Грязные игры МОК
«Конечно, можно рассуждать, что надо реформировать CAS – Спортивный арбитражный суд – особенно после того, как МОК не устроило его решение. Но тогда совершенно естественно подумать о реформировании и ВАДА – Всемирного антидопингового агентства, да и самого Международного олимпийского комитета. В частности, за неспособность действовать в рамках демократических процедур»,– заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она пообещала обсудить этот вопрос на международных парламентских площадках.
Заявление главы Совета Федерации РФ последовало сразу после того, как президент МОК Томас Бах (на фото) сказал о необходимости реформы CAS, который принял решение удовлетворить апелляции 28 российских спортсменов, пожизненно отстраненных от Олимпийских игр, якобы, в связи с нарушением антидопинговых правил на ОИ-2014 в Сочи. Это решение было принято в МОК с кислой миной, и, судя по всему, он не только не торопится его выполнять, а наоборот, старается саботировать. Он уже пообещал это решение обжаловать в Верховном суде Швейцарии, заявляя, что успех в арбитраже не означает, что оправданные спортсмены автоматически получат право выступить на Олимпиаде в Пхёнчхане. Член МОК Адам Пенгилли открыто заявил, что его разочаровало решение CAS в отношении пожизненно отстраненных от Олимпиад россиян и, вопреки нормам элементарной этики, обрушился на эту судебную инстанцию с грубыми нападками. По его мнению, суд будто бы потерпел неудачу и позволил торжествовать «обманщикам и ворам».
Итак, недостойные политические игры руководства МОК и ВАДА, где правят бал представители западных государств, уже стали для всех очевидными, а потому на их безосновательные обвинения и дискриминацию спортсменов России пора ответить.
Для начала напомним, что допинг в спорте – западноевропейское порождение. Само это определение происходит от английского слова «dope», что означает «давать наркотик». А началось все в 1935 году в гитлеровской Германии, где был создан химический препарат для повышения агрессивности у солдат, который чуть позже был привнесен в большой спорт атлетами Германии в 1936 году на Берлинской Олимпиаде, благодаря чему они и смогли тогда победить.
Затем в 1955 году на западном рынке появился первый стероид с увеличенными анаболическими свойствами – дианабол. К началу 1960-х, по словам одного из игроков в американский футбол, тренеры заполняли дианаболом салатницы и ставили их на стол. Спортсмены горстями брали таблетки и заедали их хлебом. Они называли это «завтрак чемпионов». Речь шла о большом бизнесе, западные мультинациональные фармацевтические концерны получали на этом колоссальные прибыли. А порожденные допингом суперрекорды, в свою очередь, позволяли наращивать прибыли рекламным и телекомпаниям, наживающимся на спортивных состязаниях.
В итоге сложилась ситуация, когда при прочих равных условиях на аренах шла борьба скорее медиков (читай, фармацевтических компаний), а вовсе не атлетов. Показательны в связи с этим слова олимпийского чемпиона 1972 года в марафонском беге американца Фрэнка Шортера. Когда журналисты спросили его, будет ли он выступать через четыре года на Олимпийских играх в Монреале, чемпион ответил: «Буду... Если найду хорошего фармаколога».
Активная борьба с допингом началась после 1960 года, когда на Олимпиаде в Риме прямо на дистанции умер датский велосипедист Курт Йенсен. А в 1967 году была учреждена медицинская комиссия МОК.
Тогда же был составлен первый список запрещенных препаратов и введено правило обязательного допинг-контроля на международных соревнованиях. Дебют же медицинской комиссии МОК состоялся в 1968 году на зимних Играх в Гренобле и летних в Мехико. В 1999 году для усиления борьбы с «химией» было создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).
В течение нескольких десятилетий чуть ли не все скандалы с применением допинга в большом спорте (в том числе, с трагическим исходом) были связаны с американскими и европейскими атлетами. 1967 год – во время велогонки «Тур де Франс» умер от передозировки амфетаминов Томми Симпсон, 1983 год – ватерполист Билли Илвисакер (кокаин), 1986 год – в результате злоупотребления кокаином погиб американский баскетболист Лео Байес, 1987 год – профессиональный футболист Дон Роджерс (также от кокаина); многоборец Беджит Дрессел (анаболические стероиды); культурист Дэвид Синг (анаболические стероиды). В 1998 году спортивный мир потрясла смерть американской бегуньи, олимпийской чемпионки в беге на 100 и 200 метров Флоренс Гриффит-Джойнер, впрочем, никогда за свою карьеру так на допинге и не попавшейся. Подавляющее большинство специалистов считают, что показать такие секунды без стимуляторов невозможно. О завершении своей карьеры Гриффит-Джойнер объявила сразу же после того, как МОК ужесточил правила прохождения допинг-контроля. В ноябре 2004 года американский легкоатлет, олимпийский чемпион в эстафете на 400 метров и чемпион мира в беге на 400 метров Джером Янг был пожизненно дисквалифицирован. В 1999 году легкоатлет был уличен в употреблении нандролона, а в июле 2004 года он вновь попался на допинге.
Именно в США грянул один из самых громких допинг-скандалов в истории мирового спорта – «БАЛКО» скандал. Летом 2003 года на адрес американского доктора Дона Кэтлина пришел шприц с неизвестным раствором – новым видом допинга, который не обнаруживается никакими тестами. Кэтлин известен в мире спортивной медицины как видный специалист, и он достаточно быстро вычислил формулу данной субстанции. Это был тетрагидростерон. Информатором оказался тренер Трэвор Грэхем, который работал в качестве тренера американских спринтеров Мэрион Джонс (ее мужем является попавшийся в 2000 году на допинге Си Джей Хантер – ред.) и Тима Монтгомери. Позже выяснилось, что в лаборатории компании «БАЛКО» производство нового вещества было просто поставлено «на поток» и «полетели головы» сотен тренеров и спортсменов.
Разбираться со скандалом пришлось до 2007 года, поскольку помимо легкоатлетов «легальным допингом» пользовались спортсмены и других видов спорта. В числе самых громких имен, которые были причастны к тому скандалу – бегунья Келли Уайт (США), спринтер Дуэйн Чамберс (Великобритания), толкатель ядра Кевин Тот (США) и многие другие. Не лучше ситуация в США и сегодня.
В декабре прошлого года громкий скандал вспыхнул вокруг откровений тренера чемпиона мира Джастина Гэтлина. Его подловили журналисты британского издания «Телеграф». Не заметив камеру, он заявил, что допинг в американской легкой атлетике – явление повсеместное.
И вот в последние годы, как только на Западе махровым цветом расцвела русофобия, и Вашингтон начал против России новую холодную войну, вдруг стали усиленно нагнетаться допинговые скандалы вокруг России. О них уже много писали, в том числе «Столетие», – и о сбежавшем на Запад Родченкове, и о фальшивом докладе Макларена, и о том, что многие обвинения против российских спортсменов, как сегодня выясняется, были ни на чем не основаны, а носят характер прямого политического заказа.
«Допинговый скандал – это операция, разработанная западными спецслужбами, продолжение информационной войны», – заявил в интервью Дням.Ру профессор Уральского госуниверситета, эксперт по конкурентной разведке Евгений Ющук. Подтверждений точке зрения эксперта более чем достаточно. К примеру, стало известно, что пранкеры Вован (Владимир Кузнецов) и Лексус (Алексей Столяров), которые не раз разыгрывали знаменитостей, не так давно добыли признание президента ВАДА Крейга Риди в антироссийской предвзятости. Они дозвонились не только до него, но и до главы Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвиса Тайгарта, который был инициатором расследования в отношении России. При этом представлялись министром спорта Украины Игорем Ждановым.
В ходе разговора Крейг Риди признался, что на самом деле у них нет никаких доказательств, кроме заявлений бывшего главы антидопинговой лаборатории в Москве Григория Родченкова.
Тайгарт, в свою очередь, отметил, что Россию нужно убрать из Олимпиады по политическим причинам. «Это политика, мой друг», – сказал он.
Конечно же, и у нас были нарушения, никто этого не отрицает, но в последнее время в России приняты самые решительные меры по борьбе с допингом, все международные рекомендации в этой области выполнены. К тому же известно, например, что мировыми лидерами по употреблению допинга в 2017 году стали спортсмены из США. По данным международного «Движения за заслуживающий доверие велоспорт» (MPCC), положительные тесты на допинг оказались у 73 американских спортсменов. Лидируют по числу выявленных проб бейсболисты – их 52. Американский футбол занимает четвертую строчку – 18 случаев. А вот второе и третье места – за классическими видами спорта. Легкая атлетика – 45 случаев, тяжелая – 33. Однако «страшилку», несмотря на очевидные факты, по-прежнему стараются сделать именно из России. И активным проводником этой атаки с явной политической подоплекой стал сегодня МОК, в хартии которого написано, что спорт должен быть вне политики.
Должен он быть и вне бизнеса. Однако из спортивной организации МОК уже давно превратился в гигантскую бизнес-корпорацию с миллиардными доходами. Началось это сразу же после того, как ушел из жизни Пьер де Кубертен – основатель олимпийского движения современности и яростный противник коммерциализации спорта. На Западе давно смекнули, что там, где спорт, – там и большие деньги. Олимпиада впервые принесла организаторам прибыль в 1932 году в Лос-Анджелесе. В значительной мере этого удалось достичь благодаря распродаже объектов олимпийской деревни. Права на телетрансляцию впервые продавались в 1948 году на лондонской Олимпиаде, и ВВС заплатила за них всего лишь 3 тыс. долларов.
Все изменилось в 1980-м с приходом в МОК нового президента – Хуана Антонио Самаранча. Он убрал большинство барьеров, препятствовавших коммерциализации Олимпийских игр и положил начало этапу конвертирования зрелищности в максимальные прибыли.
Возникло даже специальное понятие: «олимпийский маркетинг».
Самый выгодный продукт, который продается на олимпиадах – телевизионный эфир. Если до 1980 года включительно сумма контрактов с национальными телерадиовещательными компаниями не превышала 90 млн долларов, то уже через 4 года устроители лос-анджелесской Олимпиады собрали по этой позиции бюджета втрое больше – 287 млн. А сейчас доходы вообще исчисляются миллиардами.
Другие доходы – реклама и деньги от компаний-спонсоров. Заплатив деньги, спонсор получает целый ряд приоритетов по части использования бренда Олимпиады в коммерческих целях. Так, например, продукция, выпускаемая спонсором, становится эксклюзивной для Олимпиады. В роли поставщиков выступают не только производители известных товаров, но и компании, производящие электроэнергию, обеспечивающие мобильную связь и интернет-трафик, разрабатывающие программные приложения, которыми пользуются аккредитованные на Олимпиаду журналисты и судьи спортивных состязаний, и т.д. и т.п.
Еще одна позиция получения доходов – торговля билетами. И, наконец, лицензирование коммерческого использования олимпийской символики. Производитель сувениров – футболок, бейсболок, значков и т. п. – выплачивает от 10% до 15% доходов от реализации продуктов. Лицензированию подлежат все товары, содержащие олимпийские символы и талисманы. МОК лицензирует кино- и видеофильмы, компьютерные игры.
Каждая Олимпиада приносит сегодня МОКу до 3 млрд долларов прибыли. Главная спортивная корпорация мира, беззастенчиво попирая благородные принципы Пьера де Кубертена, работает с огромной производительностью. Причем у нее нет конкурентов.
Ну, а где большие деньги, – там и коррупция. А потому другая темная сторона в деятельности МОК – постоянные скандалы с коррупцией. Еще в 1991 году член Международного олимпийского комитета от США Роберт Хелмик ушел в отставку из-за обвинений в связях с бывшими партнерами по бизнесу. Но настоящий гром грянул в 1998 году, когда старейший член МОК Марк Ходлер обнародовал данные о процветающем в организации взяточничестве. Взятки, по информации Ходлера, брали всем – «живыми» деньгами, ценными подарками и даже… проститутками. Право провести Олимпиаду, если судить по взятке, которая предлагалась от имени людей, ответственных за заявку швейцарского Сьона, стоило 2 млн долларов Под подозрение попали 13 чиновников и шестеро из них лишились членства в МОК.
Вскоре пострадали руководители оргкомитета Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, допустившие целый ряд грубых финансовых нарушений. Их коллеги, занимавшиеся организацией предыдущей Олимпиады – в Нагано, вовремя с благословения мэра города сожгли все 90 томов с отчетом о своей финансовой деятельности, поэтому ответственности избежали. С тех пор членам МОК подарки в любом виде получать строго запрещается.
Сегодня на грязные дела в МОК вынуждены обратить внимание даже в самих США. Так, на днях Министерство юстиции США приступило к широкому расследованию фактов коррупции в таких мировых спортивных организациях, как Международный олимпийский комитет, Международная федерация футбола (ФИФА), Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ), а также в Национальном олимпийском комитете США. Как пишет газета «Нью-Йорк таймс», расследование коснется отдельных людей, которые лоббировали топовые мировые соревнования.
В частности Минюст изучит возможные случаи рэкета, отмывания денег и мошенничества, связанные с выборами хозяев двух чемпионатов мира по легкой атлетике 2019 и 2021 года в Дохе (Катар) и Юджине (США). Расследование ведет прокуратура Соединенных Штатов Восточного округа штата Нью-Йорк. Там отказали изданию комментировать эту информацию. Вместе с тем, как пишет «Нью-Йорк таймс», соответствующе люди получили от прокуроров официальные требования о предоставлении документов, данных о банковских операциях и другой информации не позднее текущей недели.
По поводу коррупции в МОК и других международных спортивных организациях уже давно бьют тревогу сами западные СМИ.
Международный олимпийский комитет (МОК) и Международная федерация футбола (ФИФА) поддерживают коррупцию и допинг, считает обозреватель английской газеты «Гардиан» Саймон Дженкинс.
«Призывы возвратить достоинство мировому спорту не будут услышаны до тех пор, пока им управляют не спортсмены и их коллеги, а правительства, находящиеся в заложниках мафиозных структур, таких как ФИФА и МОК», – отмечает автор статьи.
По его словам, МОК много лет закрывал глаза на многочисленные свидетельства употребления допинга, даже когда эти доказательства в частном порядке передавались в сам Международный олимпийский комитет и «его смехотворное антидопинговое агентство». По мнению «Гардиан», транснациональные организации будут продолжать коррумпировать спорт до тех пор, пока их поддерживают их члены, в частности Британия и США, «в слепой погоне за спортивным престижем».
Таким образом, выдвинутое сейчас руководством России требование о незамедлительной реформе МОК и ВАДА выглядит более чем обоснованно.
Андрей Соколов, «Столетие»