Современные пираты и их покровители
В последние годы сводки из этой части планеты всё более напоминают сюжеты из пиратских романов. Возле берегов Сомали местные «джентльмены удачи» периодически захватывают одно иностранное судно за другим. И методы морских разбойников всегда остаются неизменными.
К жертве бандиты подплывают на быстроходных океанских катерах, которые окружают судно со всех сторон. Затем следует короткая предупредительная пулемётная очередь... И всё! Корабль можно считать захваченным.
После капитуляции судно буксируют в один из укромных заливов, в изобилии имеющихся на сомалийском побережье Индийского океана. Там корабль вместе с грузом и экипажем превращается в заложника, за которого пираты требуют многомиллионные выкупы.
В настоящее время, по разным оценкам, в плену у сомалийских пиратов находятся около 20 различных судов вместе с экипажами. Эти несчастные — граждане многих государств мира. Немало среди них и граждан России.
Царство «весёлых роджеров»
Тому, что пиратство весьма доходный бизнес, свидетельствует растущее благополучие тех населённых пунктов Сомали, где население поголовно занимается морским разбоем. Яркую картинку несколько лет назад обрисовали в своём репортаже журналисты из газеты «Независимое военное обозрение», которым удалось побывать в одном из таких посёлков:
«Рыбацкий посёлок Эйль всё больше напоминает знаменитую столицу вест-индских корсаров XVII века Порт-Рояль на Ямайке. Захудалое селение на глазах превращается в процветающий город, где правит береговое братство. Хижины из гофрированного железа уступают место особнякам из белого камня. Дорогими джипами местных жителей уже не удивишь... Малообразованное население стремительно приобщается к благам цивилизации — в недавней африканской дыре появились интернет-кафе и салоны сотовой связи...
Все здешние подростки мечтают стать пиратами, все местные девушки хотят стать хотя бы четвёртой женой пирата... Старейшины пиратских кланов в море не ходят, они, попивая кофе на берегу, контролируют своих бойцов с помощью мобильных и спутниковых телефонов».
И этот пиратский бизнес имеет свои вполне объективные предпосылки.
Когда-то, сбросив вековую колониальную зависимость от европейских стран, расположенное на так называемом Африканском Роге, государство Сомали выбрало социалистический путь развития и ориентацию на Советский Союз. Крах СССР одновременно стал крахом социализма и в Сомали...
После 1991 года страна погрузилась в хаос гражданской войны, которая не стихает до сих пор. В ситуацию попыталась вмешаться ООН, направившая на Африканский Рог войска миротворцев. Однако войска сразу же оказались втянутыми в боевые «разборки» между отрядами местных полевых командиров. А в октябре 1993 года в засаду боевиков попало подразделение американского спецназа — были сбиты два вертолёта США и погибли 18 американских десантников. Их трупы, привязанные за ноги к автомобилям, боевики потом долго таскали по улицам сомалийской столицы Могадишо (этот сюжет лёг в основу голливудского блокбастера «Падение «Чёрного Ястреба»).
После этого войска ООН покинули Сомали, предоставив страну самой себе. Сегодня как такового единого государства Сомали не существует. Сейчас страна разделена на 10 — 15 независимых анклавов. Не последнюю роль здесь играют и береговые пиратские братства. Официальные власти, при поддержке военных интервентов из Эфиопии, контролируют лишь местность вокруг столицы. Вся другая территория поделена между отдельными племенными кланами, враждующими политическими группировками и бандами религиозных фанатиков исламистского толка. На побережье никогда не было никакой промышленности или более-менее развитого сельского хозяйства. Чтобы выжить в условиях общегосударственного хаоса, местные рыбаки были вынуждены взяться за морской разбой.
Пиратству благоприятствовало и очень выгодное географическое расположение Сомали. Дело в том, что Африканский Рог с запада и юга охватывает Аденский залив, который связывает между собой Красное море и Индийский океан. Таким образом, тот, кто контролирует побережье Сомали, фактически держит под контролем морское судоходство через Суэцкий канал — а это десятки тысяч тонн грузов!
Неудивительно, что пиратство в этом районе стало чрезвычайно выгодным и доходным делом.
Куклы и кукловоды
И всё же в этой эпопее, помимо вполне понятных и объективных тенденций, имеется и немало загадок. Обратите внимание на форму получения пиратами выкупа.
Переговоры с владельцами судов ведутся через опытных в этом деле посредников — ведь не сами же бандитские главари выезжают в Голландию, в Британию или в какую иную морскую державу, чьи суда попали в плен. Этим занимаются международные юридические фирмы, имеющие свою долю от пиратского бизнеса. Если переговоры прошли успешно, то деньги не привозятся прямо в Сомали, а перечисляются на специальные банковские счета, которые, как правило, располагаются в оффшорных зонах. А уж затем, пройдя ещё ряд счетов, выкуп попадает в банки близлежащих от Сомали стран — Эфиопии, Йемена или Арабских Эмиратов.
Вряд ли такие сложные схемы способны проводить полуграмотные пиратские атаманы. Скорее всего, они лишь служат орудием в руках более могущественных и влиятельных сил. Каких?
В ряде британских изданий появились предположения, что за морским разбоем вполне могут стоять... владельцы тех самых судоходных компаний, чьи корабли подверглись нападению! Якобы эти владельцы на очень крупную сумму страхуют идущее в рейс судно именно от пиратских инцидентов. После этого «наводят» на корабль пиратов. Полученная в итоге страховка обычно в несколько раз превышает долю, которая под видом выкупа достаётся разбойникам...
И всё же за масштабным морским разбоем в Сомали более всего проглядывает не коммерция, а сверхсекретная политика, проводимая рядом влиятельных государств. И вот почему.
Эксперты обратили внимание на то, как сегодня международное сообщество пытается организовать борьбу с пиратством. Эта борьба ограничивается главным образом патрулированием военных кораблей стран НАТО вдоль побережья Сомали. И всё!
Это очень странно, полагает военный аналитик из России Александр Широкорад. Ведь исходя из уже имеющегося опыта борьбы с морским разбоем, с пиратами следует воевать не только на море, но и на суше. С высадками морских десантов, с ракетными и авиационными ударами по пиратским базам. Лишь в случае уничтожения сухопутной бандитской инфраструктуры можно добиться успеха. А чисто морское патрулирование — это фактически стрельба по воробьям. Небольшие катера пиратов легко смогут обойти любую военную блокаду.
Понимают ли это в НАТО? Наверняка. Почему же тогда НАТО фактически попустительствует морскому разбою?
Неразгаданная тайна мадам Вонг
В ноябре 2008 года на весь мир прогремела информация о том, что пираты захватили настоящий суперприз. В их руки попал мощнейший нефтяной танкер «Сириус Стар». Танкер принадлежит самой влиятельной нефтяной компании Саудовской Аравии «Сауди Арамко». Корабль перевозил на своём борту два миллиона баррелей нефти, за «товар» запрошен выкуп в 50 миллионов долларов.
Любопытно, что следом Саудовская Аравия выступила с резким заявлением о необходимости борьбы с пиратством и о своём участии в этой борьбе. А ведь несколькими неделями ранее от саудитов слышно было совсем другое. Вместе с представителями Йемена и прочих арабских стран, расположенных в этом регионе, они выступали против любых военных операций западных государств вблизи своих берегов. Мало того, среди арабов всё громче и громче звучали голоса с требованием вывести военные базы США из самой Саудовской Аравии...
И вот теперь, после захвата «Сириуса» настроения саудитов поменялись. Не этого ли добивались организаторы акции — американские спецслужбы? Кстати, у ЦРУ имеется сильное влияние на некоторых полевых командиров в Сомали. С ними была установлена связь ещё в 1993 году, сразу после провала операции «Чёрный Ястреб». С помощью этих друзей США удалось устранить генерала Айдида, непосредственного организатора убийства 18 американских спецназовцев — в 1995 году генерала застрелили «неизвестные лица».
Скорее всего, эти контакты с боевиками поддерживаются до сих пор. В том числе и с главарями пиратских шаек, которые не только выполняют задания ЦРУ, но и, возможно, делятся с американской разведкой захваченной добычей.
А вот ещё не менее интересная информация. В начале прошлого 2007 года было образовано единое военно-морское командование США на Африканском континенте под кодовым названием «Африком». Главной проблемой этой новой организации является то, что ни одна из африканских стран не соглашается предоставить военную базу под её размещение. А Сомали в силу опять-таки своего месторасположения могла бы стать идеальным местом для такой базы — с её помощью можно держать «под рукой» не только Африку, но и богатые нефтью и газом арабские страны, включая все соответствующие морские маршруты.
Остаётся лишь догадываться, когда Вашингтон организует совсем уж наглую пиратскую выходку, которая и станет удобным поводом для размещения столь нужной для американцев базы. Это размещение наверняка пройдёт под лозунгом «борьбы с пиратством»...
Надо сказать, что американцы здесь не придумали ничего нового. Пиратство издревле пользовалось высоким государственным покровительством.
Так, знаменитые британские корсары Карибского моря на протяжении веков «работали» под защитой английской короны. Их руками британские правители подтачивали могущество своих соперников в Вест-Индии — испанцев и французов, чьи корабли нещадно топились фрегатами, шедшими под флагом Весёлого Роджера.
С пиратством Британия начала бороться лишь после того, когда в Вест-Индии у неё не осталось политических соперников.
Не менее драматично складывалась ситуация и в Юго-Восточной Азии. Причём не столетия назад, а недавно, во второй половине 20-го века. Там в это время на моряков наводила ужас одна китаянка, некая мадам Вонг. Её пиратский флот насчитывал сотни кораблей.
В 50-60-е годы головорезы мадам сумели парализовать морские сообщения на огромной территории — от Китая до берегов Австралии и Сингапура. Только за одну фотографию мадам Вонг Интерпол сулил премию в 20 тысяч фунтов стерлингов. Но атаманшу так и не удалось поймать.
А недавно выяснилось, что пиратов долгие годы тайком поддерживала разведка Китайской Народной республики. С помощью пиратов Китай, видимо, осуществлял экономическое и прочее проникновение в регион Юго-Восточной Азии. И как только это удалось осуществить, пиратство как-то сразу сошло на нет. А мадам Вонг, возможно, тихо и без шума убрали её прежние покровители.
Вряд ли судьба пиратских вожаков из Сомали, в случае достижения США своих целей, будет чем-то лучше...
Игорь Невский, специально для «Посольского Приказа»