МИД России тяжело болен
На страницах всемирной Сети появилось открытое письмо президенту Путину, премьер-министру Медведеву, Генпрокурору Чайке, председателю Счётной палаты Степашину и директору ФСБ Бортникову. Под обращением стоят фамилии и подписи около 40 сотрудников МИДа, которые обвинили главу внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова и его ближайшее окружение в «коррупции, беспрецедентном разворовывании бюджетных средств и государственного имущества».
Как пишет по этому поводу газета «Известия»:
«В открытом письме перечисляются десятки конкретных фактов — начиная от покупок 100 автомобилей по завышенным ценам, превышении смет на строительство и капитальный ремонт различных объектов за рубежом, одних и тех же фирмах, участвующих и регулярно побеждающих в тендерах, раздачи ведомственных квартир в центре Москвы «своим» людям и невозможности простым сотрудникам получить жилье по очереди — хотя много сотрудников стоят в ней по 10-20 лет, и на строительство для них квартир из бюджета были выделены 12,6 млрд рублей, которые еще 5-6 лет назад были перечислены строительным фирмам. Ни квартир, ни денег нет, утверждается в открытом письме первым лицам государства.
Также в письме рассказывается о махинациях с земельными участками, выделенными под строительство, незаконных приватизациях санаториев, закупках оргтехники и т. д. Один из «мелких» грехов — множество служебных машин, которое руководство использует не по назначению. Во всех схемах, утверждают авторы, участвуют первые лица МИДа и ГлавУпДК при МИД России...».
Журналисты «Известий» повстречались с некоторыми авторами письма. И вот что любопытно — в открытую эти подписанты отрицают своё авторство и говорят, что их «кто-то подставил». Но вот другие сотрудники МИДа, согласившиеся говорить с журналистами анонимно, фактически подтверждают изложенные в послании компрометирующие факты. Так что положение в нашем внешнеполитическом ведомстве, по всей видимости, более чем серьёзно.
По мнению ряда специалистов, сама коррупция во многом стала возможной благодаря пагубной кадровой политики нашего МИДа, где людей зачастую подбирают не по принципу профессионализма, а в силу «блатных» связей — родственных, коммерческих, властных и т.п.
А ведь речь идёт не о какой-то там шарашкиной конторе, а о важной государственной структур, от которой напрямую зависят очень многие вопросы нашей государственной безопасности!
Знать не желает знать
Многие аналитики полагают, что такая тревожная ситуация возникла не сегодня и даже не вчера. К сожалению, традиция вопиющего непрофессионализма тянется за МИДом уже не одно столетие.
Есть версия, что кризис российской дипломатии начался сразу после Отечественной войны 1812 года, когда Россия утратила наступательный характер своей внешней политики. Вот что об этом написал украинский историк Дмитрий Табачник (его слова и сегодня звучат очень актуально):
«После Крымской войны и русско-турецкой войны 1877—1878 годов среди русского офицерства и генералитета распространилось мнение о неэффективности отечественной дипломатии. Её обвиняли в бездействии по защите национальных интересов и сдаче побед русского оружия за столом переговоров. Действительно, в прошлое ушла блестящая дипломатия Екатерины Великой, плодами которой страна пользовалась ещё долгие годы. На смену ей пришла дипломатия бюрократическая, заформализованная, пассивная, ограничившаяся исполнением сугубо протокольных и церемониальных функций. Особенно неудачным был подбор дипломатических представителей — за немногим исключением, они в лучшем случае бездействовали, а в худшем — фактически работали в интересах иностранных государств».
Такое происходило во многом потому, что на дипломатическую работу брали людей не за профессионализм, а исключительно за знатность рода, степень приближённости к царскому двору. Ещё бы! Ведь работа дипломата давала возможность знатным бездельникам за казённый счёт длительное время проживать за границей. Дело порой доходило до того, что такие послы годами не отчитывались перед МИДом, а приструнить «придворных» дипломатов министерство откровенно боялось. В результате без должного контроля послы нередко становились прислужниками чужой дипломатии, превращаясь в агентов иностранного влияния.
При последнем царе Николае Втором таковых оказалось очень много. К примеру, посол в Британии граф Бенкендорф. Он мало считался с МИДом и за долгие годы пребывания в Англии настолько оторвался от Родины, что стал защищать интересы уже не России, а британской внешней политики. Этот посол был одним из тех, кто втянул нашу страну в антигерманский военный блок Антанта, а потом и в Первую мировую войну, которая была абсолютно не нужна ни нашему народу, ни нашему правительству.
Итог той войны был очень печален — Российская империя была сметена революционной бурей 1917 года.
Крёстные «мамы» и «отцы»
К сожалению, уроки царской России ничему не научили последующую советскую дипломатию. Правда, была кратковременная эпоха Сталина с большими успехами во внешней политике. Такое стало возможным потому, что Сталин рассматривал дипломатию как важнейший инструмент внешнего воздействия, наравне с армией и флотом. Поэтому на эту работу отбирались жёсткие и умелые профессионалы.
Однако после смерти вождя кадровая политика МИДа Советского Союза постепенно вернулась к царским порядкам. Только теперь дипломатов набирали уже не по княжескому происхождению, а по принадлежности к партийной элите.
На этой «непыльной» и престижной работе подвизались дети практически всех без исключения деятелей ЦК КПСС — Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Гейдара Алиева и многих других партийных чиновников. Так же, как и в царские времена, в МИДе просто побаивались таких дипломатов и преступно закрывали глаза на их промахи.
Кроме «блатных» на дипломатическую работу нередко направляли отставных партийных чиновников, вышедших на пенсию или попавших в немилость. Для них работа за границей была сродни халявному экзотическому отдыху...
Но плохое отношение к своей работе — это ещё полбеды. При советском министре иностранных дел Андрее Громыко в стенах министерства стала процветать махровая коррупция.
Очевидцы рассказывают, что многие наши дипломаты открыто занимались спекулятивными операциями — скупали дефицитные заграничные товары, а затем перепродавали в Союзе через систему валютных магазинов «Берёзка». А «крёстной мамой» всего этого бизнеса считают супругу самого министра, которая, помимо всего прочего, ещё и любила принимать богатые подношения в виде роскошных ювелирных изделий. Эти подношения, рассказывают, стали обязательным ритуалом для всех дипломатов, гарантией их стабильной карьеры.
Спекуляция на самом высоком уровне открыла дверь и более страшным вещам. Так, многолетним другом семьи Громыко был советский посол в ООН Аркадий Шевченко. Это он главным образом снабжал супругу министра заграничным барахлом, а заодно ещё тайком работал... на ЦРУ. Наша контрразведка подозревала Шевченко в шпионаже и несколько раз предлагала Громыко отозвать посла из Нью-Йорка. Но Андрей Андреевич не давал друга семьи в обиду. Пока тот сам не сбежал к американцам в 1978 году.
Бывшие сотрудник КГБ и сегодня говорят, что шпионская деятельность Шевченко нанесла нашей стране огромный, невосполнимый урон...
Но Шевченко оказался не единственным предателем, любовно выращенным в стенах МИДа при непосредственном участии Громыко. Один только «крёстный отец» разрушительной для страны перестройки, бывший много лет послом в Канаде Александр Николаевич Яковлев, чего стоит!
По некоторым данным, американцы завербовали его ещё в 1960 году...
Перемен, требуют наши сердца
А при Ельцине о какой-то серьёзной внешней политике и говорить не приходилось. По сути, она попала в полную зависимость от Соединённых Штатов Америки. Чтобы убедиться в этом, стоит почитать мемуары бывшего помощника американского президента Билла Клинтона Строуба Тэлботта. Американец открыто и откровенно пишет о том, как наш министр иностранных дел Андрей Козырев по поводу и без повода бегал за советами в Государственный департамент США, словно там, а не в Кремле находилось его непосредственное начальство.
В итоге провалы во внешней политике были просто ужасающими. Продвижение НАТО на восток, агрессия США против Югославии, потеря друзей и союзников, предательская подготовка к тайной передаче Курильских островов Японии...
Впрочем, стоит признать, что отдельные дипломатические работники пытались мужественно отстаивать интересы России. После событий в Южной Осетии, многие в нашей стране узнали имя российского посла в ООН Виталия Чуркина. С достоинством дипломата великой державы он вёл и до сих пор ведёт нелёгкую борьбу с послами западных стран, которые покровительствуют бандиту Саакашвили и исламским террористам в ближневосточных странах.
А впервые фамилия Чуркина стала широко известной на международном уровне во время войны в Боснии, в 1995 году. Будучи нашим спецпредствителем на Балканах, Чуркин тогда предложил очень удачный план мирного урегулирования, в полной мере отвечавший интересам боснийцев, хорватов и сербов. Европа дала добро на этот план. Но тут вмешались американцы, которые имели свои балканские планы. По их приказу Козырев тут же убрал Чуркина с его поста. К нормальной дипломатической работе Чуркин смог вернуться только после отставки Козырева, этого, по образному выражению Владимира Жириновского, самого иностранного из всех министров иностранных дел...
Увы, тяжкое наследие Козырева до сих пор висит проклятием над нашим МИДом. Так, неизвестно, кому в голову пришла идея назначить послом России на Украине бывшего премьера (ныне покойного) Виктора Черномырдина. Уже упоминавшийся профессор Табачник с возмущением пишет, что Виктор Степанович абсолютно ничего не сделал для укрепления влияния России в этой республике. Вся его работа сводилась к сухим протокольным и «тусовочным» мероприятиям с местной политической элитой. А тем временем на Украине произошла прозападная «оранжевая революция», к власти пришёл откровенно русофобский режим.
«Ничего сделано со стороны России не было, напротив, окаменевшее «спокойствие» российских дипломатов объективно способствовало беспрепятственному превращению Украины в подмандатную территорию США», — справедливо подчёркивает киевский профессор.
К сожалению, преемник Черномырдина Михаил Зурабов (проваливший в России пенсионную реформу) оказался нисколько не лучше...
Примерно то же самое можно говорить и о наших провалах в Грузии, где к власти прорвалась американская марионетка, похлеще украинских «оранжистов». Не так давно разведка республики Абхазии обнародовала список российских деятелей, которые являются лоббистами грузинских интересов, немало поспособствовавших появлению в Тбилиси режима Саакашвили. В этом списке имелись такие одиозные личности, как бывший шеф МИДа Козырев, бывший помощник Ельцина Геннадий Бурбулис... А ещё в список попал Игорь Иванов, который как раз возглавлял наше внешнеполитическое ведомство во время грузинской «революции роз». Хоть сейчас он и ушёл из министерства, но до сих пор продолжает оказывать немалое влияние на его сотрудников.
В общем, неудивительно, что мы долгие годы безропотно терпели издевательства со стороны Грузии, которая в конце концов при нашем же попустительстве обнаглела до того, что начала в Южной Осетии войну.
Кстати, именно «благодаря» нашей дипломатии, признаемся честно, Россия выходила из осетино-грузинского кризиса практически в полной международной изоляции. Мало того что практически все западные страны отказались принимать нашу точку зрения, мы не услышали слов прямой поддержки и от тех, кого традиционно считали своими внешними друзьями. Зато «неожиданно» для МИДа получили поддержку от Кубы и даже от натовских Словакии и Турции, то есть от тех, к кому всегда относились настороженно.
А вот наши «братья-славяне», вроде Белоруссии и Сербии, коих мы всегда, нередко даже в ущерб собственной репутации, защищали на международной арене, предательски затаились. И ладно бы просто молчали! МИД «батьки» Лукашенко, к примеру, оценивая ситуацию в Южной Осетии, когда там лилась кровь, нёс примерно ту же словесную чепуху о «необходимости скорого вывода российских войск», что и президент США Джордж Буш...
Согласитесь, что всё это свидетельствовало о глубочайшем кризисе, который постиг российское внешнеполитическое ведомство. И даже больше — наша дипломатия, по сути, продемонстрировала неспособность в полной мере защищать интересы Российского государства.
Конечно, это может звучит и резко, но становится вполне очевидно, что наш МИД нуждается в серьёзной «перетряске». Руководству страны, возможно, следует поднять значение этого ведомства до того уровня, который был у МИДа в сталинские времена. То есть сделать министерство таким же важнейшим рычагом влияния государства, как силовые и правоохранительные ведомства, с соответствующим кадровым отбором. Чтобы туда шли работать не блатные любители заграничной экзотики, не отставные чиновники, провалившие свой основной фронт работ, не блатные жулики, а настоящие патриоты России...
Вадим Андрюхин, главный редактор