Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Эрдоган дебютировал в роли посредника между Украиной и Россией

Эрдоган дебютировал в роли посредника между Украиной и Россией

Путин помиловал руководителей крымско-татарского «меджлиса», осужденных за сепаратизм и организацию беспорядков. Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров выпущены и отправлены в Турцию, а в четверг их ожидают на Украине. Сыгравший в этой истории важную роль Эрдоган тем самым доказал, что умеет успешно посредничать между Москвой и Киевом. Есть ли шансы, что теперь из тюрем СБУ взамен выйдут и пророссийские политические узники?

Осужденные руководители «меджлиса крымско-татарского народа*» Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров в среду были неожиданно доставлены из мест заключения в аэропорт Симферополя и высланы в Турцию. Как сообщил их адвокат Николай Полозов, прошений о помиловании оба не подавали, так что решение «принималось на политическом уровне».

«Это закономерный результат титанических усилий, успешно проведенной юридической, политической и дипломатической работы. Хочу поблагодарить всех, кто боролся за их свободу и поддерживал», – написал он в «Фейсбуке».

Как сообщил живущий в Киеве бывший лидер «меджлиса», депутат Верховной рады Мустафа Джемилев, самолет с Чийгозом и Умеровым на борту вначале приземлился в Анапе, а уже после этого вылетел в Анкару. Джемилев предположил, что в четверг его бывшие соратники прибудут в Киев.

«Я думаю, они уже будут завтра в Киеве. Завтра у них ожидается встреча или с Эрдоганом, или с премьер-министром, а затем они хотят приехать сюда. Им предлагали медосмотр, лечение, но они хотят скорее сюда», – цитирует Джемилева УНИАН. По его словам, Эрдоган выступил посредником в переговорах Москвы и Киева об освобождении этих двух заключенных. По его словам, турецкий лидер обсуждал их судьбу на встрече с Путиным, а затем и с Порошенко во время недавнего своего визита в Киев.

Зампред комитета Госдумы по делам национальностей, бывший вице-премьер Крыма Руслан Бальбек уточнил, что Чийгоза и Умерова помиловал президент Владимир Путин. Правда, в Кремле это сообщение пока не подтвердили.

По словам Бельбека, важную роль в этом сыграли просьбы муфтия Крыма, который руководствовался соображениями гуманизма. Сам муфтий Эмирали Аблаев, как передает РИА «Новости», признался, что муфтият давно ходатайствовал за арестованных. Как заявил Аблаев:

«Однако не все получалось так, как мы хотим. Мы признательны президенту России Владимиру Владимировичу, что наше обращение не осталось без внимания и Чийгоз с Умеровым на свободе».

Вице-спикер госсовета Крыма Ремзи Ильясов, который до 2014 года также был одним из заместителей главы «меджлиса», не стал ни приветствовать, ни осуждать освобождение своих бывших коллег. «Решения руководителей государств не подлежат какой-то оценке», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

В свою очередь, турецкий политолог Тогрул Исмаил в интервью газете ВЗГЛЯД предположил, что подобный жест Москвы поднимет авторитет Эрдогана и внутри страны, и за ее пределами. Причем и среди тех, кто не симпатизирует политике Москвы в регионе.

«Как президент воспользуется этим моментом, сказать сложно. Но в любом случае, это очень положительное решение. Решение таких проблем улучшает имидж политических лидеров», – отметил эксперт, добавив, что и среди самих живущих в Крыму татар авторитет Эрдогана может возрасти.

По словам политолога, эта выдача «указывает, что Россия и Турция понимают друг друга и стараются разрешить все возникающие проблемы». В разговоре с «Коммерсантом» Исмаил добавил, что «положение крымских татар глубоко тревожит турецкое общество: здесь живет достаточно большая диаспора, а Крымское ханство долгое время было союзным государством Османской империи. Эта духовная связь сохраняется».

Напомним, Чийгоз был осужден на 8 лет. Верховный суд Крыма счел доказанным, что он организовал сторонников «меджлиса» на беспорядки у здания крымского парламента в феврале 2014 года, в ходе которых погибли два человека, 79 получили травмы. В сентябре за Чийгоза заступился Евросоюз, который также потребовал разрешить деятельность меджлиса. Как раз в среду апелляции по делу Чийгоза были отозваны, поэтому приговор формально вступил в законную силу.

Умерова приговорили к двум годам колонии-поселения по другому делу – в марте прошлого года в эфире киевского телеканала АТР он публично призвал вернуть полуостров Украине. Умерова обвинили по статье «Совершение публичных призывов и действий, направленных на изменение территориальной целостности РФ» УК РФ.

«Меджлис крымско-татарского народа» в России признан экстремистской организацией и запрещен, соответствующий иск подавала прокурор Крыма Наталья Поклонская в феврале прошлого года в Верховный суд региона, который поддержал доводы истца. В сентябре прошлого год Верховный суд России подтвердил данное решение. Главной причиной такого вердикта стало участие меджлиса на уровне руководства в организации энергетической блокады Крыма.

«У Москвы и Анкары сейчас много общих интересов на Ближнем Востоке. На сегодня в Сирии, Ираке Турция очень четко координирует свои действия с Россией. При этом в Турции крымских татар, как известно, живет больше, чем в самом Крыму. Эти двое не просто влиятельные, а авторитетные люди. Их освобождение можно расценить как подарок Эрдогану, на который он отвечает конкретными действиями», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

Ищенко не исключил, что помилование Чийгоза и Умерова будет частью какого-то обмена на тех, кто сейчас сидит в тюрьме на Украине. «Если учесть заявления украинского президента об участии в переговорах, то вполне возможно, что Путин с Эрдоганом договорились о том, что Турция получит этих двух крымских татар, а нам пусть с Украины кого-то выпустят», – полагает Ищенко.

Впрочем, высокопоставленные чиновники в Киеве эту версию пока не подтверждают, они уверяют, что сами теряются в догадках, какая Москве выгода от освобождения Умерова и Чийгоза. «Мы точно знаем, что это не обмен. То есть по обратному маршруту, в Россию, никто не поедет», – заявила «Новой газете» замминистра информационной политики Украины Эмине Джеппарова, кстати, также бывшая жительница Крыма.

Алексей Нечаев, деловая газета ВЗГЛЯД

Не слушайте тех, кто вопит, что мы прогнулись под Украину

Наш президент Путин – человек гуманный, но при этом, насколько мне позволяют судить мои скромные наблюдения, рациональные цели для него в приоритете. Пускай это и не всегда очевидно, как в случае с помилованием двух руководителей «Меджлиса», запрещенной у нас организации.

Во-первых, не стоит воспринимать крымско-татарский «Меджлис» как украинскую организацию. Официальный Киев имеет к ней крайне опосредованное отношение, но если смотреть глобально – влияние украинских властей на деятельность этой религиозно-политической, а если нужно – то и силовой структуры равно нулю.

«Меджлис» создавался и существовал на турецкие деньги. Именно поэтому помилованные Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз улетели не в Киев, а в Анкару. Порошенко лишь обозначился на горизонте телефонными звонками с поздравлениями – вот и все политические дивиденды, которые Киев смог извлечь из этой ситуации.

Поскольку «Меджлис» – это не бизнес-центр, то контролировали его отнюдь не турецкие предприниматели. И задачи руководителям этой организации нарезали точно не в министерстве экономики.

Самые радикальные представители «Меджлиса», его молодое и боевое крыло, отчетливо засветились при попытке захвата Верховного совета в Симферополе весной 2014-го, и можно смело утверждать, что организацию курировали турецкие силовики. Причем подготовку юные меджлисовцы получили на высшем уровне, не стоит недооценивать турецкие спецслужбы.

Чтобы окончательно усмирить бородачей с ваххабистскими наклонностями, дабы они не мешали процессу подготовки к историческому референдуму, пришлось попотеть нескольким спецподразделениям, направленным в Крым с Северного Кавказа.

Я был в Крыму в феврале 2014-го, во время столкновений у Верховного совета, и видел, как у ребят из «Меджлиса» было все организовано, как они работали пятерками, как ребята в красных куртках этими пятерками командовали – все по методичке радикально-мусульманских переворотов в Ливии и Египте.

Мне даже удалось попасть на одно из секретных собраний крымско-татарского «Меджлиса» в закрытом анклаве на окраине Симферополя, где отрядам самообороны – так их называли сами меджлисовцы – раздавали боевые инструкции и доводили политинформацию о том, что турецко-натовские корабли уже выдвинулись к берегам Крыма.

Так что не стоит удивляться, что Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз улетели в Турцию. Потому что это сделка не с Киевом, это сделка с Анкарой. Пусть кого-то покоробит от этой формулировки – но они агенты турецких спецслужб, а не СБУ.

Не слушайте тех, кто вопит, что мы прогнулись под Украину или пошли ей навстречу.

Во-первых, мы ни под кого не прогибались. Практической пользы от содержания двух мужиков из «Меджлиса» в отечественной колонии строгого режима – реально никакой. Уверен, в ФСБ с ними уже долго и грамотно поработали, и всю информацию, которая представляла интерес и которую меджлисовцы могли рассказать, они уже рассказали.

Теперь вопрос в том, зачем эти отработанные, в общем, агенты понадобились Анкаре, ведь от своих притязаний на Крым Эрдоган отказался. (После того, как Путин спас турецкого лидера от проамериканского путча, тот перед ним в пожизненном долгу.)

Но это уже его, эрдогановское, дело. В конце концов, численность крымско-татарской общины в Турции колеблется в районе пяти миллионов человек – и на них тоже нужно как-то влиять. Распиаренные «политические» узники вполне себе потянут на роль национальных героев, с помощью которых можно привлечь симпатии нескольких миллионов избирателей.

Вопрос второй – чем отправка элитных меджлисовцев к их хозяевам, в Турцию, выгодна нам, России?

Для меня ответ очевиден – взамен мы получим своих агентов, находящихся в заточении где-нибудь на ближайшем к Анкаре Востоке. Я, конечно, имею в виду Сирию, где наши силовики развернули бурную и результативную деятельность не только в небе, но и на земле.

Ресурс, который мы задействуем в войне на Ближнем Востоке, крайне разнообразен и на львиную долю секретен. Пару фактов из того, что уже засветилось в публичном пространстве – наши военные специалисты, которые помогают сирийским курдам в Африне, и наши «солдаты удачи», зачищающие от игиловцев нефтяные месторождения на границе с Ираком.

В работе этих наших, пускай и секретных, военных тоже случаются нештатные ситуации. Кто-то гибнет, кто-то попадает в плен. А русские своих, как водится, не бросают. Там, где нельзя вытащить заложников с помощью спецназа, в ход идет хитрейшая военная дипломатия.

К ней можно относиться по-разному, но факт остается фактом. Я лично знаю двоих русских парней, которые попали в плен к «ан-Нусре» (сирийская «Аль-Каида») еще в период зачистки Алеппо, и их удалось вытащить благодаря посредничеству турецких спецслужб. Об этой операции не говорили в прессе – только потому, что нусровцы не публиковали в интернете видео с этими русскими парнями.

Таких историй за кадром – десятки, и для современных войн они совершенно нормальны.

Выдача осужденных по уголовке меджлисовцев – яркий пример подобного рода военной дипломатии. Поверьте, никто не делает таких подарков просто так.

Только вот о турецкой части сделки вы, возможно, никогда не узнаете. Если только случайно не встретите в супермаркете одного из русских парней, которого месяц назад допрашивали игиловцы под Дейр-эз-Зором. Конечно, у турецких спецслужб с ИГИЛ* в последнее время отношения не очень, они все больше Идлибом и курдами заняты. Но на войне всякое случается…

Семён Пегов, военкор, автор проекта WarGonzo

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика