольку, кроме спонсора USAID, другие финансовые источники тоже, скорее всего, не особо будут шиковать при Трампе.
К примеру, уже упомянутая организация «Детектор-медиа» на своем сайте пишет, что «має підтримку з боку міжнародних донорських організацій, зокрема Посольства США, Міжнародного фонду „Відродження“, NED». О поддержке, в частности, организацией NED сообщает и Институт демократии им. Пилипа Орлика.
Тогда вопрос: из каких источников питается NED? Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy) — американская организация, основанная в 1983 г. конгрессом США и финансируется им же.
Или взять, допустим, «Украинский кризисный медиацентр»: он сообщает, что является исключительно общественным проектом.
«Однако источником поддержки указана не общественность, а иностранные организации — посольство США, МФВ, американский Фонд поддержки демократии, агентство «Интерньюз», — цитирую strana.ua.
Что же касается уже упомянутого Института массовой информации, то он исправно представляет финансовые отчеты. Так что сейчас на веб-страничке можно увидеть — кто и сколько давал денег в 2016-м.
Посольство США поучаствовало почти 645 тыс. грн., а вот больше всех перечислил Freedom House — 4371609,30, что составляет 30,7% поступлений.
И хоть Freedom House считается неправительственной организацией со штаб-квартирой в Вашингтоне, тем не менее ее бюджет почти на 80% формируется за счет грантов, которые в свою очередь финансируются правительством США.
Светлана Васильева, «Газета 2000» (Украина)