Олег Ветер — бард и защитник Донбасса
Невзирая на очередное, теперь уже новогоднее перемирие, с помпой объявленное 23-го декабря, обстрелы Донбасса не прекращаются. «Воины света», как любят называть себя укронацисты, посылают в рождественско-новогодние дни на головы мирных жителей все виды смертоносных боеприпасов – от пуль до тяжёлой артиллерии и миномётов. Они наращивают интенсивность обстрелов и умолкают, только получив «ответку». Поэтому четвёртый год, ровно столько, сколько идёт война в Донбассе, актуальны слова, написанные начальником медицинской службы Ольгой Ткаченко (позывной Лиса) и положенные на музыку Олегом Ветром – музыкантом и поэтом, десантником и «афганцем», взявшем в руки оружие, чтоб защитить родной дом от взбесившихся укронацистов:
«У тебя за окном догорает закат,
У меня – дом соседа в огне.
Был вчера он шахтёр,
Стал сегодня солдат
В этой страшной гражданской войне».
Шахтёры, металлурги, учителя и программисты заслоняют сегодня на передовой жизнь городов и посёлков рабочего края. Олег Ветер защищает его не только оружием, но и песней. Впрочем, всё по порядку...
Шансон
Можно по-разному относиться к шансону, но то, что у него огромная аудитория, никто оспаривать не будет. Донецкого барда Олега Ветра поклонники считают ярким представителем классического русского шансона, а в энциклопедии русского шансона, где значатся и Владимир Высоцкий, и Юрий Визбор, и многие другие знаменитости, имя Олега Ветра непосредственно следует за овеянным эмигрантской славой Александром Вертинским. Но песни Ветра, особенно последних лет, навеяны не романтикой турпоходов, и не тоской по Родине. Песни Олега Ветра – это оружие. Да и сам он — боец, защитник расстреливаемого кровавой киевской хунтой Донбасса. Псевдоним Ветер тоже с войны, только афганской.
«В 1981 году это был позывной у нашей группы, - признался он автору этих строк. — Я ещё тогда сказал, что в память о павших до конца своих дней буду Ветром»...
Мы беседуем с Олегом после концерта, где он исполнял, по его собственным словам, «наши песни, написанные на этой войне мной и ополченцами», и зрители, особенно мальчишки, с удовольствием подпевали барду.
Сам он запел тоже в подростковом возрасте. Природная музыкальность требовала выхода, и он, ни дня не ходивший в музыкальную школу, сходу поступает в музыкальное училище. После службы в армии заканчивает факультет физвоспитания педагогического института, и с центральной Украины переезжает в Донбасс, который с этой поры стал для него родным домом. Работает в городе-спутнике Донецка Макеевке преподавателем физкультуры в училище, затем тренером, охранником. Параллельно пишет песни. Когда написал первую – не помнит, равно как и саму песню. Но знает точно, что случилось это в подростковом возрасте, потому что «с 14 лет играл на танцах в местном ДК, писал тексты для понравившихся иностранных шлягеров – так и пошло».
Сегодня Олег Ветер — автор почти сотни песен. В 2000 году в Москве вышел его первый альбом, а потом ещё пять. Сейчас закончил работу над седьмым.
Выбор
— Как вы сделали свой выбор в 2014 году?
— Я состою в Союзе десантников Донецка при Союзе ветеранов Афганистана. Когда увидел происходящее на майдане осенью 2013 года, то понял, что это закончится войной. Поверил словам командира донецкого подразделения «Альфа» Александра Ходаковского, который сказал, что против своего народа бойцов не поведёт. Так я оказался в батальоне «Восток», который создал Ходаковский.
— А вы свой первый бой помните?
— Да, это было 23 мая в Карловке, где мы проводили разведку боем. Потом до прихода основных сил вдвоем держали кафе, куда загнали 14 противников.
— Этот бой для тогда ещё неорганизованного ополчения можно было считать образцовым. А потери у вас были?
— В моей группе был один «200-й» (убитый) – Жих и два раненых, «300-х»: Белый и Иван Грек. Трое, считайте, безвозвратно...
… Наверное, тот первый бой на Карловке, в который пошли те, «кто не хотел войны..., за родную землю, за родной Донбасс» стал толчком для создания Олегом гимна батальона «Восток» — песни, которая стала программной для него сотоварищи. Припевом в ней звучат слова:
«Батальон «Восток»,
Только вперед и ни шагу назад,
Батальон «Восток»,
И для врага начинается ад».
– Гимн батальона, — признался Ветер автору этих строк, — это самая ценная моя песня. Она была написана 10 июня 2014 года, а 12 июня она была уже на телефоне каждого бойца-«востоковца».
А вот на первом концерте, состоявшемся в новом году, прозвучала песня-реквием, которую Олег Ветер посвятил своему другу, потерявшему на этой войне сына…
Как рождаются песни
— Олег, как рождаются ваши песни – в спокойной обстановке, после боя или наоборот?
— Иногда так зацепит, что образы и рифмы приходят и во время боя. Потом вспоминаю, записываю. Написано много, но на музыку положил лишь часть. Или положил, но не нравится.
Если чьё-то стихотворение запало в душу, то спрашиваю разрешения у автора.
— Много народу пишет стихи?
— Много, но не все хорошие, некоторые даже сырьём не назовёшь. А есть хорошие, но не обработаны ещё с 2014 года. Мне самому сейчас не пишется. Я «не пишу по заказу, не пою по приказу. Живу, как считаю нужным». Ребята не дадут соврать. Не могу петь, когда не от души. Не поётся. Это ведь не мое ремесло.
— Ну, судя по тому, как вас сегодня принимал зал, вы не должны были уходить со сцены. Люди подпевали, они знают ваши песни.
— Интернет помогает. Вот вчера приезжаю на позицию, я там первый раз, начинаю песню петь – они поют вместе со мной. Рассчитывал, что будет один концерт, а пришлось делать два. Один – на передовой, прямо в блиндаже, а другой – в расположении.
Приглашают постоянно. Если могу, то еду.
— В чём вы видите свою задачу как артиста на передовой? Вы стремитесь вдохновить бойцов или, наоборот, хотите, чтоб они отвлеклись от войны?
-Моя задача – отвлечь ребят от солдатского быта, грязи, крови, тяжёлой действительности. Стараюсь на передовой меньше петь солдатских песен. Я не знаю, чем берут другие, но, если петь от души, то отвлечь можно и под гармошку, и под бубен, и под утюг.
Помню парня из Мариуполя, классического певца, который приехал без инструмента, даже без «минусовки». Пел акапелла. Сидел в блиндаже, ревел. Парни просто его не хотели отпускать! Это я видел своими глазами. Сначала я его даже подколол: «Я работаю в хорУ, все орут и я ору?». Но он так классически, так замечательно спел. Молодец! Конечно, мне, как ему, не надо думать о том, чтоб опереть голос на диафрагму, диафрагму на живот, я больше занят тем, чтоб не забыть слова. Особенно, когда этим летом контузило в бою, и я стал заикаться. И сейчас иногда бывает. Первый раз контузило на Карловке, второй раз под Саур-Могилой…
Саур-Могила
Для жителей Донбасса Саур-Могила — место сакральное. Главенствующая высота на стыке Донецкой, Луганской и Ростовской областей, более 70 лет назад в борьбе с фашистами она была обильно полита кровью наших отцов и дедов. В 2014 году их подвиг повторили бойцы батальона «Восток».
«Никогда не забыть то, что с нами там было,
за спиною наш дом, нам ни шагу нельзя отступать.
Символ славы солдатской, символ мужества — Саур-Могила.
Там остались навечно, там товарищи наши лежат», — поёт Олег Ветер.
Отдавая дань памяти павшим товарищам, он немногословен в воспоминаниях о собственной деятельности в то время.
— Саур-Могила была в зоне ответственности моей разведгруппы. Мы там каждый кустик, каждую кочку изучили. Если группа Олега Гришина (легендарный Медведь, Герой ДНР — Л.Г.) держала оборону сверху, то мы снизу выискивали снайперов, миномётные, пулемётные гнезда, корректировщиков, наводчиков. Там в соседнем селе Петровское оборудовали радиостанцию. Мы, конечно, противнику жизнь попортили. Потом ещё совместно со взводом Медведя сделали рейд по тылам — мои две машины разведки, БМП и БМД. Шороху наделали, машины у укров забрали, газики. В окружение попадали, но успешно вышли.
Родной дом и семья
— А семья у вас есть?
— Да. Две дочери. Одна взрослая, вторая школьница.
— Дочки тоже музыкой занимаются?
— Старшая слушала-слушала шансон, а потом заявила, что ей нравится рок. Ну и хорошо, говорю я, я его тоже люблю.
— Как относятся к вашей деятельности – военной и певческой?
— Насчёт военной – папа охраняет большое автопредприятие. Мои родители тоже так думают.
— И награды за это дают?
— Это атрибутика артиста, ну, образ такой, — смеётся он.
Творческие победы
Творчество Олега Ветра, в мирное капиталистическое время вписывавшееся в рамки русского шансона, за годы войны переросло его, обретя мощное патриотическое звучание, а пропитанные слезами и кровью, надеждой и волей к победе песни отзываются в душах людей, чувствующих сопричастность к трагедии Донбасса. Не только тех, кто живет и воюет рядом с ним.
В июне 2016 года Олег Ветер стал победителем 8-го Международного фестиваля военно-патриотической песни «Честь имею», который проходил в Симферополе под девизом «За Россию, десант и спецназ». А затем в сентябре 2017 года — в Липецке на Всероссийском фестивале «Голос Родины моей».
Правда, к своим победам, равно, как и к «звёздности» Олег Ветер относится без пафоса.
— Я не понимаю соревновательности таких фестивалей, — говорит он. — Я понимаю победу в спорте. А в музыке побед нет. Каждый выходит со своей песней. И, если он попадает на всероссийский фестиваль – это уже победа. Тем более, что там была представлена вся Россия – и я один из ДНР. Попал туда, благодаря интернету, где были выставлены несколько моих песен. Но я думаю, нам надо всё-таки молодёжь продвигать. Ведь много перспективной молодёжи, которая не может пробиться. Как Высоцкий пел «Я себе уже все доказал». А нас, бывалых, и так уже люди приняли, потому что слушают наши песни.
Для меня что важно? Записал я песню в студии и выставил в интернет – за пять дней 19 тыс. скачиваний! А просмотров — на порядок больше.
В песне я изливаю душу
— У авторов-исполнителей часто возникают проблемы с поиском студии, денег, защитой авторских прав. Как вы с этим справляетесь?
— По поводу авторских прав – пусть поют, если кому-то нравится. Это не ремесло моё, в песнях я изливаю свою душу.
— Ну, а если песню делают коммерческим проектом? Помните историю о песне «Миллион алых роз», которую задолго до Пугачёвой пела иранская певица?
— Знаю я эту историю. Но вспомните, сколько поколений пело и радовалось этой песне! И сейчас поют. Конечно, будь пение моим ремеслом, я бы яростно защищал авторство. А так, если кто-то поёт мою песню, то и хорошо, значит, она нравится людям. Я даже когда выставляю новый альбом, то пишу, что если кому-то нужны «минусовки», то они находятся на таком-то сервере или позвоните – я вам скачаю.
Обрезание по языковому признаку
— А в украинских фестивалях вы участвовали? Помню, как, пытаясь «перековать» жителей Донбасса, киевская власть решила провести в Донецке всеукраинский фестиваль «Витер зи сходу» (Ветер с востока), куда допускались только украиноязычные певцы…
— Нет, в таких фестивалях я не участвовал. Раньше на донецком радио меня всегда крутили в первой десятке. А когда пришел к власти Ющенко, то меня вызвали в Киев и сказали, что надо петь по-украински. Я не стал – и меня убрали из эфира.
Хотя на украинском языке у меня есть песня, которую я посвятил маме – она у меня украинка. Эта песня до сих пор звучит по радио на западной Украине. Кстати, знание украинского меня не раз выручало, когда мы попадали в окружение – выходили смело.
«Я за праздничным столом, а он в земле»
12-ое января, разгар рождественско-новогодних праздников, канун Старого Нового Года, который в Донбассе по-прежнему любят отмечать. Горловка. Многострадальная Горловка, которую, не переставая, утюжат снарядами украинские мрази. Концерт исполнителей авторской песни во Дворце культуры «Шахтёр», в котором, кроме Олега Ветра, участвуют российские барды Александр Чернорай и Андрей Курило, уже не первый раз приезжающие поддержать сражающийся Донбасс.
— После Олега я не буду петь песни о войне, да, наверное, и не имею права, — говорит Александр Чернорай. — Буду петь о любви, о вере и постараюсь вас заразить тем хорошим, что есть у меня на душе.
И москвичи пели так, что пришедшие на концерт услышали всю меру их тревоги и сопереживания.
А Олег пел о войне:
«Стоя у священного престола, провожаю выбывших отсюда…»
«...Я за праздничным столом, а он в земле…
За друзей подниму свой бокал,
И поднимет со мной пол-страны.
Я по вам, пацаны, заскучал…
Вы всегда мне живые нужны…».
Эти песни зал слушал стоя. И никто не стеснялся слез…
Людмила Гордеева, специально для «Посольского приказа»