Трамп сделал важный шаг к Третьей мировой войне
Президент США Дональд Трамп в очередной раз потряс мир. Он подписал распоряжение о вводе новых импортных пошлин на ввоз в США стали и алюминия — до 25 и 10 процентов соответственно. Когда же Трампу сказали, что эта мера может вызвать ответные меры со стороны стран-импортёров, то президент Америки только презрительно отмахнулся...
Наверное человеку, далёкому от мировых экономических проблем, эти вещи кажутся малозначительными и не касающимися его повседневной жизни. Кроме того, тарифные войны, когда та или иная страна стремится защитить свой внутренний рынок от засилия импортных товаров, возникали и раньше.
Например, в начале 80-ых годов, когда всё та же Америка вводила новые пошлины на поставку в свою страну автомобилей и электроники из Японии, которые тогда буквально наводнили США и сделали соответствующую американскую продукцию практически неконкуретноспособной. Впрочем, дело тогда удалось уладить очень быстро, и начавшаяся было тарифная война между двумя странами быстро сошла на нет...
Однако сегодня положение куда серьёзнее!
Мы — всё, остальное — ничто
Дело всё в том, что Тамп пошёл на такие меры отнюдь не только из-за одного засилья импортных металлов на внутреннем американском рынке. Проблема упирается в глобальное развитие экономики, которое находится в состоянии длительного кризиса.
Этот кризис наступил ещё десять лет назад, в 2008 году, когда стало ясно, что развиваться мировому капитализму больше некуда — все рынки на планете освоены, большие деньги мировым инвесторам вкладывать некуда, а такая мера развития, успешно применявшаяся в прошлом веке, как вывод промышленных производств из развитых стран в государства третьего мира (где избыток дешёвой рабочей силы) также уже полностью исчерпана. Прежде всего потому, что появились новые технологии, вроде 3D-печати или приборов сильного энергосбережения – они позволяют строить производства вообще без какого-либо использования дополнительных людских ресурсов...
В общем, капиталистический глобализм, который просто не может существовать без постоянного расширения, освоения новых территорий и новых потребителей, упёрся в тупик, который грозит уже не просто кризисом, а настоящей мировой катастрофой.
И судя по всему, глобалисты так и не сумели найти выход из создавшегося положения. А после того, как к власти в США пришёл президент Дональд Трамп, стало ясно, что Америка наплевала на глобализм и будет заниматься спасением самостоятельно, без оглядки на кого либо, даже на собственных союзников.
Поэтому не случайно Трамп — в качестве одного из предвыборных лозунгов — выдвинул положение о возврате американских производств из других стран на родную землю. Такой возврат преследует не только цель нового толчка для развития отечественной промышленности, но и гарантирует создание новых рабочих мест, особенно для среднего класса США, который сильно страдает от массовой безработицы.
«Если вы не хотите платить по новым тарифам, перевезите свой завод в США», — прямо заявил Трамп на одном из американских сталелитейных заводов.
«Уверен, что нынешние пошлины на сталь и алюминий — лишь первые ласточки, — говорит российский экономист Андрей Бунич в интервью изданию «Свободная пресса». — Дальше, на мой взгляд, Трамп перейдёт к энергетическому рынку. Ничто не мешает ему через какое-то время поддержать излюбленный им энергетический сектор США. Трамп может, более того, стимулировать внутреннюю добычу вообще всех ресурсов. Плюс дополнительно стимулировать энергосбережение через налоговую систему. Всё это, я считаю, более чем вероятно. Поэтому сейчас Трамп не собирается на кого-то оглядываться. Его магистральная линия — добиться перевода ключевых производств, обеспечивающих экономику США, на американскую территорию. Плюс стимулировать экспорт недозволенными методами, которые ранее были запрещены — с помощью прямого демпинга и субсидирования... На США будут отныне нацелены и ключевые производственные подразделения, и логистические цепочки».
Говоря проще, руководство США собирается перевести всё самое передовое и приносящее прибыль на свою территорию — и чтобы свою мощь усилить, и стимулировать развитие внутреннего рынка. А то, что при этом могут пострадать свои же союзники по блоку НАТО... Что ж, США на это, похоже, глубоко плевать.
Только попробуйте вякнуть!
А ещё президент США предупредил — если кто-то постарается ввести против Америки ответные тарифные меры, то получит новый удар.
Например, Европе пообещал проблемы с ввозом её автомобилей на территорию США — вместо нынешних 2,5% поднять импортные тарифы на такие авто сразу до 25%! Если это случится, что по европейскому автопрому будет нанесён просто смертельный удар. Потому что американский рынок для этого автопрома решающий — так, в 2016 году Европейский Союз экспортировал во внешний мир шесть миллионов автомобилей, из которых один миллион был продан именно в США.
«Последствия могут оказаться очень серьёзными, особенно для немецкого автопрома, – считает Арндт Еллингхорст, глава департамента по анализу глобального авторынка консалтинговой компании EvercoreISI. – К примеру, BMW ежегодно продает в США 350 тыс. авто, 70% из которых импортируются из Европы. Прибыль от продаж составляет около $9 млрд в год. Поднятие импортных тарифов до 10% сократит размер прибыли на $800 млн»...
Понятно, что Европа (даже при всех угрозах Трампа) в таких условиях и для собственного спасения просто не сможет не оставить действия американцев без ответа. В ЕС уже сегодня раздаются голоса о необходимости ввести ответное повышение тарифов на американскую продукцию — например, на ввоз джинсов или на сельскохозяйственные товары. Впрочем, есть и более радикальные предложения. Например, лидер «свободных демократов» Кристиан Линднер заявил, что вводить пошлины надо не на виски и джинсы, что вообще немного смешно, а разбираться с деятельностью более крупных компаний, таких как Facebook и Google, которые, судя по их многомиллиардным денежным оборотам, на сегодня являются настоящими флагманами американской промышленности...
В общем, мир может опуститься до полномасштабных тарифно-торговых войн, когда никакие соглашения действовать просто не будут. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем уже предупредила о возможном масштабном ущербе от такой войны:
«В торговой войне не бывает победителей. Введение пошлин ставит под угрозу тысячи рабочих мест в Европе, и это должно быть встречено решительным и пропорциональным ответом. Это нанесёт ущерб трансатлантическим отношениям, но потенциально также и глобальной торговой системе, основанной на правилах».
Гитлер явился не на пустом месте
Всё это мне сильно напомнила одну историческую обстановку, которая сложилась в прошлом столетии. Тогда, в конце 20-ых годов Запад потряс масштабный кризис перепроизводства, когда промышленники не знали, куда сбывать свою продукцию. Этот кризис получил название Великой депрессии. Как и сегодня США тогда решили спасаться в одиночку.
В июне 1930 года в Америке был принят закон, выдвинутый двумя республиканцами: сенатором Ридом Смутом и конгрессменом Уиллисом Хоули. Он так и назывался — закон Смута-Хоули. Закон поднимал ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров, главным образом из Европы. Причина повышения такая же, какой сегодня руководствуется Трамп — надо спасать своего товаропроизводителя.
В ответ Европа начала бойкот большинства американских товаров, а на оставшиеся европейцы начали резко повышать уже свои импортные ставки. Разразилась тарифная война, которая била по всем сторонам конфликта и только усугубляла мировой кризис. Больнее всего она ударила по Германии.
«Германия, не имевшая золотых запасов, подобно французам и колониальной империи, подобно британцам, нёсшая к тому же основное бремя выплата долга Европы перед США (за своё поражение в Первой мировой войне), в наибольшей степени пострадала от этих мер, — пишет российский специалист по истории мировой экономики Василий Галин. — Германия находилась под прессом американских долгов, одновременно находясь в пуансоне американских таможенных пошлин».
Однако американцы оставались глухими к просьбам руководства Германской Веймарской демократической республики либо смягчить тарифную политику, либо договориться по долгам. В результате массово закрывались ведущие предприятия страны, выбрасывая на улицу миллионы безработных и тем самым накаляя социальную обстановку внутри Германии.
Такая ситуация, когда внешние кредиторы буквально выжимали из страны остатки её ресурсов, отмечает Галин, просто не могла не привести к тому, что в итоге и должно было получиться — к приходу к власти правого полулиста Адольфа Гитлера и его нацистской партии.
Первым делом Гитлер наложил мораторий на выплату внешних долгов, что привело к настоящему экономическому бойкоту не только со стороны США, но и со стороны других стран-кредиторов. Антигерманская тарифная политика ужесточилась ещё больше. Но Гитлер сдаваться не собрался. С 1934 года он принялся бороться за рост промышленного производства путём гонки вооружения — потому что в силу международного бойкота и жестокой тарифной политики никаких иных способов добиться развития экономики у Германии просто не было.
Вот что писал по этому поводу очевидец всех этих событий известный немецкий философ Вальтер Шубарт:
«Промышленность производит в основном средства уничтожения или средства защиты от грозящего уничтожения. Расходы на вооружение чудовищны. Молодёжь большую часть своего научно-образовательного времени жертвует на военную подготовку... Вооружаются, чтобы избавиться от безработицы. Нужно и дальше вооружаться, чтобы избавиться от безработицы. Благодаря этому экономика становиться «здоровой»... Мы стоим перед дилеммой: или вооружаться до зубов, что ведёт к войне, или разоружаться, что ведёт к массовому увольнению рабочих — и к большевизму».
К марту 1938 года германская промышленность была полностью переведена на военные рельсы, а армия насчитывала в своих рядах более четырёх миллионов солдат и офицеров. Всё это ещё накладывалось и на идеологию нацистов, которые жаждали реванша за поражение в Первой мировой войне.
«Гитлер, как и Вильгельм Второй накануне Первой мировой войны уже не мог ничего повернуть вспять, — пишет Галин. — Они оба были поставлены перед неразрешимой проблемой, на которую ещё за полтора десятилетия до Первой мировой, в 1900 году указывал Сергий Булгаков: «Представим себе, что Германия захотела бы разоружиться; эта мера, благодетельная для всего общества. Однако закрытие заводов Круппа и других фабрикантов, изготавливающих вооружение, выбросило бы на улицу огромное количество безработных». Единственным выходом была только война, которая создавала рынок сбыта для поглощения выпущенной военной продукции — вооружений и избыточной рабочей силы, одетой в солдатские шинели».
В конце концов Вторая мировая война и случилась... Уже в её ходе страны антигитлеровской коалиции пришли к правильному выводу о том, что одной из её причин стали неразумные действия США по ведению политики тарифного протекционизма — в частности, это признавал тогдашний президент Америки Франклин Рузвельт. Поэтому были приняты различные меры, заключены всевозможные международные соглашения чтобы ничего такого больше не повторялось. И эти правила худо-бедно работали, вплоть до недавнего времени, пока в кресло президента США не уселся Дональд Трамп...
Конечно история никогда не повторяется зеркально. И новый Гитлер, который способен довести ситуацию до очередной мировой бойни, вроде как не просматривается. Однако нынешнее положение дел усугубляется тем, что Америка ради своего благополучия идёт не только на нарушение правил международной торговли через неприкрытый и грубый протекционизм, но и на создание по всему миру зон военной нестабильности.
Это прямой намёк мировому бизнесу, и он более чем прозрачен — мол, настоящее благополучное спокойствие вы найдёте только в США и нигде более. Так что миллионные потоки беженцев в Европу, войны на Ближнем Востоке, горящая Украина явно носят рукотворный характер со стороны США. И это только начало, Америка, очевидно, будет провоцировать такого рода конфликты и дальше. А вот чем всё это может в конечном итоге обернуться, какой военной катастрофой не скажет сегодня никто...
Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»
P.S. Как всё это дело может коснуться России? Хотя бы на период, пока не грянула новая мировая война? На первый взгляд — никак. Ведь главными поставщиками стали и алюминия в США являются Китай, Европейский союз и Индия, а Россия занимает в этой сфере торговли с США очень незначительное место — 9% от всего стального экспорта нашей страны. Так что если трамповские тарифы и откликнутся у нас негативом, то только у российской металлургической промышленности, причём у самой небольшой её части. Мало того, есть даже мнение, что реформы американского президента даже пойдут на пользу нашей стране. Например так считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев:
«Во-первых, Россия может искать себе выход на другие рынки, допустим на китайский. Во-вторых, я думаю, что Европа, как только она начнёт сейчас эти торговые войны с Америкой, вдруг решительно поймёт, что санкционный режим, который Америка ей навязала при Обаме, ей он невыгоден. У европейцев действительно появляется очень важный стимул иметь нормальные или предыдущие отношения, досанкционные с Россией как запасной вариант и как давление на Америку. Если Америка сегодня каким-то образом ведет давление в виде тарифов, пошлин, квот... ну, переориентироваться на Россию. И с этой точки зрения, может быть, мало что потерять, а может быть, что-то выиграть. Я думаю, Россия может считать, что торговые войны пойдут на пользу».
Однако другие специалисты придерживаются иной точки зрения. Прежде всего потому, что Россия сегодня прочно встроена в мировую капиталистическую систему. И любые проблемы этой системы неизбежно отзовутся на российской экономике и потянут её вниз. Вот что, к примеру, думает об этом известный экономист Михаил Хазин:
«Да — на этой неделе начинается конец капитализма. Капитализм может существовать лишь пока рынки расширяются. Т.к. рынки начнут уменьшаться — то это как раз и есть тот момент, когда капитализм всё.
Капитализм в США и ЕС на данный момент перешёл в социализм, а для эмигрантов в коммунизм, но опять коммунизм был побеждён. Ибо слишком большие долги у Системы.
Россия вписана в Мировую Систему и поэтому нас ждут такие же катаклизмы. Вопрос только почему?
Да — мы вполне могли бы благополучно пережить кризис капитализма, но нам необходимо срочно менять модель движения и перестать откачивать ресурсы во вне. Ну сколько можно?
Против внешнего курса президента невероятно сложно находить аргументы. Вся предвыборная кампания основана на сильной стороне Путина — мы успешно продвигаем интересы Газпрома и Роснефти во вне. Но нас как граждан всё-таки больше должен интересовать внутренний успех.
Вся страна в долгах, ВУЗы готовят не пойми кого, при наличии всех технологий мы имеем 0,5-1 завод-калеку, а то и одну лабораторию с пенсионером-академиком. Этого мало! И этого не замечают.
Хоть ссы в глаза — всё божья роса.
Россия готова к наступающему мегакризису капитализма?
Ответ — нет!».