Вы находитесь здесь: // Архивы не молчат // Египет как серьёзное предупреждение России

Египет как серьёзное предупреждение России

 В Египте сегодня проходит судебный процесс над бывшим президентом Хосни Мубараком. Неважно, как и чем закончится этот процесс — обвинительными ли заключением или оправданием. Главным остаётся одно: Мубарака судят и судят под мощным давлением массового народного недовольства. Кажется, египтяне решили сделать из бывшего президента настоящего «козла отпущения», главного виновника всех имеющихся бед и проблем Египта. Такова к нему ненависть!

Ряд ведущих российских аналитиков уже обратили внимание на то, что события в Египте могут иметь продолжение и в других странах мира. Сам ход развития этих государств, их многочисленные неразрешённые противоречия вполне могут привести к таким же революционным последствиям. Любопытно, что среди наиболее вероятных кандидатов на революционный переворот называют и... Россию! С одной стороны, напрямую сравнивать нас с Египтом сложно — слишком разные мы и по историческому менталитету, и по общему уровню развития.

Однако косвенных параллелей между нашими странами — хоть отбавляй...

Он был славным парнем

Прежде всего обратим внимание на тот факт, что нынешние правящие элиты — как России так и Египта — пришли к власти на волне небывалых народных чаяний и ожиданий. Мы помним, что режим Владимира Путина возник во многом благодаря разочарованию народа беспределом 90-х годов, когда безнаказанно разрушалась национальная экономика, когда народ опустили в полную нищету, когда страной фактически управляли олигархи-спекулянты при почти полном параличе официальной власти.

После такой вакханалии само появление Владимира Путина с его энергичной политикой усиления государственной власти и наведения порядка в экономике стало для нашей страны настоящим глотком свежего воздуха и породило надежды на скорое возрождение России...

Примерно в таких же условиях на египетской политической сцене появился и генерал Хосни Мубарак. Его предшественник, президент Анвар Садат, был сродни нашему Ельцину. Садат так же праздно царствовал, но в реальности ничем не управлял, отдав страну на растерзание своему мафиозному родственному клану, чьи аппетиты просто не знали пределов! Именно этому клану достались все основные лакомые куски египетской собственности, которые Садат чисто по чубайсовским рецептам приватизировал в пользу своих.

Одновременно страну объявили «открытой» для иностранных инвестиций. Но вместо нормальных инвесторов в Египет пришли всевозможные международные спекулянты и аферисты, которые, не вкладывая ни доллара в национальную экономику, занимались исключительно тёмными биржевыми операциями, щедро делясь при этом своими грязными доходами с насквозь прогнившим правящим режимом.

В результате уровень жизни народа стал стремительно падать, экономика оказалась перед угрозой полного краха. Египет увяз в многомиллиардных внешних и внутренних долгах, и страна встала на грань революционного взрыва...

Анвар Садат был убит мусульманскими радикалами в 1981 году во время одного из красочных парадов, на которых президент любил проводить чуть ли не всё своё время. Его место занял вице-президент Египта Хосни Мубарак.

Это был очень удачный выбор. Выходец из небогатой семьи, Мубарак был известен прежде всего как боевой офицер, лётчик, храбро воевавший на трёх войнах. Его авторитет в армии и в обществе был огромен. К тому же на посту вице-президента Мубарак выгодно отличался от прочих представителей садатовского режима — жил и одевался скромно, не принимал участия в сомнительных коммерческих операциях, все свои силы отдавал исключительно работе.

Поэтому народ воспринял его приход к власти с большой надеждой. И надежды эти он во многом оправдал.

Его правление началось с беспощадной борьбы с коррупцией, когда за решёткой оказались многие олигархи из клана Садата, а их собственность вернули государству. Таким образом, государство сосредоточило в своих руках все основные производственные мощности страны. Одновременно Мубарак серьёзно скорректировал политику привлечения иностранных инвестиций: спекулянты были изгнаны, а в страну стали пускать лишь те зарубежные компании, которые серьёзно вкладывались в развитие национальной промышленности и экономики.

Особо стоит выделить инвестиции в развитие иностранного туризма на курортах Красного моря. Благодаря усилиям президента Мубарака и его инвестиционной политике туризм стал одним из основных источников пополнения государственной казны наряду с такими традиционными статьями дохода Египта, как экспорт сельскохозяйственной продукции, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов.

Ещё одним важным источником пополнения бюджета стала успешная внешняя политика Мубарака. Умело балансируя между мировыми державами на Ближнем Востоке, он сумел заставить Запад — за политическую лояльность в палестино-израильском вопросе — выплачивать Египту огромные безвозмездные субсидии. Только США в виде всевозможных займов, кредитов и иной международной помощи отчисляли Египту по нескольку миллиардов долларов ежегодно.

К концу его правления годовой доход на душу населения в стране достиг порядка двух тысяч долларов. Это втрое больше, чем было до Мубарака...

Не забывал президент и о социальных приоритетах. Как раз при нём для большинства египтян стало доступным среднее и высшее образование: сейчас грамотностью охвачено свыше 71% жителей, что для арабских стран очень много. По распоряжению президента ежегодно из казны выделялись огромные суммы на субсидирование товаров первой необходимости для самых бедных и незащищённых слоёв населения, на нормальное медицинское обслуживание всех египтян без исключения.

Как результат — резко выросла средняя продолжительность жизни. Если в конце 70-х годов эта продолжительность составляла около 50 лет, то сейчас — 72 года...

Царство лёжа на боку

Так что же привело Египет к новой революционной ситуации? Почему ещё каких-нибудь пять — шесть лет назад Мубараку доверяло почти 90% жителей Египта, а сегодня столько же людей его готовы разорвать на части ?

Думается, что проблема заключается прежде всего в самом Мубараке. Как это нередко случается со многими выдающимися людьми, он на волне своей первоначальной кипучей деятельности и народной популярности возомнил себя незаменимым правителем. Ему стало казаться, что никто, кроме него, не может справиться с задачами, которые стоят перед страной. Поэтому он регулярно переизбирался с одного президентского срока на другой, тем самым растянув своё правление на тридцать лет.

Между тем, годы и возраст брали своё, сил на всё уже чисто физически не стало хватать. И постепенно, возможно даже незаметно для самого Мубарака, власть стало прибирать его окружение, которое, как и сам президент, также не менялось годами.

Это окружение от имени президента фактически узурпировало главные и ключевые должности государства. Это же окружение постепенно перераспределило на себя и получаемые страной доходы, фактически сведя на нет все социальные программы Мубарака. Министры стали купаться в невиданной роскоши, а немалая часть египтян при этом влачила жалкое существование, нередко всего на один доллар в день...

Следствием всего этого стала тотальная коррупция в государственном аппарате и кумовство, когда к любой руководящей должности в Египте можно было пробиться лишь за взятку или исключительно по родственным связям. Тем самым большая часть населения Египта оказалась лишённой перспектив в собственной стране.

Вот что по этому поводу сказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:

«В Египте произошёл страшный разрыв между населением и властью. Власть превратилась в отдельно взятую группу, замкнутую саму на себя. Революции всегда происходят в странах, где средний слой не вовлечён в управление и не видит для этого никаких возможностей».

Если бы Мубарак, как говорится, держал руку на пульсе и имел доступ к объективной информации о положении дел, то наверняка — учитывая его искренний и неподдельный патриотизм — предпринял бы необходимые оздоровительные меры. Но, увы, доступ стареющего президента к информации так же был умело приватизирован окружением, которое угодливо докладывало главе государства лишь о его небывалой популярности, о том, что всё в Египте хорошо, что народ по-прежнему дружно поддерживает правящую национально-демократическую партию (кстати, прозванную в стране «партией чиновников»).

Так президент стал жить весьма опасными иллюзиями...

К началу 2011 года для социального взрыва не хватало только повода. Им стал мировой экономический кризис, когда резко взлетели цены на продовольствие. Рост цен на продукты питания, неумение руководства страны справиться с этой ситуацией переполнили чашу терпения и вывели сотни тысяч египтян на массовые акции протеста.

Опасное сходство

Увы, всё это напоминает современную Россию.

У нас ситуация даже несколько хуже, чем в Египте. Тамошний правящий режим хотя бы на первых порах работал на интересы страны и только потом стал деградировать. В России же те, кто сменил Ельцина, только красиво обещали, только имитировали бурную деятельность, как то: «борьбу с олигархами», «борьбу с коррупцией», «построение современной экономики и общества социальной справедливости» и т.д. На деле наши руководители все эти годы только укрепляли свою личную власть.

Не удивительно, что авторитет власти президента Мубарака «сгорел» за тридцать лет, а наша власть дискредитировала себя всего за 12-ть. При этом пришла почти к такому же результату. Правящий полуавторитарный режим, который не желает нормальных кадровых перемен (и в силу этого уже по многим важным вопросам утратил реальное представление о жизни страны)... Повальное воровство и мздоимство чиновников самого разного уровня, выходящие за рамки приличия... дикий разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения... Безнаказанность...

Прибавьте к этому ещё и регулярный рост цен на продовольствие, на электроэнергию, на газ, коммунальные услуги, которые из года в год растут так, будто в стране продолжается гиперинфляция. Эти проблемы наши чиновники, судя по всему, намерены решать так же, как и их египетские коллеги. То есть... никак! А потому и последствия могут случиться соответствующие — революционный бунт озлобленного и доведённого до крайности народа.

...Ещё в XIX веке великий французский мыслитель Алексис де Токвиль сказал: «Революции происходят не там, где люди живут плохо, а там, где они считают, что могут жить лучше».

Эту истину пора осознавать правящей элите России — хотя бы для того, чтобы подобно Мубараку самой не оказаться на скамье подсудимых.

 

Игорь Невский, специально для «Посольского Приказа»

 

 

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика