Вы находитесь здесь: // Национальный вопрос // Проблемы и беды русского движения Украины.

Проблемы и беды русского движения Украины.

 За двадцать лет, прошедших с момента провозглашения независимости Украины, русское движение в этой стране так и не смогло добиться решения поставленных перед собой задач: оно до сих пор представляет собой конгломерат малочисленных и разобщённых групп энтузиастов, несмотря на то, что имеет возможность стать настоящей опорой не только своих сограждан, но и российских интересов. Можно выделить три основные причины неудач: сосредоточенность на идейной стороне в ущерб экономическим аспектам, отсутствие реагирования на насущные потребности людей за пределами языковой и культурной сфер, и, наконец, доминирование протестных настроений, вместо жизненно необходимого созидательного начала.

Экономика — мать политики

Во все времена целью политической борьбы, как мирной, так и с применением силы, были ресурсы, если точнее — передел контроля над ними. Ещё ни разу в истории люди не сходились на поле брани за идею, она являлась всего лишь благовидным поводом к началу завоевательного похода: кочевники пытались отнять у соседей лучшие пастбища, древних греков и римлян интересовал приток рабов, испанские конкистадоры отправлялись в Новый Свет ради пополнения королевской казны золотом и серебром...

История знает и немало примеров потери власти популярными в своё время политическими силами из-за неумения решать будничные хозяйственные вопросы... Экономическое разорение стало причиной свержения правительства Сальвадора Альенде и установления диктатуры генерала Пиночета в Чили в 1973 году, сильная денежная инфляция погубила якобинцев и их лидера Робеспьера в годы Великой Французской революции. Харизматический полевой командир Эрнесто Че Гевара оказался не менее бездарным министром в правительстве Кубы, и ему ничего не оставалось, как вернуться к организации партизанской борьбы, но уже в других странах. Кстати, ему принадлежат слова: «После революции работу делают не революционеры. Её делают технократы и бюрократы. А они — контрреволюционеры!»

Справедливость сказанного легендарным команданте можно отнести и к современной Украине: так называемые «романтические националисты», ставившие во главу угла идейность, спустя считанные месяцы после декабрьского референдума 1991 года, уступили место в руководстве страны бывшей советской партийно-хозяйственной элите. Чуть позже не смогло удержаться у власти и русское движение в Крыму, так как регион в экономическом отношении практически полностью зависит от континентальной части страны. Более того, представители популярного в те годы Республиканского движения Крыма, видимо, питая иллюзии на скорое объединение с Россией, упорно игнорировали вышеупомянутый факт зависимости полуострова от остальной Украины, а на просьбы активистов русских организаций из континентальных областей об объединении усилий постоянно отвечали: «За Перекопом для нас земли нет!»

Увы, этот урок мало чему научил и нынешнее русское движение республики.

На чём сегодня сосредоточено сегодня внимание его активистов? Практически полностью на проблемах языка и культуры. Имеют ли эти ценности свой эквивалент в денежном выражении? Нет. Есть ли у них чётко выработанная экономическая программа, способная привлечь поддержку бизнеса и трудящихся? Тоже нет. Вот и первый ответ на вопрос почему русские организации на территории нашего южного соседа не приобрели сколько-нибудь значительного числа сторонников: идейность без прагматизма и сотрудничества с обладателями осязаемых ценностей перспектив иметь не может.

Слабость цели

Следующая беда русского движения Украины заключается в низком уровне умения чётко обозначить цель и выбрать конкретные средства для её достижения: большинство поднимаемых вопросов отличается глобальностью и сильной абстрагированностью от реальной ситуации, а что касается детальной проработки плана действий и прогноза результатов, то таковые, как правило, отсутствуют. Его активистам пора понять, что с большой и нестандартной задачей всегда можно справиться, разделив её на некоторое число мелких составляющих и решив каждое из них в отдельности.

Каковы основные формы деятельности большинства русских организаций Украины? Проведение «круглых столов», конгрессов, форумов, митингов, пикетов и прочих разовых акций, полезность и результативность которых крайне сомнительна: ничего другого, кроме разговоров и принятия никого ни к чему не обязывающих документов, на них не происходит. Столь же низкий у этих мероприятий и общественный резонанс: они практически никогда не попадают в объективы телекомпаний, о них не пишет пресса, а реакция представителей власти на принимаемые их в ходе обращения чаще всего сводится к обычной бюрократической отписке. Ярким примером ошибки подобного рода могут служить сторонники евразийской идеи, чьи весьма частые конференции в различных украинских городах успели окрестить «переездами между фуршетами и банкетами».

В связи с этим нужно кардинально менять тактику работы, а внимание сосредоточить на конкретной помощи тем, для кого поднимаемые вопросы русско-украинского сотрудничества являются источником средств к существованию.

Так, 10-го августа 2012 года произошло стихийное выступление пассажиров на вокзале в Харькове, по причине отмены дешёвых пригородных поездов, следующих в Белгород. Поскольку между двумя важнейшими городами существует интенсивный пограничный товарообмен, то это совместное решение российских и украинских железнодорожников сильно ударило по «мешочникам» и владельцам торговых точек на рынках.

Однако, местные активисты русского движения в акции протеста участия не приняли, утеряв тем самым прекрасную возможность показать преданность своим идеалам в реальном деле. А если учесть, что пограничное транспортное сообщение — болезненная проблема для всех сопредельных территорий России и Украины, то потенциал для работы и нахождения новых сторонников здесь огромен...

Не стоит упускать такие виды работы, как поддержание общественного порядка, благоустройство территорий, организация летнего отдыха школьников и досуга молодёжи, проведение массовых тематических мероприятий, связанных с русской историей и культурой: сердце избирателя намного проще завоевать решением пусть неброской, но очень важной для него проблемы. Штурм политических высот любой силе приходится начинать с советов низового уровня — сельских, поселковых, районных и городских, деятельности в системе местного самоуправления и структурах самоорганизации населения. И здесь. прежде всего, нужны не пламенные ораторы, а люди, желающие работать.

Творить, а не разрушать

Стратегия локального действия требует соответствующего подхода к строительству русского движения, прежде всего — ухода от громоздких и неповоротливых жёстко централизованных структур и принципа вождизма. Последний уже погубил немало организаций, например, Прогрессивную социалистическую партию Украины, руководимую Наталией Витренко: стремление лидера к тотальному контролю над всей системой и финансовыми потоками превратил в маргинальную группировку некогда популярную политическую силу, имевшую даже свою фракции в Верховной Раде нескольких созывов, а также в ряде областных и местных советов. Аналогичная судьба постигла Гражданский конгресс Украины, поначалу успешный (в нём состоял даже нынешний премьер-министр страны Николай Азаров), но под конец превратившийся в крайне малочисленную Славянскую партию (как ещё шутили — Партию одного человека), окончательно исчезнувшую после смерти её председателя Александра Базилюка.

Как показывает практика последних лет, лучшей формой для политических сил, стремящихся к власти, является сетевая схема, не раз доказавшая свою действенность в ходе всевозможных «цветных» революций. Её основа — небольшие, но самодостаточные автономные организации на местах, занятые решением какой-либо локальной проблематики. Не обязательно, чтобы они являлись политическими по своему профилю, это могут быть комитеты самоорганизации населения, спортивные клубы, художественные коллективы, объединения прихожан, общества инвалидов, подразделения казачества, группы болельщиков, академической общественности и многие другие: дело найдётся каждому по мере сил и возможностей.

Не обойтись и без структур поддержки мелкого бизнеса: именно он составляет экономическую базу сетевых движений. Все эти организации на правах коллективных членов входят в одно крупное общественное объединение межрегионального или даже всеукраинского масштаба со сравнительно небольшим центральным аппаратом, но хорошо выстроенными внутренними структурами — вертикалью и горизонталью.

Что касается идеологии такого объединения, то она должна строиться на базовых русских ценностях, но при этом быть достаточно широкой в социальном плане, чтобы привлечь к себе массы. Но самое главное — она должна строиться на принципах утверждения этих самых ценностей, а не отрицании ценностей противостоящих движению сил.

К сожалению, значительная часть русских активистов и организаций Украины строит свою идеологию именно на отрицании, начиная от неприятия самой украинской национальной идеи вплоть до открытой конфронтацией с государством. В этом и заложена «бомба», так как отрицание несёт в себе разрушительное начало.

Оно является главной причиной отсутствия единства и систематических конфликтов в среде активистов русской общественности, часто перерастающих в длительные и непрекращающиеся междоусобицы. В то время, как созидатели стремятся к объединению и взаимным уступкам на благо общей цели, разрушители заняты выяснением того, кто из них главнее, и кому должен достаться лучший кусок шкуры ещё не убитого медведя. Полтора десятилетия назад жёстокие внутренние противоречия погубили Партию славянского единства Украины, не позволив ей развиться, хотя её программные документы содержали немало интересных и здравых наработок. На Украине и сейчас существует грибное множество не пользующихся влиянием и вечно конфликтующих друг с другом организаций вроде Русского блока, движения «Севастополь — Крым — Россия», а также многочисленных русских общин.

На отрицании строится политический радикализм, поэтому в рядах русского движения часто оказываются представители маргинальных, и даже — откровенно экстремистских, направлений. Так, в феврале этого года в Донецке местные скинхеды приняли активное участие в одном из мероприятий, посвящённом русской истории, что, по меньшей мере, оскорбительно для народа, отдавшего двадцать миллионов жизней в борьбе с «коричневой чумой»...

Не меньший вред приносит и отрицание всего чужого, лежащее в основе ксенофобских настроений: оно практически всегда служит оправданием собственных просчётов. Ведь гораздо выгоднее свои беды списать на других, чем признать печальный факт, что абсолютное большинство из этих бед — закономерный результат твоих же ошибок. Сюда же стоит отнести и высокую популярность в среде русской общественности всевозможных конспирологических теорий, когда вина за имеющиеся трудности возлагается на совершенно недоступных простым смертным врагов вроде «тайного мирового правительства» или участников какого-нибудь очередного «заговора» элиты.

Люди не пойдут за отрицающим ещё и потому, что это признак незрелости: всем известна проблема конфликта отцов и детей, когда юноша в процессе поиска своего пути отвергает ценности старшего поколения. В политическом отношении эта незрелость выражается либо в противопоставлении себя и своих идей государству, о чём уже упоминалось, либо в такой «модной» тенденции, как виртуализация, когда количество сторонников определяется не живыми людьми, а числом участников на Internet-форумах и в сообществах социальных сетей.

Недавно имел место скандальный случай, когда малочисленная и имеющая проблемы с законом организация «Донецкая республика» провозгласила на Востоке Украины своё одноимённое виртуальное государство-преемник существовавшей в годы Гражданской войны Донецко-Криворожской Республики, за что подверглась беспощадной критике даже со стороны своих же соратников по русскому движению. В связи с этим не будем забывать, что в основе ухода в виртуальную реальность лежит потеря связей с окружающей действительностью со всеми вытекающими отсюда последствиями...

...Что должна предпринять Россия в деле формирования мощной общности своих соотечественников на Украине? Прежде всего — организовать строгий и объективный мониторинг русского движения с целью отсечь всевозможных «грантоедов», маргиналов и прожектёров, требовать отчёта о качестве работы у тех, кто получил от нашей страны финансирование. Сосредоточить внимание на тех организациях, которые предпочитают словам реальную деятельность, помогая им не только материально, но и в плане подготовки общественных кадров: высокая идейность и глубокий прагматизм должны гармонично дополнять друг друга.

И самое главное — понять, что русские на Украине не национальное меньшинство, а один из двух, наряду с украинцами, государствообразующих этносов. От этого зависит превратится ли Украина в сильного союзника России, или станет очагом нестабильности, выгодный её врагам.

 

Александр Дмитриевский, специально для «Посольского Приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика